Выступление на круглом столе тема МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум









Методическая разработка круглого стола

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ
ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИоНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ОТДЕЛОЧНых-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»






Разработала
Мастер производственного обучения
Паихина Елена Валерьевна




Чусовой, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ


13 TOC \o "1-3" \u 14Введение 13 PAGEREF _Toc304728091 \h 14315
Глава 1 Теоретические основы модульно-компетентностного подхода 13 PAGEREF _Toc304728092 \h 14615
1.1. История профессиональной подготовки строителей в ГБОУ СПО "ЧИТ" 13 PAGEREF _Toc304728093 \h 14615
1.2 Современная профессиональная деятельность строителей 13 PAGEREF _Toc304728094 \h 141215
1.3 Компетентностный подход в обучении. 13 PAGEREF _Toc304728095 \h 142015
1.4. Сущность модульного обучения. Структура обучающего модуля 13 PAGEREF _Toc304728096 \h 142815
2.1. Планирование профессионального модуля «Выполнение штукатурных работ» 13 PAGEREF _Toc304728097 \h 143615
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13 PAGEREF _Toc304728098 \h 144215
условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13 PAGEREF _Toc304728099 \h 145015
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 13 PAGEREF _Toc304728100 \h 145015
4.2. Информационное обеспечение обучения 13 PAGEREF _Toc304728101 \h 145215
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса 13 PAGEREF _Toc304728102 \h 145215
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса 13 PAGEREF _Toc304728103 \h 145215
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 13 PAGEREF _Toc304728105 \h 145315
2.2. Комплексно методическое обеспечение профессиональной компетенции «Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности » 13 PAGEREF _Toc304728106 \h 145615
15















Введение

Ещё в период перехода экономики России на рыночные отношения, выяснилось, что выпускники, не имеющие достаточной профессиональной квалификации и опыта работы практической деятельности, испытывают трудности в трудоустройстве. В большинстве случаев наличие диплома не гарантирует молодому специалисту трудоустройства по специальности. По статистике, большинство выпускников так и не реализовались в рамках приобретённой специальности. Многим пришлось переучиваться, осваивать новую профессию или продолжать обучение по специальности в ВУЗе. Наличие высшего образования давало хоть какие-то надежды на трудоустройство. Учреждения начального профессионального образования продолжали выпуск «потенциальных безработных». И дело даже не в качестве и структуре образовательного процесса и, конечно же, не в компетенциях преподавательского состава. Проблема заключалась в наличие огромной пропасти между учебным заведением и потенциальным работодателем. Учащиеся тех лет не раз слышали фразы: «На предприятие придешь – тебя переучат!» или: «Теория теорией, а на практике всё по-другому!» Теперь становится ясно, почему выпускники профессионального образования не востребованы – их надо переучивать!!![1]
Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов начального профессионального образования (ФГОС НПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Компетентностный подход в обучении предоставляет учащемуся широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда. Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения. В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС НПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений [4]
Цель моей работы: рассмотреть актуальность использования модульно-компетентностного подхода в разработке профессиональных программ по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ».
Задачи:
Познакомиться с теоретическими основами модульно-компетентностного подхода в обучении.
Разработать рабочую программу профессионального модуля «Выполнение штукатурных работ».
Провести функциональный анализ деятельности штукатуров на основе ФГОС 3 поколения.
Разработать комплексно- методическое обеспечение профессиональной компетенции «Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности»














































Глава 1 Теоретические основы модульно-компетентностного подхода
1.1. История профессиональной подготовки строителей в ГБОУ СПО «ЧИТ».

