Проект урока окружающего мира в 1 классе по теме: Растительноядные и хищные животные (по курсу Окружающий мир, автор Дмитриева Н.Я.)


Ефанова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ "СШ № 40" г. Смоленска

Проект урока окружающего мира в 1 классе
по теме: " Растительноядные и хищные животные "
(по курсу " Окружающий мир", автор Дмитриева Н.Я.)
Тип : урок усвоения новых знаний
Цели: сформировать понятия «растительноядные», «хищные» животные и знания о их классификации; развивать познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
1) Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях.- 8-е изд.- Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2012.
2) картинки для игры "Накорми животных";
3) карточки- сигналы; карточки для кластера;
4) плакаты-эталоны
Ход урока:
I. Орг.момент
Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, грусть. Вдохните в себя свежесть и красоту природы, тепло солнечных лучей. Я желаю вам успеха в предстоящей работе.
II. Актуализация знаний.
-А начнем мы наш урок с разминки:
«Назови одним словом»
Цапля, сова, снегирь………….. ПТИЦЫ
Акула, щука карп ……………… РЫБЫ
Стрекоза, гусеница, бабочка…………… НАСЕКОМЫЕ
Лиса, корова, медведь…………. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
-Птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие, как назвать эту группу одним словом? (животные)
На доске три "дерева": "Что я знаю?", "Что узнал, чему научился?","Что еще хочу узнать?"
(первое дерево - открыто, два других- закрыты)
Давайте ответим на этот вопрос- что мы знаем о животных? (ответы детей)
-Перед нами лишь некоторые виды животного мира. Давайте вспомним, без чего не могут жить животные? (Без воздуха, без воды, без пищи).
-Сегодня мы подробнее поговорим о питании животных.
-Чем могут питаться животные? (Листьями, стеблями, ветками, зернами, семенами, орехами, плодами, мясом), т.е. растениями и мясом. Составим кластер.

-Скажите, как можно назвать животных, питающихся растениями? ( растениедные, растениядные, ) А если возьмем и соединим слова растительность и ядные, что получится?(растительноядные) А если они питаются мясом?(мясоядные)
- Мясоядные имеют правильное название - хищники.
-Вот мы и подошли к теме нашего урока. Какова она? ( Растительноядные и хищные животные.)
Какая цель нашего урока? (узнать кто такие хищники и растительноядные,чем они различаются)
III. Открытие нового.
1. Создание проблемной ситуации
-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных? (да)
1)Игра "Накорми животных"
А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Животные грустят, мечутся по клеткам, рычат и воют.
- Что случилось?( они голодные)
На доске закреплены картинки с животными(обезьяна, коза, тигр, орел) а ниже вразброс - еда( капуста, мясо, бананы, листья, ветки).
-Как можно было определить, чем питаются эти животные? (По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.)
Давайте исправим ошибки. (Эталон)
-А можно ли было по внешнему виду, определить, чем питаются эти животные? (можно, но не знаем как)
-Поэтому проблемой исследования сегодня на уроке предлагаю взять:
Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,
чем питается животное?
2.Выход из затруднительной ситуации.
-Давайте откроем учебник на с.12-13 и рассмотрим рисунок, где пасутся козы. Каких животных вы видите на поле? Можно ли по внешнему виду и по поведению догадаться, кто из них растительноядный, а кто хищник?
-Что они делают? Как они себя ведут?
lefttop
(Обезьяны и козы – растительноядные животные, едят траву, листья, но при этом они неспокойны, ведут себя настороженно, потому что в траве притаился другой зверь – волк – хищник, он подкрадывается к добыче.) Значит, у них разные повадки, т.е. разное поведение.
- Как они могут обнаружить хищника? (увидеть, услышать, учуять).
Значит, для этого им надо иметь хорошо развитые слух, зрение, обоняние.
-Как поведут себя наши животные, если заметят волка? (убегут или будут
защищаться)
Сделаем вывод: Главная задача – растительноядных животных быть осторожным и внимательным.
2)-Рассмотрите, какие объекты природы изображены внизу на рис.12

ТИГР ГУСЕНИЦА ЗАЯЦ
-Что общего между ними? (животные)
-Чем они различаются? ( пища у них различна : Гусеницы прожорливы, едят листья.
заяц на рисунке изображен с морковкой, а тигр – хищник, питается мясом.)
-Действительно большинство насекомых растительноядные: (питаются частями растений, высасывают сок из растений, поедают кору деревьев.Физкультминутка
Птички и ветер
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
3)Работа в группах.
- А сейчас я предлагаю вам работу в группах. Каждой вашей группе будет задан один вопрос и лишь несколько минут для раздумья.
1) Чем питается заяц-беляк?
2) Кто на него охотится?
3) Как он спасается от своих врагов?
-Выслушиваем ответы детей по группам, обсуждаем.
- А сейчас мы будем работать над текстом, поднимая сигнальные карточки.

