Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК Перспектива (136 часов из расчета 4 часа в неделю)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ягельная средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель ПО
___________/ ___________
Протокол №______
от «___» _______2016 Введено в действие приказом
от «____»___________2016 №_____
Директор школы
______________/ ________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для 3 класса

Составитель:
Шабуракова Маргарита Валерьевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория


Утверждено
на заседании
научно-методического совета
Протокол № ________
от __________________2016г.
зам. директора по УВР
___________/_____________


п. Ягельный
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки № 363 от 06 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009), примерной программой начального общего образования (Стандарты второго поколения), основной образовательной программой начального общего образования школы, концепцией учебно-методического комплекса «Перспектива». Программа ориентирована на:
Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. / Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования – М.: Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 частях. – М.: Просвещение, 5-е изд. 2016
Цели:
познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
Коммуникативный принцип.
2. Познавательный принцип.
3. Принцип личностной направленности обучения и творческой активности.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
- развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
- приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Место учебного предмета в учебном плане.
На ступени начального общего образования на учебный предмет «Русский язык» отводится 675 часов согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, в том числе в 1 классе -165 часов; во 2-4 классах -136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Изучение русского языка в 3 классе рассчитано на 136 часов, из них 7 диктантов, 3 контрольные работы, 7 развитие речи
Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
К числу нормативных характеристик личности, которые проектируются через содержание данного предмета, относятся следующие социальные установки:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
доброжелательность, доверие и внимание к людям;
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи другим;
уважение к окружающим – умение слушать и слышать другого человека, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех партнеров.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов нравственного поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание курса
Тема раздела Содержание
Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Систематический курс русского языка Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями. Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; сочетания чк—чн, чт, щн; перенос слов; заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах на -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Тематическое планирование
3 класс (136 ч)
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Речевое общение. Повторяем – узнаем новое (14 ч)
Собеседники. Диалог (4 ч)
Смысловая сторона речи и словесная форма ее выражения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации на примере общения литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах. Общение с партнером на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдения за стилем общения собеседников, которые по-разному относятся друг к другу. Анализировать речевую модель общения: речь партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме.
Культура устной и письменной речи (2 ч)
Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии. Аккуратность в ведении записей, четкость и изящество выполнения письменных работ. Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.
Текст (6 ч)
Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части – вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста. Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование). Художественный и научный тексты. Определение типов текста. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов. Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Распознавать виды текстов. Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.
Контрольный диктант. Работа над ошибками (2 ч) Язык – главный помощник в общении (34 ч)
Язык – главный помощник в общении (1 ч)
Язык как средство общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке. Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа.
Звуки и буквы (2 ч) Проводить звуко-буквенный анализ слов
Слог, ударение (1 ч) Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.
Девять правил орфографии (9 ч) Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.
Развитие речи (2ч) Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану.
Слово и его значение (8 ч)
Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Слова с обобщающим значением. Местоимения как заменители имен собственных и нарицательных. Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов) Сравнивать слова по значению и форме. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова.
Контрольный диктант (контрольная работа). Работа над ошибками (2 ч) Словосочетание (2 ч)
Сравнение предложения и словосочетания, их различие на основе цели использования: предложение – для сообщения, словосочетание – для называния. Сравнивать слово, словосочетание, предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении.
Предложение (1 ч)
Типы предложения по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения (2 ч)
Второстепенные члены предложения (без деления их на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.
Предложения с однородными членами (2 ч)
Интонации перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами. Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
Контрольный диктант. Работа над ошибками (2 ч) Состав слова (14 ч)
Повторение значимых частей слова (1 ч)
Основа и окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и словосочетании) Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем.
Корень (2 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Обобщение и систематизация изученных правил орфографии: прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительные твердый и мягкий знаки; правила переноса слов. Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов. Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами: безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами, знаки препинания в конце предложения и при перечислении. Самостоятельно определять ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам.
Развитие речи (1 ч) Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, письменно отвечать на вопросы к тексту, проверять написанное.