Самая древняя и самая мирная на земле профессия - строитель. Разве думали строители древних пирамид или создатели римского водопровода, что им будет отведено совершенно особое место в истории? А ведь благодаря тем, кто тесал и укладывал камни, возводил колонны, украшал и отделывал здания, мы знаем сегодня о людях и событиях далекой-далекой поры. Профессия строитель появилась вместе с человеком. С незапамятных времен строитель стал историком. И еще географом, ведь это его усилиями возводились и возводятся города, изменяют свое течение реки, земля обретает новый лик. Строитель, подобно доброму сказочнику, опекает всех. Крыша над головой - дар строителя, и мост над рекой - его дар. Тепло, электрический свет, уют детского сада, радость труда в светлом просторном цехе - все это от строителям. Конечно, профессия строителя не для малодушных. Это трудно: и в снег, и в ветер, и в жару не отступать, не сдавать позиций. Но попробуйте вообразить себе жизнь на земле без каменщиков, монтажников, отделочников, плотников, сварщиков? Как тогда? Так может быть строитель и должен открывать список самых нужных профессий? [13]
Жилые дома, дворцы культуры и спорта, детские сады, школы, кинотеатры заводы, фабрики - все это дело рук строителей. Поэтому их труд пользуется особым почетом. Нашу страну можно сравнить с колоссальной строительной площадкой - от берегов Балтики до Тихого океана, от Баренцева Моря до Черного, где год за годом, ни на миг не прерываясь, кипит напряженная созидательная работа. Многое на земле начинается со строителя. Профессия строителя - ответственная. Строитель в ответе за то, как будет житься людям в его доме, и за то, долго ли он простоит. Почетны все профессии. Звание «Заслуженный строитель» - это самое почетное звание. Любой труд может наполнить вашу жизнь смыслом. Гордое звание - Строитель, но добиться его в ваших силах.
Красота города, облик его улиц и площадей зависит от работы строителей -отделочников. Нет ни одного здания, где бы ни был использован труд каменщика, штукатура, маляра. Именно со штукатурных работ начинается отделочных цикл на строящемся объекте. И тут, как часто бывает в строительном деле, название профессии дал основной материал, с которым связан труд рабочих. Штукатурка это отделочный слой, наносимый на поверхность различных конструктивных элементов здания или сооружения (стен, перекрытий, перегородок, колонн) с целью выровнять эти поверхности, улучшить их санитарно и теплотехнические характеристики, придать определенную форму и фактуру. Существуют много видом самой разнообразной декоративной штукатурки: архитектурные карнизы и розетки, стены, отделанные «под шубу», «под мрамор». Оштукатуривание выполняется двумя способами: мокрым и сухим. При мокром способе штукатур покрывает отделываемую поверхность слоем штукатурного раствора, который через некоторое время затвердевает. Мокрый способ более сложный, чем сухой. При сухом способе штукатур покрывает поверхность стен листами, сделанными из гипса, картона и других материалов. [14]
Штукатуру необходимо обладать способность к тонкому восприятию оттенков серых тонов, по которым отливаются растворы разного состава. Количество извести, цемента, гипса, мела и других материалов в растворе опытный штукатур может определить на глаз по его оттенку, что очень важно для предотвращения брака. Ровность поверхностей и глубина нанесенного и разравниваемого слоя раствора контролируется тоже штукатуром с помощью зрения. Работа штукатура предъявляет высокие требования к чувствительности двигательного аппарата, особенно рук. В процессе разглаживания раствора очень важно чувствовать рукой через инструмент Отделываемой поверхности и вносить поправки в свои усилия, увеличивая или уменьшая в соответствующих местах нажим. Штукатуру приходится зачастую работать на высоте, при этом принимать необычные позы, особенно при отделке потолков. Это требует хорошей координации движений всех органов тела и особенно наличия чувства равновесия. Очень важным качеством для штукатура является выносливость и терпение, особенно при «разделке» углов или поверхностей сложных профилей. Как и всякая высоко квалификационная работа, профессия штукатура предъявляет определенные требования к мыслительной деятельности работника. Ему необходимо сознательно пользоваться технологическими картами и справочной литературой, решать, в какой последовательности выполнять комплекс штукатурных работ в данном помещении, квартире или доме. Штукатур должен определить наиболее правильные для данных условий способы и приемы выполнения работы. Важна роль мышления при отделке нестандартных зданий и сооружений и при декоративных штукатурных работах. [13]
Штукатур должен обладать высоким чувством ответственности, потому что плохое качество его работы может сказаться не сразу, а через некоторое время. Работа штукатура привлекательна тем, что дает работнику гармоничное физическое развитие, позволяет проявить ловкость и умелость, приносит удовлетворение сознанием того, что своей работой штукатур доставляет радость людям, получающим новые квартиры или пользующимся общественным зданиями и сооружениями. В настоящее время, используя новые технологии в отделочных работах, выполняются виды штукатурки: венецианская, мягкая штукатурка на основе древесины; гипсовая штукатурка «Боларс» в виде сухой смеси на основе природного гипса с полимерными добавлениями; «Байрамикс» (шелковая штукатурка, на основе минералов и микроминералов), «Натурамор» (мелкая или крупная натуральная камневая штукатурка, основанная на акриличной эмульсии); штукатурка Ere Silva, готовая к применению наружного покрытия, основанная на акриличной эмульсии; «Рулекс» - штукатурка мелкой структуры для наружного покрытия, основанная на акриличной эмульсии; «Рулато» - штукатурка крупной структуры для наружных и внутренних работ. Для выполнения этих работ требуются высококвалифицированные штукатуры. Овладев этой сложной профессией, можно выполнять многие виды отделочных работ. [12]