! уже это знал
+ новое
? не понял, возник вопрос
- думал иначе.
Учитель читает текст.
Заяц-беляк.
Заяц-беляк живет в лесу. Днем спит, а ночью выходит на кормёжку. Питается он травой, зернами, зимой может обгладывать кору деревьев.
Врагов у зайцев много: волки, лисы, собаки, орлы, совы, охотники. Но больше всех заяц боится лесной кошки – того и гляди, рысь с вершины, как с неба, прыгнет на спину.
Зайцев спасает их способность быстро бегать, хороший слух и белая шубка под цвет снега.
Учитель обращает внимание на детей, которые показывали сигнальные карточки с вопросом. Выясняет, что было не понятно.
Сделаем вывод: растительноядные животные питаются растениями, ведут себя внешне спокойно, но при этом настороженно. У них развиты зрение, слух, обоняние и есть средства защиты: быстрый бег, рога, иглы, маскировка.
-Из этого текста мы узнали о врагах зайца, как их назвать одним словом? (хищники).
-Кого больше всего боится заяц? Как по внешнему виду различаются хищники?
А помогут нам в этом рисунки на с.13.
lefttop
-Рассмотрим изображение головы и лап волка. Что вы заметили?
(Мощные лапы с когтями и острые зубы). Для чего они им? Чтобы охотиться.
На с.13 найдите предложения, где говорится о способе охоты некоторых хищников.
.
(догонять и удерживать добычу)
- А еще хищникам присуще выслеживать свою добычу.
Сделаем вывод: задачи хищников – найти, поймать и съесть добычу. Об этом говорит внешний вид и повадки хищников. Для этого надо иметь хорошо развитое зрение, слух, обоняние и средство охоты: зубы, когти, умение выслеживать добычу.
Физкультминутка (Гимнастика для глаз)
4) Игра "Возьму с собой"
Класс разбивается на команды "Растительноядные" и "Хищники"
Учитель зачитывает слова (слух, зрение, обоняние; средства защиты:хорошо бегаю, прячусь, имею рога, иглы, маскируюсь; средства охоты: зубы, когти, мощный клюв и умение выслеживать добычу) , что могут взять с собой. Что из общего у хищников и растительноядных? Что разное?)Молодцы! Справились.
-Вы знаете, а у хищников есть разные средства охоты.
Длинные липкие языки муравьедов и лягушек, мощные удерживающие щупальца осьминогов, загнутые ядовитые зубы змей, душащие объятия удавов, липкая паутина пауков, светящиеся приспособления глубоководных рыб, точный прицел водяной струи некоторых рыб и, конечно, режущие и рвущие мясо зубы, когти и клюв.
-49530240665
IV. Закрепление изученного
- Нужны ли хищники в природе? (Да. Они санитары леса). Самостоятельная работа.
- А теперь определите на рисунке на с.13 кто хищник и кем они питаются? Соедините их линиями у себя на карточках.

Сверка с эталоном на доске.
Итак, давайте подведем итог исследованию.
-Какую проблему мы перед собой поставили сегодня на уроке?
Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,
чем питается животное?
-Как мы отличаем растительноядных животных от хищных?
- А куда вы отнесете медведя?
-По внешним признакам и по поведению – это хищник. (Питается мясом и рыбой)
-А по названию, вслушайтесь в это слово «медведь» - «мед» «ведает».
Любит полакомиться медком, ягодами, корешками, орехами, злаками. Значит он и растительноядный. Медведь ест все. Поэтому он всеядный.
-А древний человек? А современный человек?
-У многих из вас дома есть свои домашние питомцы. Подумайте, к какой группе по способу питания вы бы их отнесли?
V.Итог урока:
-Наш урок подошел к концу. Какая тема урока была? Кто такие хищники? Кто такие растительноядные?
-Посмотрите на два дерева, которые нам надо открыть. Что написано. ("Что узнал, чему научился?","Что еще хочу узнать?")
Рефлексия
Используются сигналы : красный, желтый, зеленый
Зеленый - все получилась, доволен своей работой
Желтый - получилось, но были ошибки, нужно еще поработать
Красный - ничего не получилось, не доволен своей работой на уроке.
Если есть красный цвет, выяснить почему так получилось?
- Ребята, я довольна как вы поработали на уроке! Вы молодцы!