Выступление на семинаре Роль преемственности при переходе из начальной школы в основную


"Роль взаимодействия учителей начальной и основной школы - необходимое условие успешного усвоения программы по математике в условиях коррекционной школы".
Как известно, при поступлении в 5 класс учащимся приходится преодолевать «психологический барьер». Его возникновение обусловлено такими причинами как смена одного учителя - многими, увеличения количества предметов, кабинетной системой и другими. Немалые проблемы создают несогласованность в содержании учебных курсов начальной и основной школы, различие уровней их сложности. В результате - ученикам трудно адаптироваться к новым требованиям, и успеваемость, по сравнению с начальной школой, у многих из них резко падает.
В силу этого вопрос о преемственности приобретает особое значение.
Это относится и к обучению математики, для которого соблюдение взаимосвязанности и согласованности в содержании форм и методов обучения между начальной и основной школой крайне важна. Немалая роль в этом принадлежит учителям начальных классов, на которых лежит обязанность обеспечить по возможности более или менее безболезненный переход от одной системы обучения к другой.
Говоря о преемственности на уроках математики при переходе учеников из начальной школы в основную, можно выделить следующий круг проблем, которые возникают при работе с пятиклассниками и предложить пути их решения. Эти проблемы можно разделить на организационные и учебные.
К организационным можно отнести:
Во-первых, неготовность большинства учеников при переходе в 5 класс к высокому темпу проведения урока, быстрому переключению с одного вида деятельности на другой. (слайд 2)
Учащиеся придя в 5 класс не успевают выполнять самостоятельные работы, рассчитанные на 5-7 минут, работать с разноуровневым дидактическим материалом, который им предлагается. Кроме того в дидактических играх начальной школы основная деятельность учеников игровая, основанная на чувственном восприятии. В тоже время, начиная уже с пятого класса, основное внимание в них уделяется учебной, цель которой - формирование абстрактного мышления, математических понятий и т.д.
Желательно уже в начальных классах проводить такие виды самостоятельных работ как работа в парах или группах, решение индивидуальных тестовых заданий и карточек. Использование этих методов позволит не только подготовить школьников к обучению в пятом классе, но разнообразить учебный процесс, развивать самостоятельное и творческое мышление и активизировать деятельность каждого ребёнка на уроке.
Мешает повышению активности и самостоятельности учеников несоразмерная помощь родителей при выполнении домашних заданий. (слайд 3)
Поэтому учителям начальной школы, начиная уже с первого класса, можно рекомендовать проводить разъяснительные беседы с родителями о том, что их непомерная помощь ребёнку, наносит только ущерб его интеллектуальному развитию. Думается, что совместными усилиями учителя и родители сумеют лучше подготовить детей к учёбе в пятом классе.
И второй важный организационный вопрос: незнание учениками критериев выставления оценок. (слайд 4)
У большинства детей к концу начальной школы сформирована привычка получать отметки за любое – самое малое – действие, в т.ч. за краткие или односложные невразумительные ответы. Важно нам добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи и не допускать выставления необоснованно высоких отметок за неполные ответы. Мне кажется, учителям математики совместно с учителями начальной школы следует определить единые критерии к выставлению оценок, разъяснять их школьникам и обосновывать свои требования при оценивании ответов на уроке. (слайд 5)
К учебным относится ряд следующих проблем:
Недостаточное умение работать с текстами задач. (слайд 6)
Работа с текстами осуществляется в школе при обучении всем предметам. При этом большие сложности вызывает низкая скорость чтения пятиклассниками. Затрачивая усилия на прочтение текста задачи, ученик уже не в состоянии его осмыслить. Мы сталкиваемся с тем, что учащиеся испытывают трудности в понимании текста из-за обедненного лексического запаса, не умеют делить текст на смысловые части и анализировать его. Из-за недостаточного владения математическим языком, школьникам очень часто сложно без помощи учителя перейти от осознания текста условия задачи к непосредственному её решению.
Анализ ответов учащихся пятых классов свидетельствует, что существенными недочетами их подготовки являются – стремление сразу же приступить к выполнению действий, не тратя особых усилий на то, чтобы понять, что же именно требуется найти для ответа на вопрос задачи, а также отсутствие потребности оценить полученный результат.
При решении текстовых задач я использую приемы смыслового чтения .
