Брошюра. Профессиональная ориентация старшеклассников. Профигры и упражнения.















Составитель: Жорабек Ольга Ивановна

Профессия на букву
Смысл данного упражнения расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немало времени (от 57 до 1015 минут) и носит скорее разминочный характер.
Процедура упражнения следующая (при работе в круге):
Общая инструкция: "Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву".
Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно "правильных") названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Желательно больше 57 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о.Я), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).
При работе с целым классом можно разбиться на 23 команды (например, но рядам парт) и уже таким: образом выясните, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.
Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже, несмотря, на всю простоту (и кажущуюся примитивность, "детсадовскость") данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно. Как нам однажды рассказал один учитель, попробовавший провести данное упражнение со своими 10-классниками, даже возвращаясь из школы в автобусе, дети продолжали играть и спорить, существуют ли называемые профессии или нет. Поэтому практический психолог и профконсультант должны быть готовы к тому, что даже очень простые, очень даже "неэкзотические" процедуры могут обладать мощным активизирующим зарядом. Наконец, опыт проведения данного упражнения с профконсультантами (в ходе их подготовки и переподготовки) неоднократно показывал, что даже у специалистов могут возникать определенные затруднения в назывании профессий.

Профигра "Цепочка профессий"
Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы "зацикливаясь" на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 68 до 1520. Время проведения от 7 10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
Инструкция: "Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д. (см. раздел 6. Угадай профессию, где представлена схема анализа профессий)".
По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: "В чем же сходство вашей профессии с только что названной?". Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру , если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине с автотранспортом, а в конце с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлургповар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...
Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество это один из показателей того, что игра получается.

Упражнение "5 шагов"
Смысл упражнения повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
Игра может проводиться как в круге (для 612 участников) , так и при работе с классом. Среднее время на игру 3040 минут. Процедура включает следующие этапы:
1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

Профигра "Человек-профессия"
Цель игры на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 68 до 1520. Время одного проигрывания от 710 до 15 минут.
Процедура предполагает следующие основные этапы:
Общая инструкция: "Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немало (примерно 3040 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?"
По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начинает всем, но очереди задавать вопрос: "С какой профессией ассоциируется загаданный человек?". Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).
После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает немало и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немало (68 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.
Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам немало проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где вес сидят плотно друг с другом, в классе боль те простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.
В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Упражнение <Общее панно>
Цель: внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы.
Инструкция:
«Сейчас вы будете конструировать общее панно из тех работ, которые вы рисовали на предыдущих занятиях, каждая из этих работ должна войти в панно. Работу будет выполнять группа вся вместе. Каждый из нас развивается самостоятельно, и в то же время рядом с нами развиваются и другие люди, постарайтесь в этой работе отразить логику вашего развития в группе и группового развития, (необходимо чтобы заранее была подготовлена стена, заклеена бумагой, на которой выполняется задание). Достаньте все свои рисунки и приступайте к работе.
Комментарий: На выполнение задания отводиться 25 минут.
После выполнения каждый участник делится своими ощущениями.
Игра "Ловушки - капканчики"
Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.
Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участниковот 68 до 1215. Время 2030 минут.
Процедура включает следующие этапы:
Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).
В группе выбирается доброволец, который будет "представлять" какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало !
3. Общая инструкция: "Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже дветри таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.
4. Далее все делятся на микрогруппы по 34 человека.
5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 57 минут.
6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально- экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.
Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру , сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 23 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.
В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека
Упражнение "Кто есть кто?"
Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе, В игре могут участвовать от 6-8 до 12-15человек. Время на первое проигрывание -5-7 минут. Процедура игривого упражнения следующая;
1. Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет, дет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)".
Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
Если игроков немало (6-8 человек), то показывать можно, то не одной рукой, а двумя (одной рукой -на одного человека, другой - на другого. Для большего количества участников лучше все это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.
2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н.Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.
После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели".
Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).
Каждый но очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.
Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.
После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.
Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.
Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.
В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрить такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.







