Круглый стол Комплексное решение проблем адаптации пятиклассников через организацию работы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Номинация «Методическая копилка»


Авторы работы:
Орлова Елена Леонидовна, учитель начальных классов,
Виниченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов,
Симонова Светлана Павловна, учитель начальных классов
МОУ «Школа №22 города Донецка»




Открытое мероприятие для педагогов

«Круглый стол»

Комплексное решение проблем адаптации пятиклассников
через организацию работы по преемственности
при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено











Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком Л. С. Выготский
Цели:
обсудить проблемы организации психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников и определить пути их решения;
выработать линии поведения, единые требования классных руководителей и учителей- предметников;
создать систему единых взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе.
Задачи:
Организовать взаимодействие педагогов начальной и основной школы во избежание затруднений у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности.
Выработать систему единых педагогических технологий с учетом психологических и возрастных особенностей на средней ступени обучения.
Привлечь внимание педагогического коллектива к вопросам сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Оборудование: презентация, бумага, маркеры.
Ход работы
Организационная часть. Участники круглого стола делятся на творческие группы: «учителя», «ученики», «родители».
Каждая группа работает за отдельными столами и назначает «аналитика». Творческим группам предлагается в течение минуты сформулировать проблемы адаптации пятиклассников с точки зрения учеников, их родителей и учителей, записать на отдельном листочке, сдать своему «аналитику». Затем они собирают ответы и готовят общий анализ практического задания в устной форме.
Психологический настрой.
Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.
Боэций
В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет пятиклассникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.
Вхождение в тему. Определите и сформулируйте, какие ассоциации связаны со словом «адаптация».
Попробуем сравнить наши ассоциации с определением понятия «адаптация» представленным учёными.
Выступление психолога «Психологические аспекты адаптации пятиклассников. Возрастные особенности младших подростков»
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Переход учеников из начальной школы это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача разобраться в том, что происходит в переходный период с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими трудностями они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь ребятам могут оказать классные руководители и учителя-предметники.  Проблема у детей: в 5-м классе дети переходят к новой системе обучения «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Нет группы продлённого дня, где дети совместно выполняли домашнюю работу, разбирали трудные задания, где всегда можно было обратиться за помощью к одноклассникам и учителю. Большинство детей переживают это событие, как важнейший шаг в своей жизни.
В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Многие учащиеся «шалеют» от свободы и носятся по всей школе. Важно понять, что всё это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым. В этот период одних детей охватывает тревога, робость, другие, наоборот, становятся развязными, возбужденными, суетливыми. Иногда нарушается аппетит, сон. Дети могут стать забывчивыми, неорганизованными. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Рекомендации учителям - предметникам
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседаниях методических объединений выработайте единые требования к учащимся (соблюдение единого орфографического режима, критерий оценивания).
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не к ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
Предполагаемым результатом подобной работы является благоприятная адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. При этом показателями успешности адаптации пятиклассников будут служить: высокая познавательная активность, благоприятный климат в классе.
Отчёт творческой группы о результатах вступительного анкетирования.
Выступления учителей, работающих в пятых классах.
Проблема преемственности в обучении на переходном этапе от начальной школы в среднее звено.
Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
Очень образно процесс преемственности описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: « это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя, она кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».
Учителя-предметники понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные и ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия для безболезненного преодоления возникающих трудностей.
·
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, на подготовку, предшествующую уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Учителю-предметнику следует провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока. Желательно провести совместные математические олимпиады или тематические праздники, родительское собрание, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.
Необходимы взаимопосещения уроков. Для каждой пары « учитель начальной школы – учитель-предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать окончание 4 класса и начало 5 класса. В данной программе правильно было бы отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.
Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем-предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.
Итак, задача учителей начальной школы и учителей основного общего образования максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.
Подведение итогов «Круглого стола». Выработка рекомендаций.
Кризис перехода учащихся в основное общее образование связан не с закономерным рубежом психологического развития детей. Он создаётся логикой обучения в школе, несоответствия программ, резким и непродуманным переходом из одной социальной ситуации в другую. Он порождён взрослыми, а значит, они и ответственны за его преодоление. Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий. Прежде всего, уже в середине учебного года администрация школы должна иметь чёткие представления о том, какая команда педагогов «возьмёт» выпускные классы начальной школы и поведёт их дальше. Второе условие – должно быть налажено серьёзное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена. Третье условие – у школьной администрации должно быть чёткое понимание, что серьёзная работа по организации преемственности необходима в каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.
Алгоритм организации работы по преемственности
1.Образование временного МО учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)
2.Договоренность об общих целях, уровне учебных достижений (портрет выпускника), использовании общих технологий.
3.Открытые уроки в 4 – 5-х классах для учителей МО.
4.Совместные уроки в 4-м классе учителей основной и начальной школы.
5.Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса.
6.Обсуждение и решение проблем адаптации учащихся в 5-х классах.
7.Определение эффективности обучения: диагностика, анализ.
Рефлексия участников круглого стола.
Уважаемые коллеги, в заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Но сначала мы хотели бы вам рассказать небольшую притчу:
«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей. Красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.
Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.
Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».
Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по два человека из каждой группы и выберите шляпу.
Итак, у нас образовано шесть групп:
- Участников с белой шляпой мы просим поделиться (очень кратко) детали психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников.
- Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия – адаптация и преемственность.
- От группы черных шляп мы ждем критический взгляд на проблему преемственности на современном этапе. Нужна ли преемственность между начальной и средней школой?
- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, мы ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества преемственности?
- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации преемственности.
- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового.
Спасибо за внимание!




















15