«Актуальные вопросы современного начального образования: преемственность начального и основного общего образования»


«Актуальные вопросы современного начального образования: преемственность начального и основного общего образования»
Цель:  Определение перспектив дальнейшего развития начального образования.
Начальное общее образование - это первый этап общего образования у детей, оно считается обязательным и общедоступным.  Обучение детей в начальных классах обычно начинается с достижения ими возраста шести с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет ([Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ"] [Глава VII] [Статья 67]). Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Очевидно, что именно начальное образование формирует те общеучебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Школьники, успешно завершившие начальное общее образование, продолжают обучение на ступени основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на реализацию личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы универсальных учебных действий, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
В результате усвоения предметного содержания начального общего образования обучающиеся овладевают новыми универсальными учебными действиями и осваивают новые способы деятельности.
При этом обучающийся должен:
- уметь наблюдать за объектами окружающего мира: описывать наблюдаемый объект и характеризовать происходящие с ним изменения. Кроме того, он должен уметь сравнивать два объекта, выявлять сходства и различия, а также объединять объекты по общему признаку, отличать часть от целого;
- иметь навыки проведения измерений простейшими измерительными приборами и использовать эти измерения для построения количественных соотношений и решения задач;
- уметь решать творческие задачи, импровизировать, составлять план действий и разыгрывать воображаемые ситуации;
- уметь работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами: осознанное чтение вслух и про себя, определение темы и главной мысли текста, уметь строить высказывания, выражающие его мысль, как простые, так и сложные;
- овладеть умениями работы с информацией и информационно-коммуникационными технологиями для этих целей. Он должен уметь строить табличное представление некоторой модели, а также упорядочивать данные по данному критерию;
- иметь навыки выполнения простейших алгоритмов, самостоятельно определять последовательность действий для решения учебных и прикладных задач. Кроме того, он должен уметь оценивать результаты своей деятельности, выявлять и описывать возникшие трудности и самостоятельно находить пути их устранения. Более того, он должен предвидеть возможные трудности заранее и стараться их избежать.
Школьник должен привыкать к учебному сотрудничеству. Он должен уметь общаться с товарищами, договариваться с ними, при необходимости распределять между ними работу, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат деятельности.
В рамках сложившейся системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникации как кооперации в начальной школе можно считать умения договариваться, убеждать, уступать и аргументировать своё мнение.
Младшие школьники активно включаются в общие занятия, помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, т. е. приобретают навыки социального взаимодействия с группой сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей позволяет младшим школьникам более успешно адаптироваться на второй ступени обучения. Педагоги должны помнить, что для усвоения обобщённых способов решения коммуникативных задач, учебная деятельность должна строиться как совместная деятельность обучающего и обучаемого. Однако в рамках начальной школы учебная деятельность является преимущественно индивидуальной. Поэтому учителям, принимающим пятиклассников, необходимо обратить внимание на характер учебной деятельности, преобладающий в начальной школе.
Любые переходные периоды выдвигают определённые проблемы, которые требуют особого внимания.
Не составляет исключения и переход обучающихся из начальной школы в основную.
Переход обучающихся от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями-предметниками является для них наиболее сложным, сопряжённым с большой психологической нагрузкой.
Актуальность данной темы неоспорима, так как возникают проблемы, которые сказываются на всех участниках учебного процесса нашей школы: обучающихся, педагогах, родителях, администрации школы, психологах.
Педагогический коллектив нашей школы очень внимательно работает над проблемой преемственности в обучении, воспитании и развитии обучающихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основную.
На наш взгляд отрицательные последствия обусловлены:
- резкими переменами в жизни школьников: изменением режима дня, переходами из одного кабинета в другой;
- несогласованностью образовательных программ начальной и основной школы;
- новыми учебными дисциплинами;
- не выработанными едиными требованиями и критериями к учебной деятельности обучающихся;
- различием систем и форм обучения;
- увеличением учебной нагрузки и объёма домашнего задания;
- изменением стиля общения учителей-предметников с детьми;
- ослаблением контроля со стороны родителей, которые полагаются на то, что дети уже более самостоятельные.
Наблюдения за обучающимися нашей школы, общение с ними показывают, что они в этот период адаптации очень растеряны, не могут понять, какие требования обязательны для выполнения, так как на них обрушивается большой поток информации с непонятными словами и терминами. Это влечёт за собой снижение самооценки, возрастает уровень ситуативной тревожности, увеличивается число детей, испытывающих затруднения при обучении, теряющих впоследствии свой качественный потенциал. А также появляются признаки неадекватных поведенческих реакций на замечания учителя, нарушаются взаимоотношения со сверстниками. Помощь обучающимся в этот трудный период обусловлена серьёзной постоянной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Для этого учителям необходимо иметь представления о семье обучающегося и психологические особенности ребёнка.
В течение последних лет в нашей школе на консилиумах, заседаниях МО учителей начальных классов и учителей-предметников обсуждается вопрос преемственности с целью обеспечения взаимодействия в прохождении программ, использовании современных технологий, в выборе методов и форм обучения.
