Аналитическая справка по результатам мониторинга по выявлению признаков толерантности (интолерантности) в 6-11 классах МБОУ «Гимназия»


Аналитическая справка по результатам мониторинга по выявлению признаков толерантности (интолерантности) в 6-11 классах МБОУ «Гимназия»
в феврале-марте 2015г.

Цель: определение универсальных характеристик личности учащихся и межличностного общения учащихся 6-11 классов МБОУ «Гимназия», являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности (интолерантности).
Общая выборка исследования составила 407 человек (это учащиеся 6-11 классов).
Методика Рокича «Ценностные ориентации».

Среди терминальных ценностей преобладают: материально обеспеченная жизнь (93%), уверенность в себе (91%) и здоровье (89%). В инструментальных ценностях лидируют образованность (98%), эффективность в делах (94%) и самоконтроль (93%).

2.Тест Томаса - типы поведения в конфликте.

Выявлены типы поведения учащихся в конфликте:
Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому человеку – 38%.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого человека – 31%.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие – 76%.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей – 23%.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон – 89%.
3.Опросник для диагностики способности к эмпатии (А.Мехрабиан).

Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества. В МБОУ «Гимназия» уровень эмпатических тенденций высокий у 59% учащихся, средний у 31%. И только 6%.учащихся имеют низкий уровень и 4% очень низкий уровень эмпатических тенденций.
4.Опросник Басса-Дарки.

Вербальная агрессия прослеживается у 17% учащихся, которые вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, употребляет словесные оскорбления. Физическая агрессия, при которой человек склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому человеку и может применить грубую физическую силу – у 12%. Предметная агрессия, при которой человек срывает свою агрессию на окружающих предметах отмечена только у 4% учащихся. Эмоциональная агрессия. Когда при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательства по отношению к нему является преобладающим видом агрессии(65%). Самоагрессия, при которой человек не находится сам с собой в мире, согласии; у него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде отмечена только у 2% учащихся.5.Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).

Среди учащихся преобладают интроверты (48%). Они спокойны, уравновешены, миролюбивы, их действия продуманны и рациональны. Интроверты высоко ценят этические нормы, любят планировать будущее, задумывается над тем, что и как будут делать, не поддаются моментальным побуждениям, пессимистичны. Интроверты не любят волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Они строго контролирует свои чувства и редко ведут себя агрессивно, обязательны. Экстроверты составляют 38%. Им присуще общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Они отзывчивы, жизнерадостны, уверены в себе, стремятся к лидерству, имеют много друзей, несдержаны, стремятся к развлечениям, любят рисковать, остроумны, не всегда обязательны. И только 18% учащихся 6-11 классов – это нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.
В заключение хотелось бы отметить, что тщательное изучение заполненных бланков тестов позволило сделать вывод, что ответы учащихся 6-11 классов МБОУ «Гимназия» являются достаточно честными, искренними и сведения, получаемые при тестировании, можно считать близкими к достоверным. Результаты проведенного тестирования имеют большое практическое значение для построения последующей просвятительской работы, позволяя ее конкретизировать и сделать акцент на определенных моментах, характерных для школы в целом и для каждого класса в отдельности.
Таким образом, тестирование учащихся 6-11 классов МБОУ «Гимназия» позволило определить:
универсальные характеристики личности учащихся;
межличностное общение учащихся;
проанализировать признаки проявления толерантности (интолерантности).

Педагог-психолог: Семыкина Н.А.