Сценарий классного часа Чай приятен, вкусен, ароматен


Сценарий классного часа «Чай приятен, вкусен, крепок, ароматен»
Цели: сплочение коллектива, знакомство с целебными свойствами чая.
Оборудование: класс празднично украшен плакатами, шарами; оформлена выставка разных производителей чая; стол, накрытый самоваром и сладостями.
Сцена 1. Вступление.
Ведущий. Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Ведущая.
Очень часто за событиями И за сутолокой днейСтарины своей не помним, Забываем мы о ней.И хоть более привычныНам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи,Вспомним нашу старину.
1-й ученик Я хочу открыть секрет2-й ученик И полезный дать совет:3-й ученик Если хворь с кем приключится,4-й ученик Чаем можете лечиться.
5-й ученик. Чай горячий, ароматный.
6-й ученик. И на вкус весьма приятный.
1-й ученик. От недуга исцеляет.
2-й ученик. И усталость прогоняет.3-й ученик Чай в жару нас освежает,4-й ученик А в морозы согревает,5-й ученик И сонливость переборет, 6-й ученик И с усталостью поспорит,
1-й ученик Сокрушит любой недуг,2-й ученик Чай здоровью – лучший друг!
3-й ученик. Силы новые дает.
4-й ученик. И друзей за стол зовет.
Все ученики. С благодарностью весь мир
славит чудо-эликсир!
Сцена 2. Легенды о чае.
Ведущая
Чай — прекрасный, полезный напиток. Для многих народов он необходим так же, как хлеб. Сегодня мы поговорим о чае.
Ведущий: Своим названием чай обязан китайскому языку.
Китайское «ча» означает - молодой листочек.
Ведущая. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит пощипать их овцам листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи.
Ведущий. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу этих волшебных листочков на себе. Они посушили их, заварили в кипятке, выпили ароматный настой и ощутили мгновенный прилив свежих сил».
Ведущая. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Другая легенда гласит:
Ведущий: Однажды очень-очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали – и восхитились.
Ведущая: Это было первое в мире чаепитие. Чайная церемония родилась в Китае.
1-й ученик. В давние времена чай в Китае ценился очень высоко.
2-й ученик. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги.
3-й ученик. Во дворце этот ароматный напиток пили только в торжественные дни.
1-й ученик. Поэты воспевали чай в стихах.
2-й ученик. Выращивание и изготовление чая в Китае было секретом.
3-й ученик. Китайские купцы продавали чай в другие страны.
Ведущий:
Так чай попал в Японию, потом в Корею, Индию и другие страны.
Ведущая: Сейчас этот обряд соблюдается в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития.
Ведущий: Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы.
Ведущая: После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.
Ведущий: Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.
Ведущая: в России чай появился впервые в 17 веке.
Сцена 3. Появление чая в России.
Рассказ учителя: В 1638 году московские посланники Василий Старков и Василий Неверов отправились с богатыми дарами к монгольскому Алтын – хану. Во время обеда гостей поили неведомым им горьким зеленым отваром. Послы с великой неохотой глотали мутную пахучую жидкость. Старков впоследствии вспоминал: « Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы: варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя это чаем».  Провожая важных гостей, хан не скупился на подарки. Среди бесценных даров – связки из двухсот шкурок соболей, драгоценных камней, бобровых и барсовых шкур, куска атласа, шитого золотом и серебром – были и две сотни пакетов «бахча». «Чай для заварки» - так разъясняли толмачи надпись на небольших пакетах, наполненных чем – то мягким и упругим. Послам предстоял обратный путь через всю Сибирь. Прикинув в уме общий вес странного подношения, они ахнули: четыре пуда груза!  А зачем, спрашивается, им эти сушёные листья, этот отвар, от которого их недавно мутило?  Но как ни отказывались, как ни упрашивали хана заменить гору ненужных свертков на лишнюю сотню соболиных шкурок, провожающие были непреклонны: берите, мол, потом не пожалеете.  С тем грузом возвратилось посольство в златоглавую Москву и бросилось в ноги царю Михаилу Федоровичу: стыдно признаться, царь – батюшка, - траву вот тебе привезли. Из такой- то дали! Да уж шибко хвалил ее монгольский правитель. Лекарство, говорит.  Случай испробовать диковинное зелье не заставил себя ждать. Занемог кто – то из придворных. Отварили ему тех листьев, дали испить. Вроде бы полегчало. И порешили: коли так, пусть лежит в амбаре, может, когда еще понадобится. Так и пользовались время от времени, как хворь одолевала. Мало – помалу привыкли бояре к этому напитку. Он даже понравился. А тут как раз объявился боярский сын Федор Байков. В 1654 году его послали в Китай, и теперь по возвращении он всем с восторгом рассказывал, что китайцы подносили ему такой же «чай» , варенным с молоком и коровьим маслом. И повелел двор снарядить за «сушеными листьями» специального посла.
Сцена 4. Как заваривать чай.
Ведущий: Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Ведущая: Его везли на верблюдах, телегах, санях. Около года караван добирался до Москвы.
Ведущий: В России чай стали выращивать сначала в Крыму, а затем в Грузии.
Ведущая: Так чай распространялся по нашей стране, но был очень дорогим, поэтому его пили в особых случаях.
Ведущий : Для бедных людей чай был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать.
Чтец:
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
Чтецы:
Много лет тому назад
Эдак триста пятьдесят
Появился чай в России
На Урале и в Сибири
И с тех пор, как повелось
Чаепитье началось.
.
Утром, днём и вечерком,
С пирогами, с молоком
Чай с вареньем и с лимоном
С кренделями и поклоном
После бани - свежий чай
Русским удальцам подай
Ведущий. Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара.
Ведущая: Вот уже струится пар, Закипает самовар!
Ведущая. А как правильно заварить чай?