1.2 Современная профессиональная деятельность строителей


Востребованность в профессиональных мастерах по отделке помещений напрямую зависит от общей экономической ситуации в стране. Например, при нехватке финансов люди все больше обращаются к дешёвому неквалифицированному работнику или же вообще предпочитают сделать все сами. При нормальном же положении вещей мастер отделочных работ это полезный и нужный специалист. На одном этаже одного и того же дома может работать несколько человек этой профессии. Это объясняется тем, что отделочные работы включают в себя широкий спектр операций: демонтаж стен, пола, окон, дверей, старой сантехники, плитки, электропроводки и почти всего остального, что можно увидеть в доме. За этим следует замена и установка новых элементов внутреннего устройства помещений. В большинстве организаций мастер отделочных работ является руководителем над рабочими. Он отвечает за то, чтобы все было выполнено согласно проекту и пожеланиям заказчика.
Люди этой специальности должны иметь специальное образование, уметь организовывать работу так, чтобы строители не мешали друг другу, и, конечно же, уметь показать, как правильно выполнять ту или иную операцию. Хороший мастер имеет опыт сразу в нескольких видах работ (например, в монтаже сантехники, окон и дверей, штукатурке и т. п.). Такие специалисты должны уметь держать в голове всю информацию о ходе работ, чтобы вовремя разделять процессы во времени и предотвращать наслоения одной работы на другую. Хороший профессионал со временем станет прорабом или пойдёт ещё выше все зависит от масштаба и структуры организации, в которой он трудится. [14]
Область профессиональной деятельности мастеров отделочных строительных работ: выполнение наружных и внутренних штукатурных, малярных, облицовочных работ, устройство ограждающих конструкций при производстве, ремонте и реконструкции зданий и сооружений.
Обучающийся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» готовиться к следующим видам деятельности:
Выполнение штукатурных работ.
Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкций.
Выполнение малярных работ.
Выполнение облицовочных работ плитками и плитами.
Выполнение облицовочных работ синтетическими материалами.
Выполнение мозаичных работ.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
Поверхности зданий, сооружений и участков, прилегающих к ним;
Материалы для отделочных строительных работ;
Технологии отделочных строительных работ;
Ручной и механизированный инструмент, приспособления и механизмы для отделочных строительных работ;
Леса и подмости.
На основе ФГОС НПО по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ» проведен функциональный анализ деятельности парикмахеров и составлена функциональная карта. Функциональная карта –профессиональной деятельности, выявленных в ходе профессионального анализа. [8]

.
Схема 1. Функциональная карта по профессии «Мастер отделочных строительных работ» на основе профессиональных компетенций

































































































В функциональной карте большими латинскими буквами А, В, С, Д указаны профессиональные модули, которые соответствуют видам профессиональной деятельности. Буквами А1, А2, В1 и т.д. обозначены профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. В результате освоения профессиональных компетенций выпускник должен обладать необходимым практическим опытом, знаниями и умениями, которые также обозначены в ФГОС НПО. Данная часть будет рассмотрена на примере профессионального модуля «Выполнение штукатурных работ» в следующей главе.
