Так, при ознакомлении с содержанием задачи, я предлагаю ученикам сначала представить ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме, связать с ними известное и неизвестное. Затем я задаю наводящие вопросы (« если нам известно …, то что можно найти?» « Если мы нашли …, то что ещё можно найти?» ). Ответы на вопросы оформляем действиями и найденные ответы подписываем на рисунке или на схеме. Имея перед глазами рисунок или схему, в которой постепенно подставляются новые данные, ученик быстрее начинает видеть стратегию решения.
Нельзя не обратить внимания на сложности возникающие у учащихся при выполнении графических построений на уроках математики, при использовании соответствующего инструментария, невладение ими элементами каллиграфического режима. Можно порекомендовать регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку (с подсчетом числа клеточек), так и на нелинованной бумаге. С интересом дети воспринимают игру -построение фигур по командам. (слайд 7)
Недостаточное развитие вычислительных навыков. (слайд 8)
К сожалению, приходится встречаться с ситуациями, когда ученик, правильно наметив ход решения задачи, не смог её решить из-за сделанных ошибок в вычислениях. Формирование вычислительных навыков сложный и длительный процесс, основой которого является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Все арифметические действия это сложные психические процессы, многозвенные и многоуровневые по своей структуре. Они требуют от ученика четкого знания разрядного строения числа, умения расчленять число на составные части и осуществлять промежуточные операции, сохраняя при этом результат в оперативной памяти. И всё это должно протекать на фоне устойчивости общей целостной программы арифметического действия.
Практика показывает, что часть пятиклассников имеет низкую скорость устного счёта, допускают ошибки в вычислениях, невнимательны при выполнении действий с многозначными числами, а у некоторых отсутствуют знания алгоритмов выполнения математических действий.
Для формирования высокой скорости устных вычислений в школе применяется систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета, которому отводится не менее 10 минут урока. Все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно. Однако, можно предположить, что не все ученики активно работают и показывают результат. Но учет таких учеников не ведётся, и дальнейшая индивидуальная работа с ними не проводится.
Не менее важно постоянно закреплять знания таблиц сложения и умножения.
Ошибки в письменных вычислениях при выполнении действий с многозначными числами могут быть результатом усталости ребёнка и рассеянности при их выполнении. Избежать быстрой утомляемости и снижения внимания поможет чередование различных видов деятельности, отказ от однообразных тренировочных упражнений. (слайд 9)
Для предупреждения ошибок при решении примеров в несколько действий, мы следим, чтобы учащиеся знали правила выполнения порядка действий, обращаем внимание на наличие либо отсутствие умножения и деления в выражении, а также на скобки. Мы ставим своей целью, чтобы школьники умели анализировать различные числовые выражения с точки зрения тех признаков, на которые сориентировано каждое правило. (слайд 10).
3.Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения. (слайд 11)
Очень важный и трудный вопрос связан с изучением уравнений в начальной школе, которое носит пропедевтический характер. В курсе математики старшей школы - это одна из основных тем.
Для того, чтобы ученики её легче усваивали, к концу начальной школы они должны твёрдо овладеть такими умениями как решение простых уравнений, их анализ на основе знания компонентов математических действий, а также выполнение их проверки.
Однако, наша практика показывает, что часть учащихся не имеет соответствующих знаний. Большинство из них путаются при определении компонентов, а проверку в уравнениях делают не осознанно, бездумно подставив найденное ими значение переменной и переписав ответ.
Можно предположить, что на уроках математики недостаточное внимание в первом и втором классах уделялось постоянному повторению взаимосвязи компонентов действий, а также далее учителям не удалось сформировать у всех понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождения значения выражения с переменной.
Использование приёмов решений уравнений по схеме, по модели числа, а также уравнений с буквами, благодаря своей наглядности, обеспечат более прочное запоминание взаимосвязей
Сравнительный анализ результатов контрольной работы по математике на «выходе» и «входе».
Список На "выходе" На "входе"
Бегеев Алим 3 2
Бурмаков Роман 4 3
Далгатов Марсель 3 2
Соболева Ангелина 4 4
Туякпаев Алмаз 4 3
Файрузов Арсен 3 2
Якибчук Анна 3 2
-62865233045
На "выходе":
Всего учащихся - 9;
Писали работу - 9;
Написали на "5" - 0 уч.
на "4" - 3 уч.
на "3"- на "2" - 0 уч.
Успеваемость - 100%
Качество знаний - 33,3% 19932656985На "входе":
Всего учащихся - 7;
Писали работу - 7;
Написали на "5" - 0 уч.
на "4" - 1 уч.
на "3"- 2 уч. на "2" - 4 уч.
Успеваемость - 43%
Качество знаний - 14%