Ученик 1. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Ученик2 :Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом.
Ученик 3.  Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.
Ученик 4 Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком.
Ученик 5: Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настроя.
Конкурс “Угадай, что за чай”
На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи - лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др. - каждый чайник пронумерован.
Участники по очереди пробуют чай и определяют, какой чай.
Сцена 5. Традиции чаепития.
Ведущий: Чаепитие уже давно стало традицией русского гостеприимства. В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. Вспомним пословицы о русском гостеприимстве, о чае.
(Игра. На столе у родителей и детей пословицы. Дети начинают читать, родители находят продолжение и зачитывают.)–Самовар кипит – уходить не велит.
– Пей чай – удовольствие получай.
- Гостю почет — хозяину честь.
– Хоть не богат, а гостям рад.
– Гость в дом – радость в дом.
- Где есть чай, там и под елью рай.
- Чаем на Руси никто не подавился
- Мы за чаем не скучаем, по три чашки выпиваем.
- Чай пить – не дрова рубить
- Выпьешь чайку -забудешь тоску
- Чай пьёшь -здоровье бережёшь.
Ведущая: Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.
Ведущий: Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства.
Ведущая: В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.
(Дети инсценируют фрагмент сказки):
Баба-Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?
Иван Царевич. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!
Баба-Яга. И то верно. Угощайся , добрый молодец, попей чайку, забудешь про тоску.
Иван Царевич: спасибо, бабуля, уважила, можно и дальше идти.
Баба-Яга: куда же путь держишь, царевич?
Иван Царевич: в тридесятое царство, в тридевятое государство.
Баба-Яга: возьми моего крылатого коня для дальнейшего путешествия.
Ведущий: Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?
Зрители: после чая невозможно оставаться злым
Ведущая: теперь чай стал доступен всем. И в каждой семье любят вечером почаевничать.
Ведущий: А из чего в старину пили чай? Отгадайте:
«Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо» (самовар)
Ведущая
.«Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». (самовар.)
Ведущий: Жил в лесу и зеленел
И под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел,
А остыл – и почернел...
А теперь им для красы
Можно рисовать усы. (Уголь).
Ведущая: Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота. ( Печка).
Ведущий: Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины).
Ведущая: Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье! (Бублик, баранка.)
Ведущий: Из горячего колодца
Через нос водица льется.( Чайник.)
Ведущая: Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.(Хлеб.)
-Ведущий:
Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.( Самовар.)
1 ученик: Самовар – это чисто русское изобретение .Россияне гордились этим сувениром
2 ученик: Именно самовару мы обязаны тем, что чай стал русским национальным напитком.
3ученик: история русского самовара насчитывает три сотни лет. Но самоварной столицей считается город ТУЛА.
1ученик: Мастера стремились каждому самовару придать оригинальную форму.
2 ученик: самовары делали в виде рюмок, кубышек, ваз, петуха.
3 ученик: : для гостей самовары делали с краниками и подсвечниками.
1 ученик сверху ставили заварочный чайник.
2ученик: : Были самовары-малютки всего на 1 стакан и самовары-великаны на несколько ведер
3 ученик: Говорят, что были поющие самовары. Приятное чаепитие сопровождалось не менее приятной мелодией.
Чтец:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Легким солнечным пожаром
У него горят бока.
 