Приставка (2 ч)
Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твердый знак в словах с приставками. Объяснять написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка.
Суффикс (2 ч)
Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин, и др.) Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Окончание (2 ч)
Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Как образуются слова (2 ч)
Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов. Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу.
Контрольный диктант. Работа над ошибками (2 ч) Части речи (68 ч)
Повторение изученного «Части речи» (3 ч)
Систематизация знаний по разделу « Части речи» (3 ч)
Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их.
Имя существительное (25 ч)
Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем (3 ч) Распознавать имена существительные как часть речи, отличать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные
Развитие речи (1 ч) Писать сочинение по сюжетной картинке, по личным впечатлениям. Писать сочинение-описание.
Число имен существительных (2 ч)
Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе. Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний.
Род имен существительных (3 ч) Определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи. Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода.
Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих (2 ч) Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие
Изменение имен существительных по падежам (склонение) (11 ч)
Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания Называть падежи имен существительных по порядку. Называть вопросы падежей имен существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.
Как разобрать имя существительное (2 ч)
Порядок анализа имени существительного как части речи. Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж.
Контрольная работа. Работа над ошибками (1 ч) Местоимение (3 ч)
Местоимение (3 ч)
Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи. Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения.
Глагол (23 ч)
Глагол как часть речи (2 ч)
Общее значение глаголов, вопросы. Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.
Изменение глаголов по временам (6 ч)
Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Контрольный диктант. Работа над ошибками (2 ч) Неопределенная форма глагола (3 ч)
Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы. Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределенной формы.
Изменение глаголов по числам (2 ч) Наблюдать за изменением глаголов по числам.
Развитие речи (1 ч) Писать сочинение по личным впечатлениям.
Изменение по родам глаголов прошедшего времени (2 ч)
Окончание глаголов в прошедшем времени. Наблюдать за изменением глаголов по лицам.
Не с глаголами (1 ч) Писать раздельно не с глаголами.
Разбор глагола как части речи (2 ч) Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.
Контрольный диктант. Работа над ошибками (2 ч) Имя прилагательное (14 ч)
Имя прилагательное как часть речи (2 ч)
Общее значение прилагательных, вопросы.
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам (7 ч)
Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных. Роль имен прилагательных в речи. Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Анализировать роль имен прилагательных в художественных текстах. Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи.
Развитие речи (1 ч) Писать сочинение по личным впечатлениям. Писать сочинение-описание.
Разбор имени прилагательного как части речи (2 ч) Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.
Развитие речи (1 ч) Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану.
Контрольный диктант. Работа над ошибками (1 ч) Повторение изученного за год (6 ч)
Повторение изученного в 3 классе(4 ч) Итоговая контрольная работа за 3 класс. Работа над ошибками (2 ч) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. / Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования – М.: Просвещение, 2013.
Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 частях. – М.: Просвещение, 5-е изд. 2016
2. Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Принтер, сканер, копир.
Аудиомагнитофон.
CD/DVD – проигрыватели.
Мультимедийный проектор.
Документ камера.
3. Оборудование класса.
Ученические одноместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.
Перечень практических работ.
(7 диктантов, 3 контрольные работы, 7 развитие речи)
Дата проведения Тема Вид работы
(экскурсия, практическая, лабораторная и т.д.)
