Конспект урока Размышления у парадного подъезда

33
7а от 19.01.
7б от 19.01.
7в от 19.01.
2017

Тема: Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением «Размышления у парадного подъезда».

Задачи:

предметные:
продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова; обозначить главную тему некрасовской поэзии; учить видеть в стихах поэта авторское отношение к проблеме;

метапредметные:
познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста; постараться обеспечить сильное эмоциональное впечатление; работать над расширением словарного запаса учащихся;

личностные:
на примере размышлений автора о народе, его угнетённом положении воспитывать нравственные человеческие качества: гуманизм, сострадание, милосердие, доброту.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: слово учителя, коллективная работа, работа в парах.

Технология: исследовательско - информационная.

Оборудование: видеоролик.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверить отрывок наизусть.
Работа в группах.

Актуализация опорных знаний.

Проверка ранее полученных знаний в виде теста в двух вариантах (приложение).
Ответы:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
4
2,4
2
4
4
3
2
1
4
3

2
2
2
2
4
1
4
3
2
4
3


Самостоятельная работа на оценку.

Мотивация УУД. Целеполагание.

Это было раненое сердце, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости Ф.М. Достоевский


Эти бедные селенья
Эта скудная природа-
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Расскажите о чувствах, которые возникли при прочтении стихотворения.
О чём это произведение?
Слушают, осмысливают, настраиваются на работу.












Делятся впечатлениями.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством и личностью великого русского поэта Н.А. Некрасова.
Оформление темы.

Работа над темой.

Беседа с учениками. - Каким настроением наполнено стихотворение?  - О чём оно? - Кто ещё из писателей и поэтов писал о судьбах русского народа, выражая к нему своё сочувствие, сострадание? - Не исключением был и Н.А.Некрасов, чьё стихотворение «Размышление у парадного подъезда» вы должны были прочитать дома.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения. - На сколько частей вы разделили стихотворение? Почему?
( На четыре: 1ч.- подъезд в обычные и торжественные дни; 2ч. – крестьяне у подъезда; 3ч. – «владелец роскошных палат»; 4ч. – страдания русского народа)
Работа с текстом стихотворения. Элементы анализа текста.
1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Какое настроение?
2. Почему стихотворение так называется?
Подберите синоним к слову размышления (раздумья).
Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.

3. Какова тема стихотворения? (Тема народа)

4. Стихотворение построено на контрасте, антитезе, и это видно уже в 1-ой части.
5.Что же противопоставляется?
(Парадный подъезд в торжественные дни и обычные – устное рисование)
6. Работа с иллюстрацией худ. А. Лебедева.
Какой момент стихотворения раскрывает данная иллюстрация?
Подтвердить текстом стихотворения.

- Какую лексику использует Некрасов?
(Слова с уменьшительными оценочными суффиксами:
«армячишко худой», «долгонько», «в домишке»;
пилигримы - странники

7. А какими вы увидели крестьян?

8. Как вы думаете, как автор относится к крестьянам?
(Некрасов точно и правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились как представители всего бедного и бесправного русского крестьянства. Он сочувствует им. Но последняя строчка этой части говорит о том, что автор возмущён покорностью народа, его рабским отношением к вельможам.)

9. «И пошли они, солнцем палимы» Значит, уже полдень.
Давайте посмотрим, что же в это время делает владелец роскошных палат?
(«Ещё сном был глубоким объят»)

- Зачем к нему пришли крестьяне? (За помощью)

- Почему не помог им этот вельможа? (Счастливые глухи к добру)

- Меняется ли голос поэта? (Гневное обличение вельможи, автор призывает вельможу одуматься: «Пробудись! Вороти их!» Называет его саркастически героем.
Но что сделал этот «герой» для России?)

- Какую интонацию, какой художественный прием мы слышим? (Иронию)

10. А с какими словами вы, ребята, обратились бы к владельцу роскошных палат?
11. Этот напряженный лиризм разрешается прямым обращением к родной земле.
Многие исследователи творчества Некрасова, критики называют эту часть песней-стоном.
-Каким стихотворным размером написана эта часть? (Трехсложный размер – анапест; на стихи, сложенные анапестом, легко ложится музыка.)

- Какую музыку мы слышим? (Стон)

- С какой целью пять раз повторяется слово стон?
(Нарастает эмоциональное напряжение, словно нарастает сам стон)

- Как называется такой художественный приём? (Повтор)

12. «Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской землёй?»
И вот мы уже на берегу великой русской реки Волги, любимой реки Некрасова. Стон мужика подхвачен бурлацким хором.
Этот стон, это напряжение удивительно передает художник Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на Волге».

13. Так есть ли место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал? Какой строчкой автор отвечает на этот вопрос?
(«Где народ, там и стон»)

14. Какой художественный прием использует автор, чтобы показать картину народного горя?
(«Волга! Волга! Весной многоводной Риторическое обращение
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля» Сравнение

Слово учителя.
Стонет Россия от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова. Но не стоном заканчивается стихотворение «Размышления у парадного подъезда», а размышлением, раздумьем поэта о судьбе народа. И мы слышим вопрос, обращение к народу:
Эх, сердечный!..
Ты проснёшься ль, исполненный сил?
Заключительное слово учителя.
После написания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» пройдут годы. Для Некрасова они будут годами глубокого исследования народной жизни, её нравственного потенциала. Поэт создаст поэмы о народе. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:
Вынесет всё и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе
Поэт сочувствовал народу и верил в его могучую силу.