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец-самовар!
 
Самовар пыхтит, искрится —
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
 
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Ведущая
Продолжаем нашу конкурсную программу. Вам предстоит конкурс эрудитов.
(Учитель прикрепляет на доску написанное на листе бумаги слово «самоварчик»).
Ведущий: Из букв этого слова за минуту надо составить всевозможные слова. Какая команда больше составит слов, та и победит в этом конкурсе. Итак, внимание, приступайте!
Ведущая: А теперь посмотрим, какими вы можете быть художниками. Следующий конкурс – «Веселые художники».
(Участвуют четыре человека от каждой команды.)
– Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны с закрытыми глазами нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:
1-й участник – основную часть;
2-й участник – ручку;
3-й участник – носик;
4-й участник – крышку;
-Приступайте!
(Дети выполняют задание конкурса).
Сцена 6. Польза чая.
Ведущая. Чайный куст — вечнозеленое растение высотой около метра. Он требует большого ухода.
Ведущий: Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: вскапывают землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают и поливают кусты.
Ведущая.Но основная работа — сбор листьев. Она длится семь месяцев, с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхние молодые побеги с двумя-тремя листочками.
Ведущий: Ученые установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую работоспособность.
Ведущая: Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам.
Чай особенно хорошо утоляет жажду и восстанавливает силы.
Ведущий: примите в подарок полезные советы о применении чая.
Учитель:
А сейчас мы проверим, знаете ли вы правила хранения, заваривания и употребления чая. На каждое утверждение отвечайте «верно» или «неверно ».
Существуют несколько видов чая: черный, зеленый, желтый, красный и белый. (Верно)
При длительном хранении чай теряет аромат. (Верно)
.Чай нужно хранить в пластиковой посуде. (Неверно)
Чай нужно заваривать водой, ее температура — не более 60°С. (Неверно)
Заварочный чайник нужно согреть или ополоснуть кипятком. (Верно)
В чайник нужно насыпать сухую заварку. (Верно)
Чайник необходимо залить кипятком и прикрыть полотенцем, чтобы вместе с паром не улетучились ароматические вещества. (Верно)
Чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней, добавляя кипяток. (Неверно)
Чай надо разлить по чашкам и долить. (Неверно)
Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попала в пищевод и желудок. (Верно)
Сцена 7. Завершение.
Ведущая: По русской традиции – чай лучшее завершение праздничного ужина. И только на Руси появилась традиция – подавать к чаю лимон, мёд, варенье, бублики, сушки и ватрушки, пироги да пышки, всякие коврижки.
Стихи .
Ведущий: Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.
Вместе:
Всех к столу мы приглашаем,
Сладким чаем угощаем!
Ведущий. А теперь, дорогие гости, прошу вас к столу!
Учитель: А команды мы награждаем связками баранок!