Общешкольное мероприятие, посвященное 195-летию со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова «Я лиру посвятил народу своему…»


Общешкольное мероприятие, посвященное 195-летию со дня рождения русского поэтаНиколая Алексеевича Некрасова «Я лиру посвятил народу своему…»
Цель: Познакомить учащихся с основными этапами жизни А. Н. Некрасова; проследить, как отношение к жизни отразилось на творчестве писателя; выделить основные темы в поэзии Некрасова; развивать умение детей выступать на публике и быть внимательными к выступающим.
Оборудование: выставка, посвященная Н. А. Некрасову; мультимедийное сопровождение.  Ход мероприятия Чтец. (9 класс)
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси? 
Ведущий. Вы услышали отрывок из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов родился 28 ноября (по старому стилю) – 10 декабря (по новому стилю) 1821 года и сегодня мы проводим литературный вечер, посвященный творчеству Некрасова. 10 декабря этому великому русскому поэту исполнилось бы 195 лет. Сегодня мы приоткроем странички его творчества. Семеро мужичков из разных деревень решили отправиться в путешествие по Руси и узнать, кому хорошо и весело живется, и мы вслед за ними отправимся в путешествие страничками произведений Николая Алексеевича Некрасова. 
Страничка 1.  «На Волге» О Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?
(Из стих. «На Волге»)
Некрасов родился в Каменец-Подольской губернии в семье отставного офицера Алексея Сергеевича Некрасова и дочери помещика Елены Андреевны. Через три года они поселились в селе Грешнево, Ярославской губернии. Отец был очень скупой и прижимистый человек, с крестьянами обходился жестоко, бил их за каждую провинность. Мать, будучи женщиной образованной, приобщала своих детей к литературному чтению, учила их любви и состраданию к крестьянам. В то время, как отец Некрасова не позволял своим детям сходиться с крестьянскими ребятами, - мать часто отпускала их в деревню, когда отец уезжал на охоту. Мальчик проделал в решетке сада лазейку и при каждом удобном случае присоединялся к забавам ребятишек. Дружба Некрасова с крестьянскими ребятишками отразилась в стихотворении «Крестьянские дети». 
(Выступление 5 класса) Крестьянские дети
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
— Домой, ребятишки! обедать пора.—
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка... у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились...
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?..
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Некрасов много времени проводил на природе, он понимал ее, видел ее красоту и восторгался. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» «Не ветер бушует над бором…»
(Выступление 3 класса)
Живя на берегу Волги, маленький Николай был потрясен встречей с волжскими бурлаками, партиями ссыльных, шедших в далекую Сибирь. Впечатления первых лет жизни воспитали в поэте истинную любовь к народу и своей родине. В будущем, вспоминая о детстве, Некрасов рисует картины милой ему волжской природы.
Отрывок из стихотворения «На Волге» («О Волга!.. Колыбель моя!»)(Выступление 6 класса) 
На Волге
О Волга!.. Колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще все в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок. С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою... Страничка 2.  «Петербургские мытарства» Я отроком покинул отчий дом. (За славой я в столицу торопился). В шестнадцать лет я жил своим трудом И между тем урывками учился… (Из поэмы «Мать»)
В Петербург Некрасов приехал летом 1838 года, сюда отправил его отец для поступления в Дворянский полк. Но сын ослушался отца и готовился к поступлению в университет. За это Алексей Сергеевич лишил его материальной поддержки и надолго прекратил с ним отношения. Некрасов так вспоминает о злоключениях полуголодной и нищенской жизни: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно голодным…». Поэт подкармливался ломтями хлеба, незаметно взятыми со стола в ресторане, его согнали с квартиры за неплатеж денег, и он вынужден был ютиться в ночлежках.
Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей…На нем была дрянная шинелишка. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика: - Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик. - Ничего, - отвечал Некрасов. - Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами. - Не пойду. Оставьте меня. - Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим. Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли к старому деревянному домишке с забором, а кругом пустырь. Вошли в большую комнату, полную нищими, бабами и детьми. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.
В этот период жизни Некрасова было много неудач: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но эти «Петербургские мытарства» сформировали стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту.
Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом» (1848).(Выступление 9 класса)
Вчерашний день, часу в шестом,Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: "Гляди! Сестра твоя родная!" Страничка 3  «Поэт-гражданин» Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. (Из стих. «Поэт и гражданин») После нескольких лет мытарств Некрасов знакомится с Белинским, который помогает ему встать на правильный путь литературного творчества. Некрасов выпускает журнал «Современник», печатает свои стихотворения и поэмы. С 1853 года он пишет много произведений на социально-острые темы. В 1856 году он публикует сборник стихов под заглавием «Стихотворения Некрасова». В начале сборника помещает свое знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин». (Выступление 10 класса) 
Стихотворение Некрасова - Поэт и гражданин.
Г р а ж д а н и н (входит)
Опять один, опять суров,Лежит - и ничего не пишет.
П о э т Прибавь: хандрит и еле дышит - И будет мой портрет готов.
Г р а ж д а н и нХорош портрет! Ни благородства, Ни красоты в нем нет, поверь, А просто пошлое юродство. Лежать умеет дикий зверь...
П о э т Так что же?
Г р а ж д а н и нДа глядеть обидно.
П о э т Ну, так уйди.