1.3 Компетентностный подход в обучении.

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих образовательные учреждения, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. [6] Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).
Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М.Аронова, А.В.Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А.Болотова, И.А.Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е.Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г.Татура, И.Д.Фрумина, А.В.Хуторского, О. В. Чураковой, М.А. Чошанова, П.Г.Щедровицкого и др. Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:
компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности; в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата" ("стандарт на выходе"); компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений; компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования. Понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности; компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция - это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности; компетенция описывает потенциал, который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения. [7]
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте. По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий). О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения. [9]
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [7]
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В.Хуторской). [10]
Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования. Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации. А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. [11]
И.А.Зимней выделены три группы ключевых компетентностей на основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова):
компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. Такая группировка позволила структурировать существующие подходы к названию и определению ключевых компетенций/компетентностей и представить их совокупность (всего выделено 10 основных компетенций).
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:
компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.
Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности учащегося будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в образовательном учреждении, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. [4]
















1.4. Сущность модульного обучения. Структура обучающего модуля

Модульная технология обучения – это дидактическая система, представляющая собой совокупность форм и способов организации и управления учебным процессом с высоким уровнем самостоятельности обучающихся на основе планомерно-поэтапного освоения функциональных единиц профессиональной деятельности [6].
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: визуальном, числовом, символическом и вербальном.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более или менее самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [7]. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Отличительные особенности модульной технологии обучения:
- отбор содержания обучения является результатом системного анализа деятельности специалистов;
- структура модульных программ состоит из отдельных элементов, называемых модулями или модульными блоками (в зависимости от концепции). Модуль представляет собой логически завершенный вид деятельности специалиста, с четко обозначенными началом и концом или содержание раздела конкретной программы;
- для изучения модульной программы разрабатываются специальные методические пособия, называемые «Учебными элементами» (инструктивными блоками) или «Обучающими модулями», в которых содержится информация, необходимая для формирования новых знаний, умений и навыков, практические и контролирующие задания, а также система управления учебной деятельности учащихся;
- при необходимости для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения на основе базовой модульной программы с учетом уровня начальной подготовки, а также социального заказа на образование.
Модульное обучение осуществляется как на основе общих принципов, так и на основе специфических, определяющих цели, содержание и методику организации модульного обучения. К ним относятся:
1. Принцип модульности, определяет модульный подход к обучению, выражающийся через содержание, организационные формы и методы обучения. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.
Принцип осознанной перспективы, подразумевающий понятие и осознание целей обучения, которые выступают в качестве значимых результатов, так как осознание деятельности формирует положительную мотивацию учения, развивает познавательные интересы. В качестве значимых результатов выступают конкретные трудовые операции, приемы и действия определенной профессиональной деятельности, вследствие чего обучающийся, имеет представление о своей будущей профессии.
Принцип разносторонности методического консультирования, который требует профессионализма в организации познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности преподавателя. В модулях должны предлагаться различные методы и пути изложения и усвоения содержания обучения, которые педагог и обучающийся могут выбирать свободно, либо конструировать самостоятельно.