Озаглавить части.



Анализируют, делают выводы, строят высказывания, дополняют друг друга.



Кратко конспекти-руют.



Итог урока: Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу. Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова.
Как вы думаете, какие чувства и мысли вызвала у Некрасова сцена, рассказанная ему женой и увиденная им самим? Как мы узнали об этих чувствах? Насколько они были сильны? Подтвердите текстом воспоминаний.
( Чувство гнева, сочувствие к крестьянам, мысль о несправедливости по отношению к крестьянам. Сжал губы и нервно пощипывал усы.
Находился в состоянии хандры, ничего не писал, но, увидев, как прогоняют крестьян, через два часа написал стихотворение.)
Будничная, обычная ситуация, а из-под пера мастера возникла целая картина, целая история.
В 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было напечатано стихотворение, которое издатель, а это был А.И. Герцен, сопроводил примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».


Рефлексия.

С какими мыслями вы уходите с урока?
Обоснуйте.
Анализируют, обобщают, делают выводы.

Д/з., оценивание.

Стр. 279-287.
Запись в дневник.

Приложение























Тест по литературе «Некрасов Н. А. «Русские женщины»» Вариант №1
Начало формы
1. Укажите жанр произведения Н. А. Некрасова «Русские женщины». 1) стихотворение 2) баллада 3) рассказ 4) поэма
2. Произведение Н. А. Некрасова «Русские женщины» состоит из двух частей. Выберите названия этих частей. 1) «Княгиня А. Г. Муравьёва» 2) «Княгиня Трубецкая» 3) «Княгиня Е. П. Нарышкина» 4) «Княгиня М. Н. Волконская»
3. Какое историческое событие имеет отношение к сюжету произведения? 1) Отечественная война 1812 года 2) восстание декабристов 1825 года 3) Первая мировая война 4) Великая Отечественная война
4. Какова основная тема главы «Княгиня Трубецкая»?  1) восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге  2) прощание княгини с отцом 3) спор княгини с губернатором 4) трудный путь княгини к осуждённому мужу
5. Как княгиня воспринимает необходимость последовать за мужем в Сибирь на каторгу? 1) Это желание её отца.  2) Так приказал царь. 3) Для неё это обязанность. 4) Это святой долг перед родным человеком.
6. В каком городе княгиню встретил «начальник городской»? 1) Нерчинск 2) Новосибирск 3) Иркутск 4) Томск
7. Во фрагменте представлено описание внешнего облика персонажа. Как называется такое средство характеристики героя? Как мощи сух, как палка прям, Высокий и седой. Сползла с плеча его доха,  Под ней - кресты, мундир, На шляпе - перья петуха. 1) пейзаж 2) портрет 3) интерьер
8. Почему генерал несколько дней уговаривал княгиню не ехать дальше к мужу? 1) генералу пришла бумага с «приказом ставить преграды» княгине 2) не было коней 3) княгиня простудилась в пути 4) княгиня должна была дождаться своего спутника
9. Почему губернатор решил больше не задерживать княгиню? 1) Она заплатила ему деньги. 2) Она согласилась вернуться к отцу. 3) Ему не нужны были лишние хлопоты и проблемы. 4) Княгиня удивила его своей настойчивостью и решительностью. 
10. Как автор относится к своей героине? 1) Он осуждает её. 2) Он жалеет её. 3) Автор восхищается силой духа, мужеством, самоотверженностью своей героини.  4) Автор показывает слабость русской женщины, её неспособность противостоять трудностям.
Тест по литературе «Некрасов Н. А. «Русские женщины»» Вариант №2
«Русские женщины» - это1.ода 2.поэма 3.стихотворение 4.баллада
Историческое событие, к которому сюжетно относится «Княгиня Трубецкая»: 1.Отечественная война 1812 года 2.восстание декабристов 1825 года 3.Гражданская война 4.Великая Отечественная война
Основная идея произведения 1.пресыщенность городской жизнью, толкающая людей на глупости 2. долг жены быть рядом с мужем даже на каторге 3.жена должна навещать мужа даже в таких отдалённых местах 4.упрямство до добра не доводит
Княгиня Трубецкая воспринимает необходимость поехать к мужу как 1.обязанность 2.желание отца 3.приказ царя 4. долг перед родным человеком
Основная тема главы «Княгиня Трубецкая» 1.трудный путь княгини к осуждённому мужу 2.спор княгини с губернатором 3.восстание декабристов 4.прощание княгини с отцом
Глава построена на 1.диалоге 2.описании событий 3.монологе 4.диалоге и описании событий
В каком городе состоялся длительный разговор княгини Трубецкой и губернатора? 1. в Смоленске 2.в Томске 3.в Иркутске 4.в Новосибирске
Губернатор долго препятствовал княгине Трубецкой в проезде дальше, потому что 1. жалел её 2.имел строгий на то приказ 3.не было коней 4.княгиня была больна
Губернатор передумал задерживать княгиню Трубецкую, потому что 1. она дала ему денег 2. он влюбился в мужественную княгиню 3. чтобы избавиться от лишних хлопот 4. он был поражён героической настойчивостью женщины
В названии поэмы 1. заложена тема произведения 2. чувствуется осуждение княгини автором 3. чувствуется гордость автора по отношению к героине 4. противопоставляются женщины мужчинам










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515