Профигра "Один день из жизни"
(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)
Смысл игрового упражнения повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Упражнение проводится в кругу. Количество играющих от 68 до 1520. Время от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:
1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию "фотомодель".
2. Общая инструкция: "Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру , рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок завтрак звонок урок двоечники вопрос ответ тройка учительская директор скандал урок отличники звонок дом постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком".
3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немало (68 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже немало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.
Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему "СОН ИЗ ЖИЗНИ..." такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, "мистической" ситуации, связанной с загадочным миром снов...
Данные упражнения оказываются интересными и полезным и даже при работе со специалистам и. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение "Один рабочий день из жизни профконсультанта", а затем "Сон из жизни профконсультанта".
Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы "День из жизни безработного" и "Сон из жизни безработного" (выпускника школы эпохи "демократических преобразований" и безработного взрослого из той же эпохи...).

Процедура "Оценка субъективной важности событий "неуспешной", "успешной" и "моей реальной карьеры"
Инструкция: Вам предстоит оценить личную значимость каждого из 10 событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Выделите из списка событий «неуспешной карьеры» одно самое значимое событие с точки зрения человека с неуспешной карьерой. Присвойте ему ранг №1. Затем выделите самое значимое событие из оставшихся. Присвойте ему ранг №2. Затем выделите самое значимое событие из оставшихся. Присвойте ему ранг №3 и т.д. Самое наименее значимое событие получит ранг №10. Запишите эти ранги в соответствующую колонку таблицы «Ранги событий «Неуспешной карьеры».
После этого присвойте ранг каждому событию «успешной» и «моей реальной карьеры». И запишите их в соответствующие колонки.
В колонке № п/п указаны номера событий от 1 до 10 в том порядке, в котором они приведены в трех таблицах: «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Поэтому названия событий писать не обязательно.

№ п/п
Ранг событий «Неуспешной карьеры»
Ранг событий «Успешной карьеры»
Ранг событий «Моей реальной карьеры»





















































Упражнение "Звездный час"
Цель игрового упражнения помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.
Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может занять около 2040 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.
В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные "радости" жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.
Возможны различные варианты проведения упражнения. Во-первых, можно рассмотреть "звездные часы" для типичных профессиональных стереотипов (для типичного ученого, типичного продавца, типичного таксиста...), а можно рассмотреть и стереотипы более широкого плана (типичного "нового русского", типичной "шикарной женщины", типичного "супермена", типичного "пьяницы",, типичного "простого человека" и т.п.).
Во-вторых, варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.
1 вариант (основные этапы проведения):
1. Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный стереотип (или социальный стереотип) они будут обсуждать. К примеру , все сошлись на профессиональном стереотипе типичного "бармена".
2. Далее ведущий даст участникам следующее задание: "Сейчас каждый из нас попробует представить, какие самые приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко выскажем свои предположения, после чего обсудим, чьи же представления оказались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют "счастью" большинства барменов...".
Участники по очереди говорят о своих представлениях, о "звездном часе" бармена. Ведущий при этом не должен как-то критиковать эти представления. В подростковых (а часто и во взрослых) аудиториях достаточно возможны шутки и некоторая ирония по отношению к "счастью" стереотипов, особенно, стереотипов неординарных, но находящихся у всех на виду... Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помощью шутки можно понять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях... Высказывания участников могут повторяться, хотя было бы интереснее называть разнообразные проявления радости для данного профессионала, что позволило бы более полно понять эту профессию. Естественно, ведущий не должен допускать перерастания шутки в откровенную грубость и "зубоскальство".
Далее организуется обсуждение, чьи же представления о самом большом счастье для бармена оказались наиболее характерными и правдивыми. Поскольку такие представления им носят в основном нон субъективный и характер, то не следует стремиться к полной "объективности" обсуждения. Ведущий должен быть готов согласиться даже с теми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения не столько в том, чтобы познакомить у участников и кон с "правдой", сколько II том, чтобы актуализировать их представления о "радостях" того или иного труда и, лишь по возможности, в тактичной и ненавязчивой форме, подкорректировать эти представления.
2 вариант:
Участники разбиваются на группы по 35 человек (микрокоманды).
Определяются наиболее интересные для всех профессиональные (или социальные) стереотипы по числу игровых микрокоманд.
3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 710 минут выделить 35 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социальной группы вообще живут, что для них самое главное в жизни...). Желательно, выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микрогруппа.
4. Далее по очереди представители микрогрупп выступают (зачитывают свои варианты профессионального счастья) и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто- то задает уточняющие вопросы, кто-то высказывает свое мнение. Если окажется, что представления о счастье будут диаметрально противоположными, то удивляться этому не следует, но участникам, для обострения дискуссии все же можно предложить определить что-то наиболее характерное и, следовательно, менее противоречивое.
Разновидностью 2-го варианта упражнения является такая его организация, когда микрокоманды обсуждают только один профессиональной (или социальный) стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного стереотипа является наиболее полным и правильным. Нередко оказывается, что в разных микрогруппах некоторые представления сильно совпадают.
3 вариант:
Участники разбиваются на микрогруппы. В каждой микрогруппе сами участники определяют (загадывают) наиболее интересный для себя профессиональный или социальный стереотип, но так, чтобы никто пока об этом не знал (случайно не услышал...).
Задание каждой микрогруппе: "В течение 10 минут совместными усилиями необходимо придумать, а потом кратко представить сценку из жизни (или из профессиональной деятельности) загаданного стереотипа, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его существования".

