Презентация ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИМЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ИОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Преемственность в образовании В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Это процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути её реализации,контролировать и оценивать свои достижения. Научитьучиться Пути достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты НОО ООО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД НОО обучает ОООобучает – принимать и сохранять учебную задачу;– учитывать выделенные учителем ориентиры действия;– планировать свое действие;– осуществлять контроль;– адекватно воспринимать оценку учителя;– различать способ и результат действия;– оценивать правильность выполнения действия;– вносить необходимые коррективы;– выполнять учебные действия; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД НООобучает ОООобучает – осуществлять поиск информации;– использовать знаково – символические средства;– строить высказывания;– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;– основ смыслового чтения;– осуществлять логические действия с изучаемыми объектами; - определять понятия, создавать обобщения, устанавливатьаналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;- смысловое чтение; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД НООобучает ОООобучает – учитывать разные мнения;– формулировать собственное мнение и позицию;– договариваться в совместной деятельности;– строить высказывания;– задавать вопросы;– контролировать действия;– адекватно использовать речевые средства; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть «горы» знаний.Для формирования регулятивных УУД   подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например,  с выводом в рамке.Для формирования коммуникативных УУД  предлагаются задания для работы в паре, группе.Для формирования познавательных УУД  подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Технологии формирования УУД НОО ООО Проблемное обучение. Проблемные ситуации: «Найди лишнее», «Раздели на группы», «Сравни и укажи отличия», задания на развитие мышления, внимания, памяти. Верные / неверные утверждения, найди третье лишнее, собери слова в группу  Проектная деятельность Творческие проекты по русскому языку: 1 класс - «Скороговорки», «Сказочная страничка».2 класс-«И в шутку и всерьез», «Пишем письмо», «Рифма», «В словари за частями речи».3 класс – «Рассказ о слове», «Семья слов», «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках». 4 класс-«Говори правильно!»,.  «Что в имени тебе моем?», «Деловые бумаги в школе»,«Сочинение по картине»«Лексикон учащихся моей школы» Игровые технологии Речевые игры, кроссворды, шарады, ребусы Корректура, кроссворды, лингвистический бой, «Своя игра»,  »Умники и умницы» ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: Выполнение единых требований.2. Преемственность в применении современных образовательных технологий. 3. Преемственность между учебно-методическими комплексами.4. Взаимодействие учителей начальной школы и учителей –предметников основной школы. Механизм решения проблем Реализация методической темы школы.2. Составление программы методического сопровождения.3. Согласование УМК начальной и основной школы.4. Независимая систематическая оценка динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов. 5. Разработка методики оценки сформированности УУД. ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Портреты выпускников Начальная школалюбящий свой народ, свой край и свою Родинууважающий и принимающий ценности семьи и обществалюбознательный, активно и заинтересованно познающий мирвладеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельностиготовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществомдоброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнениевыполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школалюбящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традицииосознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечестваактивно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчестваумеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечествомуважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатовосознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизниориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.