Г р а ж д а н и нПослушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать...
П о э т Положим, я такая редкость, Но нужно прежде дело дать.
Г р а ж д а н и нВот новость! Ты имеешь дело, Ты только временно уснул, Проснись: громи пороки смело...
П о э т А! знаю: "Вишь, куда метнул!"1 Но я обстрелянная птица. Жаль, нет охоты говорить.
(Берет книгу.)
Спаситель Пушкин!- Вот страница: Прочти и перестань корить!
Г р а ж д а н и н (читает)
"Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв2".
П о э т (с восторгом)
Неподражаемые звуки!.. Когда бы с Музою моей Я был немного поумней, Клянусь, пера бы не взял в руки!
Г р а ж д а н и нДа, звуки чудные... ура! Так поразительна их сила, Что даже сонная хандра С души поэта соскочила. Душевно радуюсь - пора! И я восторг твой разделяю, Но, признаюсь, твои стихи Живее к сердцу принимаю.
П о э т Не говори же чепухи! Ты рьяный чтец, но критик дикий. Так я, по-твоему,- великий, Повыше Пушкина поэт? Скажи пожалуйста?!.
Г р а ж д а н и нНет, ты не Пушкин. Но покуда, Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... А ты, поэт! избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих! Не верь, чтоб вовсе пали люди; Не умер бог в душе людей, И вопль из верующей груди Всегда доступен будет ей!
П о э т Ах! песнею моей прощальнойТа песня первая была! Склонила Муза лик печальный И, тихо зарыдав, ушла. С тех пор не часты были встречи: Украдкой, бледная, придет И шепчет пламенные речи, И песни гордые поет. Зовет то в города, то в степи, Заветным умыслом полна, Но загремят внезапно цепи - И мигом скроется она. 
Выросший на лоне природы, Некрасов очень любил все живое, с уважением относился к «братьям нашим меньшим» - животным. Об этом можно услышать в его произведении для детей «Дед Мазай и зайцы».
Страница 4  «Есть женщины в русских селеньях…» «Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем подарит!» (Из поэмы «Мороз, Красный нос») После отмены крепостного права в творчестве Некрасова все больше видна народная жизнь и народный характер. При этом поэт старался писать не только о народе, но и для народа. Таким произведением явилась поэма «Коробейники». В ней Некрасов использовал пословицы, поговорки, приметы, присказки, что придало поэме подлинно народный характер, а отдельные фрагменты стали народными песнями. 
Песня «Коробушка». Некрасов, будучи взрослым, много ездил на родину, где знакомился с тяжелой жизнью крестьян. Один раз он познакомился с крестьянкой, которая поведала ему о «многострадальных матерях».
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская..» О трагическом и бесправном положении русской женщины-крестьянки Некрасов поведал и в одном из лучших своих произведениях «Мороз, Красный нос». Автор показал не только суровую долю русской крестьянки Дарьи, но и ее выносливость и величие. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
(Выступление 8 класа)
Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,А зрячий о них говорит: "Пройдет — словно солнце осветит! Посмотрит — рублем подарит!"
Красавица, миру на диво,Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.
И голод, и холод выносит,Всегда терпелива, ровна... Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна!
В игре ее конный не словит,В беде не сробеет — спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Она улыбается редко... Ей некогда лясы точить, У ней не решится соседка Ухвата, горшка попросить;
Всегда у них теплая хата,Хлеб выпечен, вкусен квасок, Здоровы и сыты ребята, На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедниПред всею семьей впереди: Сидит, как на стуле, двухлетний Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сынаНарядная матка ведет... И по сердцу эта картина Всем любящим русский народ! 
Страница 5  «Слава поэта»«Да знаете ли Вы, что Вы – поэт И поэт истинный!» (В. Г. Белинский) Слава приходит к великим по-разному: к одним – при жизни, к другим – после смерти. К Некрасову слава пришла при жизни, но всенародной она стала в советское время. Имя «истинного поэта» было присвоено Некрасову Белинским. Прочитав стихотворение «В дороге», он восторженно воскликнул: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт и поэт истинный!» На протяжении всего своего творческого пути Некрасов сохранял верность той теме, которая, бесспорно, является самой важной. Эта тема – народ.
Отрывок из стихотворения «Элегия» «Я лиру посвятил народу своему…»
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен... Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба... Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье... "Довольно ликовать в наивном увлеченье,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. Ведущий. В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом. Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Ведущий. Мы совершили путешествие по лирике великого поэта Николая Алексеевича Некрасова вместе с его мужичками, которые искали «Кому живется весело, вольготно на Руси». В конце этой поэмы автор делает вывод, что только будучи свободным русский народ может быть счастливым. Об этом он пишет в конце поэмы в песне «Русь»:
Ты и убогая, Ты и обильная,  Ты и забитая,  Ты и всесильная,  Матушка-Русь!.. Ведущий. Спасибо за внимание.

Произведения Н. А. Некрасова 
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» 
Поэма «Мороз, Красный нос» 
Поэма «Коробейники» 
Поэма «Саша» 
Поэма «Орина, мать солдатская» 
Поэма «Железная дорога» 
Поэма «Русские женщины» 
«Крестьянские дети» 
«Поэт и гражданин» 
«Школьник» 
«Рыцарь на час» 
«Мать» 
«На Волге»