По очереди микрокоманды проигрывают счастливые мгновения из жизни стереотипов (время на одно проигрывание не более 57 минут). А остальные пытаются угадать, о каком стереотипе идет речь. Отгадывание происходит в небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют и, чаще всего , с интересом наблюдают за высказываниями своих товарищей, ведущий выписывает на доске наиболее "прозвучавшие" (принятые многими) варианты отгадок. Можно да же ограничить число таких вариантов, например, двумятремя.
После этого называется загаданный стереотип, и дискуссия может вновь возобновиться, например, кто-то может не согласиться с тем, как представила данный стереотип микрокоманда.
4 вариант - "Хвастуны":
1. Каждому игроку дается задание: "Придумать наиболее интересный для себя профессиональный или жизненный стереотип. На отдельном листочке в течение 57 минут написать название этого стереотипа и выписать 23 наиболее характерных счастливых мгновений из жизни этого стереотипа (это своеобразная разминка перед основным упражнением). Предлагается каждому представить себя на месте этого стереотипа с тем, чтобы в игровом ситуации рассказать кому-то о том, как у Него все прекрасно, т.е. похвастаться, какой Он молодец и как у Него все здорово...". Важно подумать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее представить загаданный стереотип.
Далее выбираются два игрока-добровольца и разыгрывают небольшую сценку в течение 510 минут, в которой по очереди , а может даже и мешая друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости с этой работой связанные. В этом своеобразном соревновании необходимо сыграть более счастливого человека.
После этого каждый пытается с двух попыток назвать (угадать) тот стереотип, который изображался его напарником, а дальше организуется небольшое общее обсуждение того, насколько достоверно удалось каждому изобразить свой загаданный стереотип. При этом важно учесть не только слова и факты, подтверждающие "счастье" да иного стереотипа, но и саму манеру разговора, интонации и прочие характерные для разных стереотипов проявления (если ведущий напомнит и об этом, то обсуждение получится полезнее и интереснее).
Нам представляется, что разыгрывание и обсуждение (попытка попять) профессиональные различные и жизненные стереотипы являются очень важной частью работы профконсультанта. Ведь во многих случаях консультант реально выходит на проблемы не столько чистой профориентации (помощи в выборе конкретной профессии, места учебы или работы), сколько на проблемы на хождения смысла своей жизни, связанного с той или иной деятельностью. Но такая деятельность не обязательно является только профессиональной. Нередко человек реально выбирает не столько профессию, сколько образ (или стиль) жизни, тот или иной социальный стереотип, ту или иную социальную роль. К примеру , кто-то выбирает профессию не потому, что его при привлекает сам характер данного труда, а потому, что позволяет иногда пройтись в норковой шубе по улице столько ради этого многие живут или мечтают жить!), или ради того, чтобы непременно, прославиться (неважно, как лишь бы все о тебе знали), или чтобы очень-очень немало зарабатывать (вчера - партийный работник со льготами, сегодня высокопоставленный чиновник-взяточник) или чтобы непременно "бывать за границей" и т.п. Естественно можно привести немало и приятных примеров, когда человеку удастся даже, но внешне непривлекательной (не престижной на данный момент) профессии находить для себя важные и благородные смыслы, развивать и реализовывать лучшие свои возможности. Это касается не только изначально "благородных" низов труда (учителей, социальных работников, врачей...), но даже таких, где соблазн стать подлецом очень велик. Можно даже вообразить себе ситуацию, что кто-то, как раньше, захочет "быть там, где труднее всею" и специально изберет для себя наиболее трудные ("соблазнительные") в этом плане профессии (как своеобразные "испытания" своей совести) и только таким образом сумеет возвысить свой дух ...