Принцип динамичности, обеспечивающий свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа. При этом модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми.
Принцип гибкости, вариативности, адаптивности в модульном построении учебного процесса позволяет реагировать на изменение требований производства, изменяя набор учебных элементов, структуру и последовательность изучения модулей.
Принцип паритетности в обучении, предполагает субъект-субъектные отношения, определяющие условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения и обеспечивающие возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимся до определенного уровня.
В настоящее время в теории и практике модульного обучения можно выделить предметный и предметно-деятельностный подход, системный и системно-деятельностный подход к организации обучения. [3]
В рамках модульно-компетентностного подхода происходит соединение модульной методологии с компетентностным подходом в обучении. Проектирование такой модульной технологии можно разбить на три этапа:
разработка модульного учебного плана;
разработка модульных рабочих программ;
создание пакета обучающих модулей.
На первом этапе структурируется профессиональная деятельность специалиста, выделяются необходимые профессиональные умения и навыки. Анализ их позволяет определить перечень дисциплин профессиональной подготовки, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии. На этой основе формируется модульный учебный план, включающий комплект модульных программ учебных предметов.
На втором этапе разработки модульного обучения, по всем дисциплинам учебного плана составляются модульные программы. В основе модульных программ лежат модули, представляющие собой профессионально значимое содержание. Такое структурирование содержания модульной программы обеспечивает ее гибкость. В зависимости от целей, требований к объему и уровню образования на основе базовой программы составляются варианты индивидуальных программ. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих модулей.
Модуль (от лат. modulus – функциональный узел) представляет основную, организационно-содержательную единицу модульной технологии. Под модулем понимают концептуальную единицу содержания учебного материала. Модуль охватывает учебный материал, соответствующий относительно крупной единице профессиональной деятельности. В модульной программе модуль представлен сочетанием подмодулей.
Подмодуль – это целостная самостоятельная часть содержания, которая охватывает знания и умения, необходимые для выполнения конкретной задачи.
Модульная единица – часть подмодуля. Подмодули и модульные единицы – логически обоснованные структурные элементы модуля. Подмодуль охватывает одну-две темы, объединенные общей логикой, целью, понятиями, видами деятельности. Модульные единицы имеют свою конкретную задачу. Например, освоение новых понятий, формирование отдельных умений или навыков, изучение конструкции агрегата, узла, механизма и т.д. В соответствии с поставленными целями модульные единицы могут быть теоретическими, практическими или совмещают эти функции.
Учебный элемент – это наименьшая значимая часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект профессиональной задачи. Учебный элемент является основным носителем учебной информации в модуле. Учебные элементы могут быть представлены в виде специально обработанного текста, набора инструкционных карт, оформленных рекомендаций и указаний и т.д.
Обучающий модуль представляет собой совокупность содержания обучения по конкретной модульной единице, системы управления учебными действиями обучаемого, системы контроля знаний и умений и методических материалов для обучающегося и педагога [15, с.46]. Обучающий модуль состоит из следующих блоков:
- информационного, содержащего теоретический материал, подлежащий изучению и структурированный на учебные элементы;
- исполнительского, содержащего комплекты заданий различного уровня сложности и схемы ориентировочных основ действий, лабораторные и практические работы и методические рекомендации по их выполнению, алгоритмы деятельности;
- контролирующего, содержащего входные, промежуточные и выходные тесты, задания и проверочные упражнения различной степени сложности;
- методического, включающего методические указания по усвоению и передаче учебного материала, методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ и указания по проведению контроля и оценки деятельности обучающихся.
Структура обучающего модуля соответствует структуре учебной деятельности, описанной В.П. Беспалько следующей формулой [4]:

УД = ОД + ИД + КД + КорД,

где УД – учебная деятельность;
ОД – ориентировочные действия;
ИД – исполнительские действия;
КорД – корректировочные действия.
Информация в информационном блоке может быть представлена в виде текста лекции, конспекта учебного материала, опорного конспекта, структурно-логической схемы и т.д. При этом учебная информация отбирается и конструируется по различным учебникам, пособиям. Информация представляется отдельно для каждого учебного элемента.
Если содержание отдельных учебных элементов можно найти в учебнике, полная информация по модульной единице представляется в информационной карте модульной единицы (табл.11). [10]
Таблица11 Информационная карта модульной единицы
Модуль (№)
(название модуля)
Модульная единица (№) .
(название модульной единицы)



п./п.
Название учебных
элементов
Учебник, с.

