Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения.


Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения.
В этой статье мы рассмотрим проблему адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Эта проблема всегда была и остается актуальной как для учителей, так и для учащихся и их родителей. На основании изученных статей и собственного опыта мы выявили некоторые трудности, с которыми сталкивается ребёнок при переходе из начального звена в среднее. Именно они, на наш взгляд, оказывают основное влияние на появление дезадаптации у пятиклассников.
Психолог Брилинг Елена Евгеньевна в своей статье "Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации" указывает на следующие трудности, возникающие у ребёнка при переходе в пятый класс:
- изменение условий обучения. В начальной школе рёбенок постоянно находится в одном кабинете, его окружают одни и те же ребята. Он привыкает к требованиям своего учителя по выполнению заданий, ведению тетрадей. При переходе в 5-й класс рушится привычный микромир ребёнка, появляется проблема множественности. Вместо одного учителя появляется много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете;
- изменение требований. У каждого учителя-прёдметника в средней школе есть свои требования, зачастую они расходятся с требованиями учителя начальных классов; их рассогласованность усложняет процесс адаптации в средней школе.
- отсутствие индивидуального контроля. Педагог начальной школы, помимо функции обучения и воспитания учащихся, осуществляет индивидуальный контроль за их поведением и взаимодействием в течение дня. Также он помогает учащимся организовывать учебный процесс, отслеживает выполнение домашних заданий. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход зачастую исчезает, что естественно, учитывая большую нагрузку учителей-предметников и большее количество учащихся средней школы. Быстро выявить и запомнить индивидуальные особенности каждого учащегося за 2-3 часа в неделю практически невозможно. Классный руководитель в средней школы также не может, как классный руководитель начальной школы, осуществлять постоянный контроль за своим классом. Таким образом, из-за резкого перехода от индивидуального подхода к обезличиванию у учащихся создается впечатление, что никому из учителей они не нужен. Помимо других негативных последствий, это приводит к расколу коллектива, образованию так называемых "плохих компаний" и "ботаников", что очень болезненно переносится детьми, учитывая переходный возраст учащихся.
- пробелы в знаниях. В средней школе при появлении пробелов в той или, иной теме учащиеся зачастую стесняются подойти к учителю с вопросом или, не понимая важность, не считают нужным этого делать. В результате пробелы накапливаются как "снежный ком". Не поняв предыдущие темы, учащийся столкнётся с проблемами усвоения дальнейшего материала, что приведёт к не успеваемости.
Помимо этих аспектов, на мой взгляд, немаловажными факторами, усложняющими адаптацию ребёнка в пятом классе являются: ослабление контроля со стороны родителей и переходный возраст учащихся.
Ослабление контроля со стороны родителей. Обычно для родителей переход ребёнка в пятый класс означает проявление большей самостоятельности и ведёт к ослаблению контроля с их стороны. Некоторые родители не в состоянии помочь своему ребёнку разобраться в той или иной теме. Другие просто считают, что их ребёнок уже вырос, и в состоянии сам контролировать своё обучение, усвоение материала и выполнение домашнего задания.
Переходный возраст учащихся. Доктор психологических наук Л.Ц. Кагермазова в своей книге "Возрастная психология" определяет кризис отрочества как кризис между стабильным младшим школьным и подростковым возрастами. Она делает акцент на том, что в этом возрасте у учащегося меняется мотивация обучения: учеба превращается в одну из обязанностей, прежние мотивы учения (одобрение) не действуют. В связи с этим появляется отрицательное отношение к школе и к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями.
Кроме того, она указывает на то, что в этом возрасте у ребенка появляются размышления о себе как личности, пределах своих возможностей; идёт ориентировка на свои качества и умения как основное условие решения любых задач.
Наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Вероятность попасть в «плохие» компании, заиметь плохие «взрослые» привычки (сигареты, выпивка) из-за желания казаться взрослым.Лаура Цраевна указывает на то, что в этом возрасте учёба отступает на задний план. Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Главная потребность – найти своё место в обществе, быть «значимым» среди сверстников. Компании выбирают по привлекательности занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе – он «уходит» из школы и психологически, и иногда буквально.
Совокупность этих факторов и создает ситуацию неуспеха у ребёнка, которая ещё больше усложняет процесс адаптации.
Основными симптомами школьной дезадаптации являются: нарушения учебной деятельности, поведения, конфликтные отношения с одноклассниками и взрослыми, чувство собственной неполноценности, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, частые эмоциональные расстройства.
В связи с существующими трудностями, разработаны способы помощи учащимся в адаптации при переходе из начальной школы в среднюю.
1. Введение общего для всей школы орфографического режима благотворно скажется на решении проблемы рассогласованности требований педагогов, так как большинство требований учащийся узнает и привыкнет соблюдать с первого года обучения в школе.
Для облегчения адаптации учащихся при переходе в среднее звено целесообразно организовывать в первые 2-3 месяца нахождение учащихся в одном кабинете. За это время они привыкнут к разным педагогам, смогут познакомиться с расположением кабинетов в школе, выучат расписание. Кроме того, в эти несколько месяцев классный руководитель сможет помочь учащимся организовать учебный и внеучебный процессы.
Знакомство классного руководителя средней школы со своим классом целесообразно начинать, когда учащиеся находятся в 4 классе. Он может посещать уроки своего будущего класса, общаться с классным руководителем об особенностях учащихся.
В начале обучения в средней школе для лучшей адаптации учащихся и более эффективного контроля родителями будет лучше, если учителя-предметники будут доводить до сведенья родителей особенности системы оценивания. Так же это будет способствовать развитию умения у учащихся самостоятельно анализировать свои ошибки. Кроме того, оценочная деятельность на первом этапе обучения в 5-ом классе должна носить поддерживающий и стимулирующий характер.
При работе с пятиклассниками учителям необходимо учитывать особенности этого возрастного периода. Для поддержания мотивации к учебе необходимо больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе.
Активное участие пятиклассников в общешкольных мероприятиях, наравне с другими старшеклассниками будет способствовать более успешной их адаптации.
Таким образом, для успешной адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее необходима совместная работа классных руководителей 4-ого и 5-ого классов, родителей, педагогов-психологов, педагогов-предметников и социального педагога.