Упражнение "Подарок"
В данном игровом упражнении несколько необычным образом специально организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.
Упражнение проводится в круге. Количество участников: от 68 до 1520. Время проведения: от 15 20 до 3040 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
Инструкция: "Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1 подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия); 2подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что л друг это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него); 3 подарок должен быть доступным Вам по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно, какая у него (у нее) профессия".
Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.
3. После этого каждый" по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. К примеру , какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.
5. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
Заметим, что и сам ведущим может начать свой подарок, даже если окажется, что это будет не самый интересный вариант.
Можно предложить другой вариант проведения упражнения, когда участники разбиваются на небольшие команды (по 25 человек) и уже там обсуждают, что подарить другу. Далее выясняется, подарок, какой команды оказался удачнее.
Аналогично можно организовать игровые упражнения "Маскарад" и "Любимое блюдо".


В игре "МАСКАРАД" участники придумывают наиболее интересный и необычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. К примеру , для профессии коммерсант это может оказаться костюм в виде изящного галстука "в клеточку...", для профессии экономист костюм деревянного рубля", для профессии телохранитель "кепка нулевого размера", для профессии президент "рог (рога) для произнесения тостов за здоровье русского народа" и т.п. Важно при этом суметь обосновать, почему именно такой костюм больше всего подойдет для данной профессии.
В игре "ЛЮБИМОЕ БЛЮДО" участники придумывают любимое блюдо для того или иного профессионала. Например, для представителей профессии эстрадный певец это может оказаться тарелка леденцов (чтобы "изо рта шел более приятный запах..."), для дипломата "жвачка с пузыри ком" ("чтобы умел говорить ни о чем..."), для психолога и учителя сковородка семечек ("чтобы нервы свои успокаивал...") и т.п. Здесь также важно суметь соотнести те или иные "блюда" с особенностями рассматриваемых профессий.
Данные игровые упражнения при всей своей юмористической направленности (и даже "несерьезности") воспринимаются участниками с интересом и позволяют рассматривать особенности профессий в неожиданных ракурсах, а, следовательно, лучше осознавать эти особенности.