УЭ 1



УЭ 2



УЭ 3







УЭ n




Содержание исполнительского блока отбирается в соответствии с целями формирования простых умений применять теоретические знания для решения конкретных практических задач. Для этого подбирается комплекты типовых, комплексных, ситуационных (проблемных) задач. При этом типовые задачи, формирующих умения, в соответствии с дидактическими целями модуля целесообразно выстраивать по принципу возрастания сложности. С помощью комплексных задач у обучаемого в соответствии с дидактическими целями формируется комплексное умение на основе сформированных ранее простых умений. В процессе решения ситуационных или проблемных задач, у обучаемых формируется умение выполнять уже известные им действия в нетипичных условиях. Для координации работы с задачами исполнительского блока разрабатываются ориентировочные основы действий обучаемого.
Для формирования практических умений, в исполнительский блок могут быть включены практические и лабораторные работы, упражнения и инструкционные карты для их выполнения.
Завершается исполнительский блок комплектом контрольных заданий, позволяющих установить уровень сформированности самостоятельности действий обучаемых.
При разработке содержания контролирующего блока для выявления уровня сформированности знаний и умений используются контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, контрольные работы, проверочные практические задания и специально сконструированные тесты.
Тесты состоят из задания и эталона выполнения задания. В модульном обучении используются тесты, которые можно классифицировать по трем уровням усвоения. Выделяют тесты I, II, III уровней. Тесты первого уровня подразделяются на тесты опознания, различения, соотнесения. Проверку усвоения знаний на II уровне можно производить с помощью конструктивных тестов, тестов - подстановок, типовых задач. Тестами III уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.
Методический блок содержит элементы организации и управления деятельностью обучаемого и обучающегося. При формировании содержания методического блока следует учитывать вид работы обучаемого:
работа под руководством модуля;
работу с модулем во взаимодействии с педагогом.
В том случае, когда работа с обучающим модулем ведется во взаимодействии с педагогом, в методический блок включаются рекомендации по проведению занятий с описанием конкретной методики. Если же обучаемый работает под руководством модуля, ориентирами в его самостоятельной работе служат только ориентировочные основы действия и методические рекомендации по работе с модулем. [11]



ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ и методического обеспечения профессионального модуля «Выполнение ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ»
2.1. Планирование профессионального модуля «Выполнение штукатурных работ»
Реализуя цель и задачи работы по теме, мной была составлена программа профессионального модуля «Выполнение штукатурных работ». По данной программе в 2011 году будет вестись обучение по профессии «Мастер отделочных строительных работ». Структурируя учебный материал в соответствии с модульно-компетентностными принципами и в соответствии с ФГОС 3 поколения можно провести соответствие между структурными единицами:
модуль = профессиональный модуль ПМ
подмодуль = междисциплинарный курс МДК
модульная единица = профессиональная компетенция ПК
учебный элемент = раздел, тема.
Для разработки методического обеспечения мной был выбран:
ПМ 01. – Выполнение штукатурных работ
МДК 01.01. – Технология штукатурных работ
ПК 1.2. - Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности
Программа профессионального модуля составлена в соответствии с Разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования.
Примерная программа профессионального модуля «Выполнение штукатурных работ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 270802.10 Мастер отделочных строительных работ
Профессиональный модуль предусматривает получение обучающимися профессиональных навыков выполнения подготовительных работ при производстве штукатурных работ; выполнения оштукатуривания поверхностей различной степени сложности; выполнения отделки оштукатуренных поверхностей; выполнения ремонта оштукатуренных поверхностей.




