1 четверть
22.09.2016 Входной контрольный диктант. Диктант
18.10.2016 Развитие речи. Обучающее изложение «Ёлочка» Развитие речи
25.10.2016 Контрольный диктант за 1 четверть. Диктант
2 четверть
14.11.2016 Контрольная работа по теме «Слово и его значение». Контрольная работа
28.11.2016 Контрольный диктант по теме «Предложение». Диктант
06.12.2016 Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Развитие речи
22.12.2016 Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Состав слова» Диктант
3 четверть
12.01.2017 Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Развитие речи
19.01.2017 Развитие речи. Сочинение-описание с использованием приема олицетворения. Развитие речи
21.02.2017 Контрольная работа «Склонение существительных» Контрольная работа
20.03.2017 Контрольный диктант за 3 четверть «Части речи». Диктант
4 четверть
10.04.2017 Развитие речи. Сочинение «Мой самый любимый праздник» Развитие речи
20.04.2017 Контрольный диктант по теме «Глагол». Диктант
11.05.2017 Развитие речи. Сочинение-описание любимого цветка. Развитие речи
18.05.2017 Развитие речи. Изложение «Рождение Гвоздика». Развитие речи
22.05.2017 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Диктант
апрель Итоговая контрольная работа за 3 класс. Контрольная работа
Учебно-тематический план
Дата
№ урока Тема урока Тип урока Методы обучения
(+ ИКТ) Результаты
(к теме)
1 четверть (34 часа)
Мир общения. Повторяем – узнаем новое (14 часов)
Собеседники. Диалог (4 часа)
01.09 1 Собеседники. Диалог. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, наглядный, словесный. Анализировать речевую модель общения: речь партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседника, понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично, четко формулировать мысль в словесной форме.
02.09 2 Повторение признаков и типов текста. Комбинированный Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ 05.09 3 Диалог и спор. Комбинированный Исследовательский практический, словесный 06.09 4 Общение и его виды. Комбинированный Частично-поисковый, практический Культура устной и письменной речи (2 часа)
08.09 5 Устная и письменная речь. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. Писать буквы, слова и предложения в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.
09.09 6 Выбор речевых средств в разных ситуациях общения. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный Текст (6 часов+ 2 к/д)
12.09 7 Текст. Главная мысль текста. Комбинированный Практический, поисковый, словесный,
ИКТ Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст.
13.09 8 Типы текстов. Комбинированный Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Распознавать виды текстов. Составлять тексты-рассуждения на заданные темы.
15.09 9 Части текста. Урок освоения новых знаний и способов действий Частично-поисковый, практический Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст.
16.09 10 План текста. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Писать тексты по коллективно и самостоятельно составленному плану. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.
19.09 11 Научный и художественный тексты. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Распознавать и отличать научный и художественный тексты.
20.09 12 Повторение по теме «Текст». Урок повторения Практический, словесный,
работа в группах Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст.
22.09 13 Входной контрольный диктант. Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс письма.
23.09 14 Работа над ошибками диктанта. Комбинированный Практический, словесный Язык – главный помощник в общении (34 часа)
26.09 15
Язык – главный помощник в общении. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, наглядный, словесный. Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа.
27.09 16 Звуки и буквы. Комбинированный Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Определять количество букв и звуков в слове, называть звуки, давать им характеристику
29.09 17 Звуко-буквенный разбор слова. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, наглядный, словесный. Проводить звуко-буквенный анализ слов
30.09 18 Слог, ударение.
Словарный диктант. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам.
03.10 19 Девять правил орфографии. Комбинированный Практический, словесный. Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.
04.10 20 Прописная буква в словах собственных. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный. Находить в тексте слова собственные. Объяснять изученную орфограмму.
06.10 21 Проверяемая безударная гласная. Комбинированный Объяснительно-иллюстративный, практический, ИКТ Находить в тексте слова с проверяемой безударной гласной. Подбирать проверочные слова.
07.10 22 Проверяемые и непроверяемые по звонкости-глухости согласные в корне слова. Урок совершенствования способов действий Частично-поисковый, практический Находить в тексте слова с проверяемой и непроверяемой согласной. Подбирать проверочные слова.
10.10 23 Непроизносимые согласные. Комбинированный Практический, наглядный Находить в тексте слова с непроизносимыми согласными.
11.10 24 Правописание разделительных твердого и мягкого знака. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Объяснять правописание разделительных мягкого и твердого знаков. Записывать под диктовку слова без ошибок.
13.10 25 Удвоенные согласные. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Находить в тексте слова с удвоенными согласными. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты.
14.10 26 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,щн. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный. Находить и объяснять правописание буквосочетаний. Записывать под диктовку слова без ошибок.
17.10 27 Перенос слов. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, словесный. Переносить слова по слогам, а также в соответствии с правилами переноса.
18.10 28 Развитие речи. Обучающее изложение «Ёлочка» (с.50 упр.76) Урок развития речи Практический, самостоятельная работа Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом.
