Урок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова


Урок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова "Я лиру посвятил народу своему…"
Цели урока:
обобщить и систематизировать изученное по творчеству Н.А. Некрасова;
обогатить литературный и эстетический кругозор учащихся;
развивать умение самостоятельно пополнять знания;
прививать любовь к лирике Н. А. Некрасова.
Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова, выставка книг.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова – поэта-демократа, который всей своей жизнью и музой служил русскому народу, был “отечества достойный сын”. О значении его поэзии для жизни писал ярославский поэт И. Смирнов:
И через век он с нами – Каждым словом,Необходимый сердцу и уму.Он и сейчас для насПравофланговыйВ служении народу своему.
Урок мы проведем в форме КВН. Вперед, веселые и находчивые! Жюри будет оценивать ваши ответы.
2. Представление команд.
Первая команда – “Русские женщины”,
Девиз 1 команды:
Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц…
Вторая команда- «Сеятели»
Девиз 2 команды:
Сейте разумное, доброе, вечное,Сейте! Спасибо вам скажет сердечноеРусский народ…
3. Разминка.
Каждой команде поочередно по 4 вопроса.
По отрывкам определите, из какого они произведения. На каждый ответ 30 секунд.
А) Не без добрых душ на свете - Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете - Сон свершится наяву!
“Школьник” А) Поздняя осень. Грачи улетели,Лес обнажился, поля опустели.
“Несжатая полоса”
Б) Стой, ямщик! Жара несносная, Дальше ехать не могу! Вишь, пора-то сенокосная - Вся деревня на лугу.
“Песня Еремушке” Б) Бесполезно плакать и молиться,Колесо не слышит, не щадит:Хоть умри – проклятое вертится,Хоть умри – гудит-гудит-гудит!
“Плач детей”
В) Я свой век загубил за девицу-красу, За девицу-красу, за дворянскую дочь.
“Огородник” В) Однажды, в студеную зимнюю поруЯ из лесу вышел; был сильный мороз.Гляжу, поднимается медленно в горуЛошадка, везущая хворосту воз.
“Крестьянские дети”
Г) Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая!
“В дороге” Г) Шумит тростинка малая,Шумит высокий клен…Шумят они по-новому,По-новому, весеннему…
“Зеленый шум”
4. Конкурс чтецов.
По одному чтецу из каждой команды.
5. Конкурс дуэлянтов .
Вопросы для дуэли подготовлены заранее.
Примерный вариант вопросов для “дуэли”.
А) Кто был суровым критиком первых стихов поэта и почему?
(В. Г. Белинский. Сб. “Мечты и звуки” получил отрицательную оценку критика, т.к. стихи носили созерцательный характер).
А) С каким стихотворением Некрасова перекликается содержание картины И. Е.
Репина “Бурлаки на Волге”? (Стихотворение “На Волге””).
Б) Какое стихотворение у Пушкина, Лермонтова и Некрасова называется одинаково? (“Пророк”).
Б) Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворные опыты? (Матери Елене Андреевне).
В) Какое стихотворение Некрасова посвящено Н. В. Гоголю? (“Блажен незлобивый поэт…”)
В) Издателем какого журнала стал Н. А. Некрасов с 1847 года? (“Современник”).
Г) Как называется стихотворение в прозе И. С. Тургенева, где он рассказал о своей последней встрече с умирающим Некрасовым? (“Последнее свидание”).
Г) Какое стихотворение Некрасова явилось поэтической декларацией против поэтов “чистого искусства”? (“Вчерашний день часу в шестом…”)
6. Конкурс капитанов.
В двух конвертах находятся задания для капитанов – разрезанные на отдельные слова строки некрасовских стихов. Их необходимо собрать и прочесть. Кто быстрее и правильнее?
Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?
Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат.
( Во время конкурса выходят ведущие и знакомят зрителей с творчеством Н.А.Некрасова. Выступление прилагается)
7. Конкурс художников.
Каждая команда получила равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова. “Художники” защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям. Первая команда подготовила рисунок к поэме “Мороз, Красный нос”, соответствующий строчкам
Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи,Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои.Глядит – хорошо ли метелиЛесные тропы занесли,И нет ли где трещины, щели,И нет ли где голой земли?
Вторая команда – к поэме “Русские женщины”. Защищая свой рисунок, ученица прочитала следующие строчки:
8. Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила,
Эту иву, которую ты
С нашей участью странно связала,
На которой поблекли листы
В ночь, как бедная мать умирала...
9. Заключительный конкурс на лучшее исполнение песен на стихи Некрасова.
(Команда «Сеятели» спела песню “Коробейники”,»Русские женщины» – “Тройку”).
(Во время подсчета голосов, прослушивается аудиозапись с чтением стихов Н.А.Некрасова)
10. Подведение итогов игры.(выступление жюри)
11. Заключительное слово учителя.
Я думаю, что вы еще раз убедились, насколько многогранно творчество Н. А. Некрасова, наделенного огромным талантом, чувством ответственности за судьбу родины, благородным сердцем. Это был певец “любви, свободы, мира и доблести”. Прав был Чернышевский, когда писал: “Такого поэта, как Вы, у нас еще не было”. (слайд)
Спасибо всем за интересную игру.
ЧТЕЦ №1.   Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в  местечке Немирове  Каменец - Подольской губернии. Детские годы Некрасова прошли в с. Грешнево близ Ярославля, в имении отца. В 1832—37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет. Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка.   Печатал стихи с 1838 года.
ЧТЕЦ№2 Талант Некрасова   как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов   сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала.
ЧТЕЦ№1.   На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасова   как народного поэта, сатирика, обличителя «верхов», заступника угнетённой деревни. Идейное общение с «новыми людьми» в «Современнике» помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения : «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «О погоде», «Плач детей».   В 1856 вышел сборник «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию.
ЧТЕЦ№2. В годы 1859—1861 в поэзии Некрасова   углубляется тема деревни. Его стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину 
ЧТЕЦ№1.  В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
ЧТЕЦ №2. В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки «Отечественные записки». Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах — «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—73), сатиру «Современники» (1875—76). В этих произведениях, а также в лирике Некрасова   воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал
ЧТЕЦ 1.Поэт глубоко национальный, Некрасов   широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
ЧТЕЦ№2.  О вере в силы народные и его будущее он писал в «Железной дороге»:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно  русский народ.
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется  - ни мне, ни тебе.
 ЧТЕЦ№1. Тогда же Некрасов приступил к созданию «Стихотворений, посвященных русским детям». Обращение к миру детства освежало душу от горьких впечатлений действительности. Добрыми спутниками нашего детства стал насмешливый, лукаво-добродушный дедушка Мазай, неуклюжий генерал Топтыгин и лебезящий вокруг него смотритель, сердобольный дедушка Яков, отдающий букварь крестьянской девчушке.
ЧТЕЦ 2. Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 — цикл стихов "Последние песни".
ЧТЕЦ№1. Достойным финалом творчества Некрасова явилась эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Счастье отдельной личности – только в служении народу. Таковы эти последние строки последней поэмы Некрасова.  В «Элегии» он писал:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.