Для безболезненной адаптации детей и здоровьесберегающего компонента, а именно перехода детей из начальной школы в основную, педагогами нашего коллектива созданы план действий и программа по решению проблем преемственности, которые ежегодно подвергаются корректировке.
Наша программа «Успешный пятиклассник» построена по принципу: начальное образование → основное образование.
Цель: создать условия для сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов и для дальнейшего развития мыслительной деятельности, эмоционально – волевых и нравственных качеств выпускников 4-х классов в основной школе.
Особое значение на этапе перехода обучающихся из начальной школы в основную приобретает диагностическая и коррекционная работа психолога школы и классных руководителей 5-х классов для становления и развития обучающихся. В сентябре на педагогических консилиумах учителя выпускных классов и психологи рассказывают учителям основной школы об особенностях детей, с кем и как надо работать, применяя индивидуальный подход, передают результаты мониторинга для дальнейшей работы. Классные руководители 5–6 классов продолжают вести карту наблюдения, фиксируя в ней все изменения, происходящие с каждым учеником в адаптационный период.
В школе проводится тестирование всех детей, что позволяет составить характеристику каждого ребёнка. Эти сведения нужны не только учителям начальной школы, но и основной, особенно учителям - предметникам и классным руководителям в период адаптации.
Психологом и учителями в период адаптации обучающихся наблюдается снижение успеваемости по предметам и интереса к учёбе, отношения между детьми становятся более напряжёнными и конфликтными. Поэтому психологом было проведено психологическое исследование пятиклассников. Целью этого исследования является выяснение: интеллектуального развития ребёнка; возможных путей развивающей работы для каждого ребёнка, видов и форм обучения, выяснение тревожности обучающихся, учебной мотивации, социометрии в 5-х классах. При исследовании использовались различные методики, наблюдение и беседы с обучающимися. Диагностика показала, что большинство обучающихся удовлетворены взаимоотношениями, во взаимоотношениях дети проявляют терпимость. Для большинства обучающихся 5-х классов характерны неугомонность, слабо развиты способы волевой саморегуляции; дети отдают предпочтение чётко организованной практической деятельности. У 44 % детей наблюдается средний уровень тревожности, у 3 % уровень тревожности высокий.
Основными причинами повышенной тревожности обучающихся является: низкая сопротивляемость стрессу, страх не соответствовать ожиданиям окружающих (тревога по поводу оценок, недостаточный уровень знаний). У 44 % обучающихся отмечена положительная учебная мотивация: у 33 % - хорошая, у 16 % - низкий уровень, у 7 % - положительная учебная мотивация не сформирована.
Основная причина снижения учебной мотивации детей связана с испытанием определённых трудностей в освоении учебных предметов. Для повышения учебной мотивации в системе проводится коррекционная работа со слабоуспевающими обучающимися, спецкурсы, каждую четверть проводятся элективные курсы по предметам, различные интеллектуальные игры и викторины.
Для развития интереса к математике, русскому языку и повышения уровня подготовки наиболее способных обучающихся ежегодно для обучающихся начальной школы и среднего звена проводятся олимпиады, конкурс научных проектов, дети принимают участие в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Золотое руно», «Акбота», «КИТ» а также юниорских олимпиадах по предметам. Организована работа кружков по предметам: русскому языку, английскому языку, по математике «Увлекательный мир математики», языкознанию «Юный лингвист».
Диагностика помогает выявить детей группы риска и вовремя определить причины возникающих трудностей в обучении и в отношениях с кем-либо. Для успешной адаптации пятиклассников проводится целенаправленная работа не только с обучающимися, но и с их родителями, а именно были проведены родительские собрания на тему: «Особенности адаптационного периода обучающихся 5-х классов», «Организация домашней самостоятельной работы обучающихся»; индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, проводится обследование жилищно-бытовых условий обучающихся. Проблемы осложняются так же тем, что более 50 % детей имеют различного рода заболевания: миопия, сколиоз грудного отдела позвоночника, ВСД по смешанному типу. Чтобы решить эту проблему, наша школа на протяжении 10 лет участвует в пилотном проекте по пропаганде ЗОЖ. В школе работают специализированные медицинские группы для детей с ослабленным здоровьем, организована работа различных спортивных секций, которые с удовольствием посещают обучающиеся основной школы.
Перечисление данных проблем не позволяет решить их сиюминутно и с особым оптимизмом относиться к ситуации. Тем не менее, к проблемам нужно подходить вплотную, как можно раньше, и решать их через индивидуализацию образовательного процесса в естественных условиях учебной деятельности ребёнка. Применение мониторинга даёт нам возможность адекватно оценить состояние и развитие детей в данное время, а так же позволяет построить необходимый образовательный маршрут для каждого ребёнка.
Библиографический список:
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
2. Вальчук Е. В. Преемственность начальной и средней школы. – Саранск, 2006.
3. Гафурова И. М. Педагогический совет. Проблема преемственности при
переходе учащихся из начальной школы в основную. – Алма-ата : РАДиАЛ, 2003. – 48 с.
4. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологи-
ческая проблема // Вопросы психологии. – 2001. – № 5. – 25 с.