Преемственность начального и основного общего образования в достижении метапредметных результатов в условиях введения ФГОС


Преемственность начального и основного общего образования в достижении метапредметных результатов в условиях введения ФГОСУчитель математикиЮрина Т.Г. ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитиеФедеральныйгосударственныйобразовательный стандарт начального общего образования Федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт основного общего образования Преемственность в образовании. – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.  Приоритетная цель школьного образования:развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути её реализации,контролировать и оценивать свои достижения.Научитьучиться Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Метапредметные результатыПод метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Метапредметные УУД:Регулятивные УУД - Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляцияПознавательные УУД - Общеучебные, знаково-символические, информационные, логическиеКоммуникативные УУД - Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией Диагностика и формирование УУДЛичностные УУД Виды заданий:участие в проектахподведение итогов урокатворческие заданиямысленное воспроизведение рисунка, ситуации, видеофильмасмыслообразование дневники достиженийсамооценка{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}№УтверждениеДаНет1Все задания в работе показались мне лёгкими.  2Все задания в работе показались мне трудными.  3В работе были и лёгкие, и трудные задания.  4Я легко справился со всеми заданиями.  5Некоторые задания вызвали у меня затруднения.  6Я выполнил все задания правильно.  7Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно.   Познавательные УУДВиды заданий:«найди отличия» (можно задать их количество)«на что похоже?»поиск лишнего«найди на рисунке геометрические фигуры»«лабиринты»упорядочивание«цепочки»хитроумные решениясоставление схем-опорсоставление задачи по схемеработа с разного вида таблицамисоставление и распознавание диаграммработа со словарями Регулятивные УУДВиды заданий:«преднамеренные ошибки»поиск информации в предложенных источникахвзаимоконтроль«ищу ошибки»контрольный опрос на определённую проблему Коммуникативные УУДВиды заданий:составить задание партнёруотзыв на работу товарищагрупповая работа«отгадай, о ком говорим»диалоговое слушание«подготовь рассказ…», «опиши устно…» и т. д.поставь в задачу значение и придумай вопрос Диагностирование уровня сформированности некоторых УУДРегулятивные УУДПрочитай план работы и выполни задание. Отсчитай шесть клеток вверх от выделенной и обведи их. Отсчитай две клетки влево от последней и обведи их. Отсчитай шесть клеток вниз от последней и обведи их. Какая получилась буква? Напиши в нижней строке любую геометрическую фигуру, название которой начинается с этой буквы. РУУД 1 - принятие учебной задачи, контроль, коррекция. РУУД 2 - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий.РУУД 1 «Прочитай план. Выполни задание» РУУД 2 1). Умение записать математическое выражение со скобками, находить значение выражения: «Составь выражение для решения задачи и найди его значение» «Запиши математическое выражение и найди его значение»Запиши математическое выражение и найди его значение «Из суммы чисел четыреста девяносто пять и тридцать семь вычесть разность чисел двести двенадцать и сто пятьдесят четыре» Заполните пирамидку по образцу.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ДелимоеДелительНеполное частноеОстаток61176  3706 308  15486700 5602). Умение определять закономерности: «Заполни таблицу», «Заполни пирамидку по образцу»;Заполните таблицу. Познавательные УУД ПУУД 1 – поиск и выделение необходимой информации из текста.ПУУД 2 – осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.ПУУД 3 – знаково – символическое моделирование.ПУУД 4 – структурирование знаний.ПУУД 5 – выбор оснований для сравнения, классификации.ПУУД 6 – анализ объектов с целью выделения признаков.ПУУД 7 – извлечение необходимой информации из прочитанного текста.ПУУД 8 – построение логической цепи рассуждений.ПУУД 9 – самостоятельное создание способов решения математической проблемы.ПУУД 10 – подведение под понятие, выведение следствий. ПУУД 1 «Используя информацию из текста, составь математическое выражение, запиши решение и ответь на вопрос…».ПУУД 2 «Продолжи предложение…» «Объясни, как ты понимаешь значение слова…».ПУУД 3 «Запиши краткое условие к задаче, начерти схему, составь таблицу и реши задачу» «Придумай по схеме свою задачу и запиши её решение и ответ».ПУУД 4 «На карте отмечена дневная температура одного из зимних дней в столицах некоторых европейских государств. Запишите названия городов в порядке увеличения температуры». «Запиши в левый столбик города с отрицательной температурой, а в правый – с положительной». «В тексте высота над уровнем моря записана положительным числом, а глубина ниже уровня моря – отрицательным. Выпиши данные величины в порядке убывания». ПУУД 5 «Запиши, на сколько гора Эверест выше горы Эльбрус. Информацию возьми из текста». «Раздели предприятия на прибыльные и убыточные. Информацию возьми из текста». «Определи лишнюю фигуру в соответствии с прочитанным текстом».ПУУД 6 «Используя знания об углах треугольника, найди и отметь верные высказывания:сумма углов треугольника равна 180ºвсе углы треугольника прямыев треугольнике не может быть более одного прямого угла».ПУУД 7 «Прочитай текст и ответь на вопрос…» «Прочитай текст и сделай вывод о…»ПУУД 8 «Угадай закономерность и продолжи ряд…» «Угадай закономерность и заполни пустые клетки».  Умение понимать и использовать математические средства наглядности.Задание №1. Число учащихся школы, обучающихся в 5 классах, представлено в виде диаграммы. Сколько учащихся обучается в 5 «А» классе, если всего в пятых классах 60 учащихся? Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни .Задание №3 В магазине продаются апельсины по 8 штук за 30 рублей. Покупатель хочет взять 7 апельсинов. Сколько рублей он должен заплатить?  Ответ:Комментарий. Умение применять математику к некоторой ситуации, возможной в повседневной жизни.Верное выполнение. 1) 30:8=3,75(р); 2)30-3,75=26,25(р)Ответ: 26,5р. Задача №6 Для развития личного подворного хозяйства сельхозбанк даёт кредит под 14% годовых. Какую сумму переплатил клиент банку, если он взял 234 тыс.рублей и через год полностью рассчитался с банком?Верное выполнение. 1) 234000:100*14= 32760(руб.) .Ответ: 32760руб.Комментирование. Проверяется понимание информации, представленной в тексте, принятие решения в условиях избыточной информации.Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации. Умение выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.Задача №8. Даны числа 24156, 3511, 2178, 562.а) Найдите сумму цифр каждого числа.б)Проверьте, какие из этих чисел делятся на 9.Какую закономерность заметили? Какой вывод можно сделать ?Ответ: Вывод: если сумма цифр числа делится на 9, то и число делится на 9.Комментарий. Способность делать вывод, исходя из рассмотренных случаев. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи исследовательского характераЗадача №12 Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого 45 см, ширина 30см, а высота 25см. Достаточно ли восьми трёхлитровых банок воды, чтобы уровень воды в аквариуме был равен 20см?Комментарий. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера, умение принимать решения в условиях излишней информации.Верное решение. 1) 45*30*20=27000 см3- необходимый объём воды для достижения уровня в 20 см.2) 27000 см3=27 л.3) 8*3=24л. – объём 8-ми банок;4) 24 меньше 27, следовательно, не достаточно.Ответ: нет. Спасибо за внимание