Проблемы адаптации при переходе учащихся из начальной в основную школу


ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя» Классный руководитель 5 «Б» классаТатлыева Г.Н. Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом. С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера. 1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. Пятиклассники переживают этот переход как важный шаг в их жизни. Переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. 2. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Целесообразно учителю посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. Использование игровых моментов на уроке. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения. 4. Гибкий перенос традиций классного коллектива в среднюю школу. Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Необходимо сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. 5. Коллективные средства обучения. В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение. 6. Наличие большей свободы и самостоятельности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова - синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины. 7. Личностный контакт с учителями. Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Для них важны забота и внимание со стороны учителя. Задачи адаптационного периода в 5 классе: •формирование умения учиться в средней школе;•формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;•развитие учебной мотивации, интересов;•развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;•формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; Задачи классного руководителя 1. Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего.2.Осуществление поиска новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.3.Создание эмоциональной обстановки в классе - доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!