20.10 29 Работа над ошибками изложения. Комбинированный Практический, словесный. 21.10 30 Слово и его значение. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Сравнивать слова по значению и форме. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.
24.10 31 Что рассказало слово. Комбинированный Частично-поисковый, практический 25.10 32 Контрольный диктант за 1 четверть. Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс письма. Писать орфографически правильно слова.
27.10 33 Работа над ошибками. Возникновение слов. Комбинированный Практический, , словесный. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова.
28.10 34 Синонимы. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ
Распознавать в тексте синонимы. Пользоваться лингвистическими словарями.
2 четверть (30 часов)
07.11 35 Антонимы. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Распознавать в тексте антонимы. Пользоваться лингвистическими словарями.
08.11 36 Омонимы. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Распознавать в тексте омонимы. Пользоваться лингвистическими словарями.
10.11 37 Многозначные слова. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Различать лексическое значение. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.
11.11 38 Слово и его значение. Комбинированный Практический, словесный. Сравнивать слова по значению и форме. Пользоваться лингвистическими словарями.
14.11 39 Контрольная работа по теме «Слово и его значение». Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс работы. Писать орфографически правильно слова.
15.11 40 Работа над ошибками. Словосочетание. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Сравнивать слово, словосочетание, предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной мысли.
17.11 41 Различие словосочетания и предложения. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении.
18.11 42 Предложение. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.
21.11 43 Главные члены предложения. Комбинированный Поисковый, практический Выделять главные члены предложения.
22.11 44 Главные и второстепенные члены предложения. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.
24.11 45 Предложения с однородными членами. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Находить однородные члены в предложениях.
25.11 46 Запятая при однородных членах предложения. Урок совершенствования способов действий Частично-поисковый, практический Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
28.11 47 Контрольный диктант по теме «Предложение». Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс письма.
Писать орфографически правильно слова.
29.11 48 Работа над ошибками. Комбинированный Практический, словесный. Состав слова (14 часов)
01.12 49 Состав слова. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем.
02.12 50 Корень. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, слова с мягким знаком. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями, при необходимости проверять их написание по орфографическому словарю. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам.
05.12 51 Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Урок освоения новых знаний и способов действий Частично-поисковый, практический, наглядный 06.12 52 Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту (Р.Т. стр.72 упр. 128, 129) Урок развития речи Практический, самостоятельная работа Каллиграфически правильно списывать предложения и тексты, письменно отвечать на вопросы к тексту, проверять написанное.
08.12 53 Приставка. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Объяснять написание основных приставок русского языка
09.12 54 Отличие приставки от предлога. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный. Различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка.
12.12 55 Суффикс. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами.
13.12 56 Роль суффикса в словообразовании. Урок совершенствования способов действий Частично-поисковый, практический Образовывать новые слова с помощью суффиксов.
15.12 57 Окончание. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Находить окончания в изменяемых словах.
16.12 58 Основа слова. Разбор слова по составу. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
19.12 59 Как образуются слова.
Словарный диктант. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов.
Разбирать сложные слова по составу.
20.12 60 Сложные слова. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ 22.12 61 Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Состав слова» Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс письма.
Писать орфографически правильно слова.
23.12 62 Работа над ошибками. Комбинированный Практический, словесный.
Части речи (68 часов)
Повторение изученного «Части речи» (3 часа)
26.12 63 Части речи. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их.
27.12 64 Общее значение и вопросы частей речи. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный. 3 четверть (40 часов)
12.01 65 Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту (стр.127 упр.224) Урок развития речи Самостоятельная работа, практическийКаллиграфически правильно списывать предложения и тексты, письменно отвечать на вопросы к тексту, проверять написанное.
Имя существительное (25 часов)
13.01 66 Повторяем, что знаем. Имя существительное как часть речи. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Распознавать имена существительные как часть речи
16.01 67 Собственные и нарицательные имена существительные. Урок совершенствования способов действий Практический, словесный. Отличать собственные и нарицательные имена существительные
17.01 68 Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Комбинированный Практический, словесный. Распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные
19.01 69 Развитие речи. Сочинение-описание с использованием приема олицетворения. Урок развития речи Самостоятельная работа Писать сочинение по сюжетной картинке, по личным впечатлениям. Писать сочинение-описание.
