Выступление на родительском собрании Роль и место семьи в воспитании ребенка

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34










«Роль и место семьи
в воспитании ребенка»

(родительское собрание в школе)








Социальный педагог: Марченко Т.Н.








г. Новошахтинск
Цель: повысить уровень воспитательной функции семьи.

Семья является важнейшим институтом социализации и фактором развития личности ребенка. Именно в ней он рождается, получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, опыт социального взаимодействия, усваивает систему человеческих ценностей и межличностных отношений. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.
Семья-это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека, затрачивая как духовные, так и материальные средства.
Воспитание детей в семье – очень тонкое и нелегкое искусство. Оно требует от родителей многих знаний и нравственной чистоты. Велика психологическая, коммуникативная роль семьи, организация досуга и отдыха, укрепление здоровья человека. Без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым.
Это присуще семье прочной, сплоченной, имеющей здоровый морально-психологический климат, достаточный уровень общей и педагогической культуры.
Велико влияние на детей нравственной атмосферы, психологического климата семьи, внутрисемейных взаимоотношений: любви, уважения и требовательности к детям.
Семейное воспитание – процесс целенаправленной деятельности по формированию личности ребенка, требующий выбора форм, методов и воспитательных средств, используемых родителями.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственна непрерывность и продолжительность. Сама естественная жизнь в семье учит детей очень многому. Семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям. Оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения.
Как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные – несчастливы каждая по-своему.
Существует несколько причин неправильного воспитания. Прежде всего, это две крайности в отношении к ребенку: либо чрезмерная требовательность, жесткая регламентация и контроль, либо – недостаток контроля и полное попустительство. А также - чрезмерное беспокойство родителей по поводу его здоровья или будущего, отношений со сверстниками.
Можно выделить несколько типичных родительских внутрисемейных ролей: активный лидер («мое слово-закон»), аналитик (в крайнем выражении - тип зануды, постоянно анализирующий каждый шаг ребенка),
Комментатор («вот ты помыл руки с мылом – и к тебе не пристанет бацилла»), посредник («пойду-ка я поговорю с Васькой - почему он не хочет с тобой играть»), роль старшего помощника и друга.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка какая-то роль может срабатывать, какая-то – нет. Не стоит долго читать нравоучения мальчикам и девочкам, у которых большая потребность в эмоциональной пище. И рискованно с тихим, робким ребенком обращаться резко, грубо. Если это девочка, то всемогущий образ отца может способствовать ее страху перед всеми мужчинами вообще. Когда она вырастет, у нее могут не сложиться семейные отношения, она вообще может не выйти замуж. Если же это мальчик, да еще который не может получить пищу для самоуважения в школе, в среде сверстников, то впоследствии, как механизм компенсации потерь, у него могут развиться жестокость и цинизм.
Одно из главных условий правильного воспитания – это принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом.
Выход из неприятных ситуаций зачастую можно найти не методом запрета, а путем переключения энергии подростка в полезное русло. Ломает стулья, будильники и др. – запишите его в кружок «Умелые руки». Дерзит, грубит – надо разобраться, в чем причина, ведь нередко дети это делают, чтобы привлечь к себе внимание родителей, вечно занятых то стиркой, то варкой, то своими «междоусобицами». Нервозность родителей сразу передается детям. А разногласия матери и отца в отношении к поступку сына или дочери вообще могут вывести подростка из-под контроля. Спектр переживаний детей на почве внутрисемейных отношений очень широк. Это, прежде всего, страх наказания, страх быть покинутым, отвергнутым, страх потери родительской любви, страх непонимания со стороны родителей.
Родители не придают большого значения своим сказанным в сердцах резким, грубым словам, а дети порой не в состоянии понять , что это не мнение, а лишь эмоциональная реакция. Они все понимают буквально.
Наиболее частые способы реагирования детей в таких ситуациях – это пассивный уход в себя или демонстративная агрессивность. Когда вы пытаетесь подавить агрессивного ребенка, вы не решаете этим возникшую проблему, а только загоняете ее вглубь. Всегда нужно выявить причину агрессии, и не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Возможно, эта причина кроется в недополучении ребенком необходимого: любви, ласки, внимания и контроля, уважения и доверия, помощи в складывании правильной системы ценностей.
Семья с доминирующим тщеславием родителей (или одного из них) более всего хлопочет о том, чтобы ребенок чем-то выделялся в обществе: одеждой или способностями, практичностью или чем-то еще. Этот эгоцентризм может стать для ребенка роковым. Жизнь впоследствии может так ударить, что выделиться будет нечем. Можно стать нищим, попасть в тюрьму, не поступить в институт. И как тогда жить, если человек с детства не привык честно и с достоинством проигрывать?
Семья с агрессивной атмосферой готовит обществу будущего хама. Если родители между собой не могут разговаривать иначе, как в резких выражениях, язвительно и грубо, то наивно с их стороны ожидать от детей уважения к людям и вежливого обращения. «Если в зеркало смотрит обезьяна, из него не выглянет апостол».
Воспитывать гармоничного (душевно благополучного) ребенка непросто. Гармоничный человек непременно вовлечен в какое-то интересное, доброе дело. Труд ему приносит радость.
Гармонично развиваться может только тот ребенок, у которого в семье есть право выбора, которому родители ничего не навязывают насильно. Ребенка надо любить и выражать внешне эти свои чувства.
Логическая цепочка, которую должны сохранить родители:
Любовь-Доверие-Понимание-Поддержка.

Желаю Вам успеха в воспитании детей!















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

15