Упражнение "А вот и Я"
Упражнение в шутливой форме позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и, таким образом, повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям.
Методика проводится в круге, но может использоваться и при работе с классом. Количество участников от 68 до 1520 человек. Время проведенияот 30 до 4050 минут. Методика может быть проведена в разных вариантах. Игровая процедура по первому варианту предполагает следующие этапы:
Участникам игры объясняется ее общий смысл проверить и, по возможности, хоть немало повысить свою готовность к прохождению собеседования при трудоустройстве. Само название игры как бы говорит, вот я пришел, посмотрите, подхожу ли я для вашего заведения... По условию игры предполагается, что итоги собеседования являются решающим фактором зачисления на работу или поступления на учебу.
Каждый участник на отдельном листочке выписывает 57 самых главных правил поведения для поступающего и 57 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. (Целесообразность включения в игру роли руководителя (члена Приемной комиссии) объясняется тем, что претендент на работу или поступающий в учебное заведение должны понимать позицию руководителей фирмы (заведения), а также лучше осознавать, чего от них ожидают при собеседовании. Все это повышает, шансы претендента произвести хорошее впечатление и быть зачисленным). На это отводится примерно 57 минут.
Все садятся в круг. Ведущий предлагает двум игрокам-добровольцам выполнить первое игровое задание: в течение 710 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто руководителя заведения. После этого обязательно следует уточнить, что это за заведение (конкретный вуз, фирма и т.п.), а также, какая именно вакансия предлагается для претендента, т.е. о чем пойдет речь. Желательно, чтобы заведение и вакантное место в нем был и достаточно престижным и, но в то же время реалистичными для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, изображающий руководителя.
Другой игрок претендент сразу же уточняет, какими основными характеристиками и качествами обладает его герои, например, его возраст, образование, пол, жизненный опыт и т.п.
Во время проигрывания остальные участники внимательно наблюдают за действиями руководителя и претендента, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.
7. После первою проигрывания всем (включая главных игроков) дается задание: по 5-балльной шкале оценить успешность действий отдельно для претендента и для руководителя.
Первое слово предоставляется главным игрокам. Сначала они по очереди называют свои оценки (и самооценки), а потом кратко комментируют их, не забыв соотнести свои оценки с выписанными ранее правилами поведения для руководителя и для претендента. После этого могут кратко высказываться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 57 минут. При наличии большего времени можно даже быстро подсчитать, сколько баллов наорали руководитель и претендент по оценкам остальных игроков.
Перед тем, как начать общую игру, ведущий может зачитать (для общего развития) основные правила для человека, желающего произнести хорошее впечатление и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.
К примеру, чтобы понравиться другим людям ям можно ориентироваться на следующие известные правила, выделенные Д. Карнеги:
искренне интересуйтесь другими людьми;
улыбайтесь;
помните, что имя человека это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;
говорите о том, что интересует Вашего собеседника;
6 внушайте Вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Для руководителей можно порекомендовать следующее 17:
1 не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качества).
2 не переоценивать "красноречие" претендента, которое далеко не всегда свидетельствует об организаторских способностях;
3 не переоценивать различные дипломы "с отличием" (они достаточно могли быть "купленными" или полученными без особого труда);
4 при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю (рассказывать об организации) и побольше слушать претендента;
даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней секретарю;
руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы выполнять конкретную работу или обучаться по конкретном специальности).
10 После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль претендента, беседующего с целой Приемной комиссией.
11. Доброволец сам определяет, в какое заведение и на какую вакансию (специальность) он собирается оформиться, а также кратко называет основные характеристики своего "героя".
12 Роль руководителей, а точнее членов Приемной комиссии будут играть все остальные участники, при этом, для большей остроты игры нее делятся на две команды, т.е. беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две Приемные комиссии на конкурсной основе... Каждая комиссия располагается за отдельным столом.
13. Смысл дальнейшего задания заключается в том, что члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 57 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (в каждой комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).
14. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у Приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия, как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена Приемной комиссии).
Возможны и другие варианты проведения данного игрового упражнения. К примеру , после разыгрывания ситуации собеседования в паре, всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию (или же самим определить, в какое заведение, на какую вакансию и какой по своим качествам человек собирается поступать). В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих (а может даже, и из числа приглашенных специалистов) специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами Приемных комиссий (в каждой из команд) и т.д. и т.п.
Главное для упражнений такого типа постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности. Для этого требуется и самому ведущему лучше представлять, какие сложности ожидают претендентов при поступлении в те или иные учебные заведения, а также при оформлении в государственные организации и частные фирмы.


Профессиональная ориентация старшеклассников

Профигры и упражнения



Коррекция определенных линий развития в плане подготовки будущей профессиональной деятельности рассмотрения возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определения путей их преодоления









14 ",.DF
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15