Литературный час нравственности «Верный друг — живое сокровище»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Красногорская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района РТ
Литературный час нравственности:
«Верный друг – живое сокровище».


Выполнила: заведующая библиотекой
Сибгатуллина Гульшат Мубаракзяновна
Цели: 1. Воспитание умения по-настоящему дружить;
2. Понимание ценности дружбы;
3. Умение аргументировать свою точку зрения.
Задача: - формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу; определение качеств настоящего друга; развитие навыка взаимопомощи при решении различных проблем; привитие интереса к чтению
Оборудование: картина «Дружба», С. И. Ожегов «Словарь русского языка», сказка «Если хочешь иметь друзей», иллюстрации к сказке, солнышко, пословицы, ситуации про дружбу, мини-сочинения на тему «Мой друг», рисунки «Давайте жить дружно!», свечка, ноутбук, проектор, запись музыкальных фонограммХод занятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ученики. Начинаем наше занятие. Тему я вам не скажу, вы будете угадывать сами. Перед вами картина, но без названия. Давайте, вместе придумаем название этой картине («Дружба»).
Итак, сегодня наше занятие посвящается дружбе и называется «Верный друг – живое сокровище».
Поприветствуем добрыми словами друг друга и наших гостей: - Здравствуй, день, здравствуй, друг! (руки вверх, в стороны, положить на плечо соседей) -Здравствуй, песен щедрый круг! (руки впереди себя, показать круг) -Здравствуй, мир, здравствуй, век! (руки вверх, показать круг над собой) -Здравствуй, добрый человек! (повернуться к соседу и положить ему руку)
Ведущий: Какое прекрасное слово – «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение с другом. Друг это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней. Ещё кого мы можем назвать своим другом? Продолжите фразу «Друг – это…»:
Ученики:
друг – это человек, с которым тебе интересно играть;
друг – это девочка или мальчик, с которым можно посекретничать о чем-то,
друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний,
друг – это мой непослушный щенок,
друг – это тот, кого нам вечно не хватает,
друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого,
друг – это тот, кто скажет «Не вешай нос!»
друг – это тот, кто хочет, чтобы я был лучше его и т. д.

