Выступление на круглом столе Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях реализации ФГОС


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 17»
Выступление на «круглом» столе
«Развитие   личностных и социальных компетенций
младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Выполнил:
учитель начальных классов
Филатова Е.В.
г. Саров
Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.
Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).
Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                                                                    
Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).
        Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.  К основным задачам педагогической деятельности отношу:  обеспечение ресурсной базы для реализации  компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности (профессионализм учителя, учебно-методический комплект, учебный кабинет); использование на практике современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников; осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников и предъявление результатов работы для внешней экспертизы.   Как учитель начальных классов считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического  комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.
      Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии.
При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.
Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.
Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.
Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.
Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.
Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.
К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие  технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий.       Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.
№ Показатели сформированности информационной компетентности Средства оценивания
1. Компьютерная грамотность учащихся Практическая  работа
2. Умение пользоваться различными источниками информации Интегрированные самостоятельные работы
3. Умение переводить информацию из одного вида  в  другую Творческие задания
        Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются мною с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и  навыков, создания условий для индивидуализации обучения. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. Мои ученики с 1 класса используют компьютер на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами.
Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.
В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания.
Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально.
Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.
Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.
        Все эти приёмы работы с компьютером на уроке используются мною с целью активизации самостоятельной учебной деятельности учеников. Как учитель-практик использую информационные технологии на различных этапах урока, но строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации,  высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, я расширяю образовательный процесс, делаю его творческим.
       Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера на уроках должна стать компьютерная грамотность учеников. Практическая работа показала, что почти все ученики моего класса знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями. Особо хочу отметить, что мои ученики знают и соблюдают необходимые ограничения при использовании компьютера для сохранения своего здоровья, владеют знаниями по технике безопасности при работе с компьютером. Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:
учебную литературу;
энциклопедии;
словари;
справочники;
средства массовой информации;
интернет-ресурсы.
        Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе  с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.
        Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками, включая альтернативные домашние задания, выполненные с применением информационных технологий.
В реальной жизни мои ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я  учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.
№. Показатели сформированности коммуникативной компетентности Средства оценивания
1. Умение  общаться и работать в группе Результативность при работе в команде
2. Умение  доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)
  Я активно использую на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы:
разнородность группы по успеваемости, полу;
одно задание на группу;
необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;
обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;
один комплект материалов (текст, задача и т.д.);
одна оценка за проделанную работу на группу.
Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.  Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся в моей педагогической практике занимают уроки, внеурочная деятельность, где дети учатся:
пересказывать текст;
адекватно воспринимать звучащую речь;
описывать устно объект наблюдения;
создавать монологические тексты в форме повествования и описания;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
рассуждать, вести диалог;
владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;
использовать приобретённые знания  и умения в жизни.
      Мои ученики живут в социуме и мне необходимо создать условия для их  социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи,  ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.     
№ Показатели сформированности социальной компетентности Средства оценивания
1 Позитивная внеурочная деятельность Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях
2 Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников
3 Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума Результативность участия в социально направленных мероприятиях
4 Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников
5 Культура здоровья учеников Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача школы
6 Самоуправление класса Действующая система самоуправления класса
  Благодаря такой систематической работе, у учащихся начальной школы формируется социальная компетентность. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Закончить своё выступление я хотела бы словами японской мудрости.
Всматривайтесь в привычное –
И увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И увидите красивое,
Всматривайтесь в малое –
И увидите большое,
Всматривайтесь в простое –
И увидите сложное.

Список используемой литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 1997.-218 с.
Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. - № 2. - С. 3-11.
Белоцерковец Н И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: / Н.И Белоцерковец.- Карачаевск, 2002. 229 с.
Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.07: / О.Ф. Борисова. Челябинск, - 2009. – 24 с.
Бурцева JI.B. Формирование речевых компетенций учащихся / JI.B. Бурцева // Управление школой. 2007. - № 8. - С. 46-47.
Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004, № 4. - С.136-143
Запевалина О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике / О.В. Запевалина // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность. 2008. С. 105-111.143
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня,- 2003. -№ 5. -С.34-42.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя// Интернет-журнал "Эйдос". 2006. - 5 мая. Http://www.eidos.ru/iournal
68. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н.В. Калинина // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2005. - № 4. - С. 62-72.
72. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада A.B.Хуторского в РАО Электронный ресурс. // Интернет-журнал "Эйдос". 2002. - 23 апреля. Http://www.eidos.ru/journal