Презентация на тему Внеурочная деятельность по русскому языку, как одна из форм организации свободного времени учащихся.


Внеурочная деятельность по русскому языку, как одна из форм организации свободного времени учащихся. Диденко Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицея № 24» г. Волгодонска Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которые обеспечат воспитание свободной личности. . Цели внеурочной деятельности - создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. cоздание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности,со cформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеурочная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус. Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеурочную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Внеурочные занятия по русскому языку и литературе являются жизненно необходимыми в школе, так как: соблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных – на участие в мероприятиисоблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеурочной деятельности, методов и приёмов работы.      Внеурочная работа по русскому языку реализуется через курс «Загадки русского языка», которые посещают учащиеся 5 е класса. Данный курс внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Формы проведения внеурочных занятий:- лекции;- практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.- анализ и просмотр текстов;- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.В каждом занятии прослеживаются три части: - игровая; - теоретическая; - практическая. Как и другие учителя – словесники, я задумывалась, как сделать более доступным и хорошо запоминающимся теоретический материал. Этому способствует написание лингвистических сказок. Познакомившись на уроках с грамматическими сказками Феликса Кривина, ребята начинают по аналогии создавать свои, в которых обыгрываются изученные правила. («Да на вас лица нет» - об отсутствии лица у глаголов прошедшего времени и т. д.). Устраиваю лексические, фразеологические соревнования. Так при работе по теме «Фразеологизмы» за определенное время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные, объяснив не только их лексическое значение, но и литературный или исторический источник создания фразеологизмов, что побуждает учащихся работать с фразеологическими словарями. Использование игр во время внеурочных занятийсвязано с тем, что пятый класс - новый этап в жизни детей. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать внеурочные занятия не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры: «Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму), «Третий лишний» (развитие логического мышления), загадки (текст загадки должен содержать изучаемую орфограмму или пунктограмму). Разумно и уместно используя подобного рода занятия, увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия дополнительного материала. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов Успешной работы, дорогие коллеги! Известный писатель Василий Белов  в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?  Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли себя, своего лица, своего таланта, либо не научились жить и трудиться, не смогли развить талант». Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я в своей педагогической деятельности.