Ведущий: Давайте заглянем в толковый словарь русского языка и найдём слово «дружба». (Один из учащихся читает определение слова «дружба»)
Ведущий: Многие писатели и поэты посвятили свои произведения (стихи, рассказы, сказки, песни) дружбе. А сейчас мы их вспомним. (учащиеся называют произведения и их авторов) (Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», Братья Гримм «Белоснежка», «Бременские музыканты», А. Толстой «Приключения Буратино», Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино», Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», песни: «Настоящий друг», «Если с другом вышел путь», «Чтобы солнышко светило», «Вместе весело шагать», «Когда мои друзья со мной» и т.д.). Ведущий: Сегодня я познакомлю вас ещё одной сказкой. Сказку написал
И. Радичков, и называется она - «Если хочешь иметь друзей». Внимательно послушав её, скажете, что же надо сделать, чтобы иметь друзей?
Ведущий читает сказку.
После ознакомления сказкой, детям задаются вопросы:
Что надо делать, если хочешь иметь друзей?
Как вы думаете, что произошло бы с этим деревом, если бы не случай с воробьём? Чему этот случай научил дерево?
Изменился ли внешний облик дерева, когда оно стало помогать людям?
Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было плохо, и становилась легче тогда, когда вы помогали другим?
Много ли друзей у вас?
Чтение заранее написанных мини-сочинений «Мой друг».
Ведущий: Выслушав ваши сочинения, сказку, мы уже знаем: друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, помогает ему в трудную минуту, т.е. несет ответственность за другого. Ведь недаром русская пословица гласит:
Друга иметь – себя не жалеть.
А теперь мы с вами вспомним пословицы.
Игра «Собери пословицу»
Предлагаются карточки с началами и карточки с концами пословиц про дружбу. Из этих двух частей вы должны составить пословицу:
Друг познаётся в беде.
Скажи, кто твой руг – я скажу, кто ты сам.
Если обидишь друга, то возрадуются враги твои.
Друга ищи не спеша, а найдя – не спеши его менять.
Человек, не имеющий друзей, проживает лишь полжизни.
Ведущий: Молодцы! Хорошо справились с этой задачей.
Какого друга вы бы хотели иметь? (Верного, настоящего, отзывчивого, сильного, приветливого, вежливого, доброго, щедрого, искреннего и т.д.). Игра «Развеселим солнышко».
Обратите внимание на этот желтый круг. На что оно похоже? (На солнышко). Но чего-то не хватает? (Лучей). А солнышко какое? (Грустное). Почему, как вы думаете? (Потому что у него нет друзей). Сейчас мы ему поможем приобрести друзей. Как? На лучах напишем качества настоящих друзей и прикрепим к солнышку. (На заранее подготовленных лучах пишут характерные качества настоящих друзей)
- Каким стало наше солнышко? (Весёлым, радостным, счастливым).
Давайте помогать друг - другу в трудную минуту, давайте делать добрые дела. Ребята, если вы хотите, чтобы вас любили и уважали, то вы должны добиваться этого, делая что-то хорошее для других, порой даже отказываясь от того, что нравится вам. А сейчас, давайте мы с вами пооткровенничаем. У меня для вас подготовлен конверт – «конверт откровений». Здесь у меня секрет. Кто из вас самый смелый?
Вопросы в конверте:
Твой друг заболел, лежит в больнице. Как ты поступишь?
Ты идешь мимо – дерутся два малыша. Твои действия.
Твой друг не смог решить задачу, которая была задана на дом. Как ты поступишь?
Мальчики 4 Б класса играют в футбол. К ним подошёл Максим из другого класса и спросил «Можно мне с вами поиграть?». А Антон ответил: «Ты будешь должен за это свой полдник». Прав ли Антон? (Друзья за доброту, подарков не требуют).
- Итак, мы ответили на все вопросы конверта. Теперь в честь нашей дружбы расскажем наши стихотворения (дети читают стихотворения.)
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветёт
Даже самый, сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит;
Скажут все, кто юн и свете Для хороших, славных дел.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живёшь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной, людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо –
Мы дружбой недаром зовём.
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг,
Тот встать ему поможет друг.
Всегда в беде надёжный друг
Ведущий: Вот и подходит к концу наше занятие – занятие о дружбе.
-К одному прибавь один, дружок. И получишь чудо, да какое Одинокий стал не одинок, Подружились на планете двое.
-Вот уже нас двое, а если каждый из вас присоединится к нам, и мы все возьмёмся за руки, то получится круг дружбы, в котором от сердца к сердцу идёт тепло, свет, уважение и любовь (Зажжём свечу дружбы) И все вместе скажем слова известного героя мультфильма - терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
- Друг нужен нам как солнце, которое согревает, когда тебе холодно. - Друг нужен нам, как надёжное, крепкое, верное плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. - Друг- это тот, который помогает мне увидеть красоту мира.
В заключении исполнение участниками песни: «Если с другом вышел в путь…»

Сказка
Если хочешь иметь друзей
И.Радичков Не так уж трудно приобрести друзей! Одно дерево одиноко стояло у дороги и грустило, потому что у него не было друзей. Равнина была пуста, по полю бродили ветры, но никто не останавливался рядом с деревом; в небе пролетали птиц, но ни одна не садилась на его ветки, потому что они были голые. Неподалёку текла речка, но и она ни разу не остановилась у дерева поболтать с ним. Она спешила слиться с другой рекой, чтобы веселее было бежать к морю.
Конечно, по дороге ходили люди, но у каждого были свои дела, и никто не останавливался у дерева. Порой оно думало, что лучше всего ему уйти, куда глаза глядят. Но деревья не могут ходить, они не могут убежать даже тогда, когда видят, что к ним идут люди с топорами.
Так было до весны. Как только наступила весна, дерево покрылось листвой, надело красивую зеленую шапку. Но всё равно осталось одиноким.
Однажды дерево увидело, что ястреб гонится за воробьем. Воробей кричал со страху.
Не зная, куда деться, он шмыгнул в зеленую листву дерева. Дерево было довольно. Всю ночь оно шепталось воробьем, а наутро птичка свила на нем гнездо и села выводить птенцов.
Однажды возле дерева остановилась телега. Возница распряг коней, бросил им сена, а сам лег вздремнуть. Ехали мимо другие люди, увидели густую тень и тоже решили отдохнуть. Проезжие уселись в тени и стали рассказывать друг другу разные истории. А дерево слушало и радовалось, что оно уже не одиноко. Оно старалось погуще положить тень, не то люди решат. Что тень плохая, и уйдут.
Тех пор каждый, кто шел по дороге, останавливался отдохнуть под деревом. Верно, дерево не может идти в ногу с человеком по дороге, но зато оно может укрывать его в пути своей тенью! Так у дерева появились друзья. Оно поняло, что, если хочешь иметь друзей, нужно укрывать их своей тенью.