20.01 70 Число имени существительного. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Определять число имен существительных
23.01 71 Существительные только множественного числа, только единственного числа. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный. Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний.
24.01 72 Род имен существительных. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи.
26.01 73 Определение рода имен существительных. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный. 27.01 74 Закрепление по теме «Род имен существительных». Урок повторения и закрепления Практический, работа в парах Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода.
30.01 75 Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие
31.01 76 Закрепление «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих». Комбинированный Практический, работа в парах 02.02 77 Изменение имен существительных по падежам. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Называть падежи имен существительных по порядку.
03.02 78 Склонение.
Словарный диктант. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. 06.02 79 Именительный падеж. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, наглядный, словесный. Называть вопросы именительного падежа имен существительных.
07.02 80 Родительный падеж. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Называть вопросы родительного падежа имен существительных.
09.02 81 Окончания имен существительных в родительном падеже. Урок совершенствования способов действий Практический, частично-поисковый Определять окончания имен существительных в родительном падеже
10.02 82 Дательный падеж. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, наглядный, словесный Называть вопросы дательного падежа имен существительных.
13.02 83 Винительный падеж. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Называть вопросы винительного падежа имен существительных. Отличать именительный и винительный падежи
14.02 84 Творительный падеж. Комбинированный Практический, наглядный, словесный. Называть вопросы творительного падежа имен существительных.
16.02 85 Окончания имен существительных в творительном падеже. Урок совершенствования способов действий Частично-поисковый Определять окончания имен существительных в творительном падеже
17.02 86 Предложный падеж. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, наглядный, словесный. Называть вопросы предложного падежа имен существительных.
20.02 87 Изменение имен существительных по падежам. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.
21.02 88 Контрольная работа «Склонение существительных» Урок контроля Самостоятельная работа Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму.
27.02 89 Как разобрать имя существительное. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж.
28.02 90 Повторение по теме «Имя существительное». Урок повторения и закрепления Практический, работа в группах, самостоятельная работа Определять у существительного, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж.
Местоимение (3 часа)
02.03 91 Местоимение как часть речи. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения.
03.03 92 Личные местоимения. Комбинированный Практический, наглядный, словесный, ИКТ Редактировать тексты, используя личные местоимения.
06.03 93 Роль местоимений в речи. Урок совершенствования способов действий Практический, словесный. Находить местоимения в тексте.
Глагол (23 час)
07.03 94 Глагол как часть речи. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.
09.03 95 Глагол и его значение.
Словарный диктант. Комбинированный Практический, наглядный, словесный Находить глаголы в тексте.
10.03 96 Изменение глаголов по временам. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
13.03 97 Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Комбинированный Практический, наглядный, словесный Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
14.03 98 Глаголы настоящего времени. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, наглядный, словесный Образовывать глагольные формы настоящего времени.
16.03 99 Глаголы прошедшего времени. Комбинированный Практический, словесный Образовывать глагольные формы прошедшего времени.
17.03 100 Глаголы будущего времени. Урок освоения новых знаний и способов действий Практический, наглядный, словесный Образовывать глагольные формы будущего времени.
20.03 101 Контрольный диктант за 3 четверть «Части речи». Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс письма.
Писать орфографически правильно слова.
21.03 102 Работа над ошибками. Комбинированный Практический, словесный 23.03 103 Образование глаголов будущего времени. Урок совершенствования способов действий Практический, словесный,
наглядный Образовывать глагольные формы будущего времени.
24.03 104 Неопределенная форма глагола. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Образовывать неопределенную форму глагола
4 четверть (28 часов)
03.04 105 Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы. Комбинированный Практический, словесный,
ИКТ Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределенной формы.
04.04 106 Образование неопределенной формы глагола. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный Образовывать неопределенную форму глагола. Находить глаголы в неопределенной форме в тексте
06.04 107 Изменение глаголов по числам. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Наблюдать за изменением глаголов по числам.
