Использование результатов олимпиад в повышении качества обучения


Использование результатов предметных и надпредметных олимпиад в повышении качества обучения на уроках русского языка и литературы.
В современном образовании с введением  ФГОС третьего поколения особое внимание уделяется развитию интеллектуального уровня обучающихся, формированию познавательной активности, умению самостоятельно получать знания.
В настоящее время перед образованием стоит проблема подготовки квалифицированного специалиста, да и просто человека, соответствующего новой культуре - культуре информационной, которой соответствуют такие черты как гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесная коммуникация на всех уровнях, интегрированный характер. Современный студент должен быть готов  к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов с учетом своих  психологических особенностей.
Поэтому существует необходимость проведения   в ходе учебного процесса различных  конкурсов исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, предметных олимпиад, фестивалей, научно-практических конференций, главными целями которых являются: повышение общей культуры; содействие повышению образовательного уровня, выявлению одаренных обучающихся. Использование в работе с обучающимися   интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад, конкурсов, викторин  создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности.
Предметные олимпиады -   классическая  форма работы с одаренными детьми, помогающая   решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию. Олимпиады способствуют выявлению таких детей, позволяют правильно сориентировать их в дальнейшей учебной деятельности.
В нашей школе   созданы  оптимальные условия  для участия  обучающихся  в различных олимпиадах и конкурсах.  Наряду с участием в предметных олимпиадах в рамках предметных недель   наши обучающиеся  имеют возможность попробовать свои силы в различных заочных олимпиадах и конкурсах: только в 2016 году в Международном конкурсе-исследовании читательской грамотности «Почитай-ка 2016» приняли участие 55 человек»; Всероссийский конкурс «Грамотей-плюс» - 45 человек (лучшие результаты – 96%, и 92%); Всероссийский конкурс по русскому языку «Кириллица» - 8 человек (1 место; 2 учащихся – 3 место); Всероссийский конкурс «Родное слово» - 16 человек (1 место, 3 место). В олимпиадах участвуют не только те, кто имеет высокую успеваемость по данному предмету. Свои силы пробуют далеко не «сильные» обучающиеся. Нужно предоставить шанс любому, кто изъявил желание проявить себя. Участие в олимпиадах  обучающихся с невысокой успеваемостью не только возможно, но даже рекомендуется, поскольку это повышает у обучающихся интерес к   выбранному предмету и стимулирует их развитие и мотивацию к процессу обучения. Даже если участник олимпиады сразу не   покажет хороших результатов, впоследствии он будет более осознанно и ответственно подходить к изучению предмета. Абсолютно всем требуется дополнительный стимул, импульс, толчок к более разумному и ответственному отношению к учебе. Проведение олимпиад  и конкурсов обеспечивает развитие и укрепление интеллектуального потенциала обучающихся, стимулирует активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой.
Второй год принимаем участие в Международном конкурсе-исследовании читательской грамотности «Почитай-ка 2016». Конкурс позволяет не только учащимся проверить свои способности, но и показывает, насколько обучающиеся владеют навыками работы с различной информацией. Результаты первого участия (2015год) поразили: оказалось, что дети не всегда верно могут найти в тексте ответы на вопросы, испытывают затруднения при работе с графиками, различными схемами, таблицами. Анализ участия позволил педагогам скорректировать свою работу, обратив внимание на проблемы. Результаты участия 2016 года показали, что работа ведётся в нужном направлении.
Класс Самый высокий балл 2015 Самый высокий балл 2016
6 класс 75% 83%
7 класс 45% 96%
10 класс 84% 100%
Массовым для нас является и участие во Всероссийском конкурсе «Грамотей-плюс», который проводится в два тура: осенью и весной, - что позволяет не только выявить «слабые места» в орфографии, но и проследить динамику в течение учебного года. Помогает в этом анализ, проводимый независимыми экспертами, который позволяет педагогу изменить подходы в обучении.
Виды орфограмм 2015 год 2016 год
осень весна осень весна
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий
75% 62% 65% 34%
Правописание наречий 82% 54% 62% 41%
Корни с чередованием 63% 51% 49% 24%
Из таблицы видно, что процент обучающихся, допускающих ошибки в словах с данными орфограммами, снижается.Очень приятно, что многие обучающиеся стараются проявить себя в разных областях знаний, не ограничивают себя одним предметом, имеют широкий кругозор.  Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют обучающихся  и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно - ориентированного обучения, проектной деятельности.
За последние четыре года совместно с обучающимися были сделаны и представлены следующие проекты: «Исследование читательского интереса обучающихся ГБОУ СО «СОШ №3» (школьная НПК, 2 место); «Православные традиции как основа нравственного воспитания в моей семье» (школьная НПК, 1 место); в Областном конкурсе исследовательских проектов «Верхотурье в моём сердце» представляли проект «Ремесленная мастерская»(2 место); 2014 год Муниципальная НПК «Орешек знаний» – 1 место (тема проекта – «Моя родословная», этот же проект стал победителем на Областной НПК «Семья: прошлое, настоящее, будущее». В 2015 году обучающаяся 6 класса стала победителем школьного и муниципального тура и участником областного тура Всероссийского конкурса сочинений. На III Региональном фестивале юных талантов «Северное сияние» обучающаяся 11 класса стала победителем в номинации «Декламирование».
Конкурсы и  олимпиады – не просто проверка уровня знаний обучающихся. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат не заурядные и наскучившие всем тесты,  где правильный ответ можно подобрать, а то и вовсе написать наугад, а увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав на все 100% собственные исследовательские навыки, имеющиеся знания  и смекалку.
Каждый обучающийся, принимая участие в конкурсах и олимпиадах, преследует какие-то свои цели.  Для кого-то это  углубление своих знаний  по отдельным предметам, для кого-то  возможность проявить себя в целом как способного студента,  для кого-то – повышение своего авторитета в коллективе. Не стоит забывать и о том, что участники олимпиад и конкурсов после подведения итогов, как правило, получают свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к портфолио и переходе на дальнейшую ступень образования. Как организатор конкурса имею благодарности за активное участие в конкурсе «Кириллица», за организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады «Олимпус», сертификат организатора Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово».
Участие и победы в олимпиадах и конкурсах различного уровня позволяют не только увидеть результат своей работы на определённом этапе, но и мотивируют к дальнейшему профессиональному росту.