07.04 108 Роль окончаний при изменении глаголов по числам. Урок совершенствования способов действий Частично-поисковый, практический Выделять окончания глаголов при изменении по числам
10.04 109 Развитие речи. Сочинение «Мой самый любимый праздник» (стр. 81 упр.148) Урок развития речи Самостоятельная работа, практическийПисать сочинение по личным впечатлениям.
11.04 110 Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Наблюдать за изменением глаголов по лицам.
13.04 111 Окончание глаголов в прошедшем времени. Урок совершенствования способов действий Практический, наглядный, словесный Выделять окончания глаголов в прошедшем времени
14.04 112 «Не» с глаголами. Комбинированный Практический, словесный,
ИКТ Писать раздельно не с глаголами.
17.04 113 Разбор глагола как части речи. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический Определять грамматические признаки глаголов (время и число).
18.04 114 Повторение по теме «Глагол». Урок повторения и закрепления Практический, словесный,
работа в группе Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.
20.04 115 Контрольный диктант по теме «Глагол». Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс письма.
Писать орфографически правильно слова.
21.04 116 Работа над ошибками. Комбинированный Практический, словесный Имя прилагательное (14 часов)
24.04 117 Имя прилагательное как часть речи. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков.
25.04 118 Роль имен прилагательных в речи. Комбинированный Практический, наглядный, словесный Анализировать роль имен прилагательных в художественных текстах. Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них.
27.04 119 Связь имени существительного с именем прилагательным. Комбинированный Практический, наглядный, словесный Определять связь имени прилагательного с именем существительным.
28.04 120 Изменение имен прилагательных по родам. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Наблюдать за изменением имени прилагательного по родам
02.05 121 Изменение имен прилагательных по числам. Словарный диктант. Комбинированный Практический, словесный Наблюдать за изменением имени прилагательного по числам
04.05 122 Изменение имен прилагательных по родам и числам. Урок совершенствования способов действий Практический, словесный Изменять имена прилагательные по родам и числам
05.05 123 Изменение имен прилагательных по падежам. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический,
ИКТ Изменять имена прилагательные по падежам
11.05 124 Развитие речи. Сочинение-описание любимого цветка (стр.116 упр.210) Урок развития речи Самостоятельная работа,
ИКТ Писать сочинение по личным впечатлениям. Писать сочинение-описание.
12.05 125 Правописание окончаний имен прилагательных. Комбинированный Практический, наглядный Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных.
15.05 126 Правописание безударных окончаний прилагательных. Комбинированный Практический, словесный 16.05 127 Разбор имени прилагательного как части речи. Урок освоения новых знаний и способов действий Объяснительно-иллюстративный, практический Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.
18.05 128 Развитие речи. Изложение «Рождение Гвоздика» (стр.123 упр.221) Урок развития речи Самостоятельная работа Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану.
19.05 129 Повторение по теме «Имя прилагательное». Урок повторения и закрепления Практический, наглядный, словесный Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи.
22.05 130 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс письма.
Писать орфографически правильно слова.
Повторение (6 часов)
23.05 131 Работа над ошибками. Повторение «Слово. Предложение. Текст». Комбинированный Практический, наглядный, словесный Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить главные члены. Составлять текст.
24.05 132 Повторение изученных орфограмм. Урок повторения и закрепления Практический, работа в группе, ИКТ Находить и объяснять изученные орфограммы
25.05 133 Повторение «Части речи». Словарный диктант. Урок повторения и закрепления Практический, работа в паре, ИКТ Находить части речи в тексте на основе их значения и грамматических признаков.
26.05 134 Повторение изученного за год. Урок повторения и закрепления Практический, словесный,
ИКТ Находить и объяснять изученные орфограммы
29.05 135 Итоговая контрольная работа за 3 класс. Урок контроля Самостоятельная работа Контролировать процесс выполнения работы. Писать орфографически правильно слова.
30.05 136 Работа над ошибками. Комбинированный Практический, словесный