1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

_________ Выполнение штукатурных работ___________

1.1. Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение штукатурных работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.
2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.
3. Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей.
4. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
Программа ПМ может являться основой для разработки программы профессиональной подготовке при обучении по профессии 19727 Штукатур 3-4 разряда.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения подготовительных работ при производстве штукатурных работ;
выполнения оштукатуривания поверхностей различной степени сложности;
выполнения отделки оштукатуренных поверхностей;
выполнения ремонта оштукатуренных поверхностей;
уметь:
организовывать рабочее место;
просчитывать объемы работ и потребности материалов;
определять пригодность применяемых материалов;
создавать безопасные условия труда;
изготавливать вручную драночные щиты;
прибивать изоляционные материалы и металлически сетки;
натягивать металлические сетки по готовому каркасу;
набивать гвозди и оплетать их проволокой;
выполнять насечку поверхностей вручную и механизированным способом;
пробивать гнезда вручную с постановкой пробок;
оконопачивать коробки и места примыкания крупнопанельных перегородок;
промаячивать поверхности с защитой их полимерами;
приготавливать вручную и механизированным способом сухие смеси обычных растворов по заданному составу;
приготавливать растворы из сухих растворных смесей;
приготавливать декоративные и специальные растворы;
выполнять простую штукатурку;
выполнять сплошное выравнивание поверхностей;
обмазывать раствором проволочные сетки;
подмазывать места примыкания к стенам наличников и плинтусов;
выполнять улучшенное оштукатуривание вручную поверхностей различной сложности;
отделывать откосы заглушины и отливы сборными элементами;
железнить поверхности штукатурки;
выполнять механизированное оштукатуривание поверхностей;
разделывать швы между плитами сборных
железобетонных перекрытий, стеновых панелей;
выполнять высококачественное оштукатуривание поверхностей различной сложности;
наносить на поверхности декоративные растворы и их обработку вручную и механизированным инструментом;
отделывать фасады декоративной штукатуркой;
торкретировать поверхности с защитой их полимерами;
покрывать поверхности гидроизоляционными, газоизоляционными, звукопоглощающими,
термостойкими, рентгенонепроницаемыми растворами;
вытягивать тяги с разделкой углов;
вытягивать тяги, падуги постоянного сечения всеми видами растворов на прямолинейных поверхностях с разделкой углов;
облицовывать ГКЛ на клей;
облицовывать ГКЛ стен каркасным способом;
отделывать швы между ГКЛ;
контролировать качество штукатурок;
выполнять беспесчаную накрывку;
выполнять однослойную штукатурку из готовых гипсовых смесей;
наносить гипсовые шпатлевки;
наносить декоративные штукатурки на гипсовой и цементной основе;
выполнять ремонт обычных оштукатуренных поверхностей;
ремонтировать поверхности, облицованные листами сухой штукатурки;
знать:
основы трудового законодательства;
правила чтения чертежей;
методы организации труда на рабочем месте;
нормы расходов сырья и материалов на выполняемые работы;
технологию подготовки различных поверхностей;
виды основных материалов, применяемых при производстве штукатурных работ;
свойства материалов, используемых при штукатурных работах;
наименование, назначение и правила применения ручного инструмента, приспособления и инвентаря;
способы устройств вентиляционных коробов;
способы промаячивания поверхностей;
приемы разметки и разбивки поверхностей фасада и внутренних поверхностей;
способы подготовки различных поверхностей под штукатурку;
устройство и принцип действия машин и механизмов;
устройство шаблонов для вытягивания тяг;
свойства основных материалов и готовых сухих растворных смесей, применяемых при штукатурных работах;
виды, назначения, составы и способы приготовления растворов из сухих смесей;
составы мастик для крепления сухой штукатурки;
виды и свойства замедлителей и ускорителей схватывания;
основные материалы, применяемые при производстве штукатурных работ;
технология и устройства марок и маяков;
отделка оконных и дверных проемов;
технологическую последовательность обычного
оштукатуривания поверхностей;
технологию выполнения декоративных штукатурок;
технологию выполнения специальных штукатурок;
технологию вытягивания тяг и падуг;
технологию облицовки стен гипсокартонными листами;
технологию отделки швов различными материалами;
требования СНиП к качеству штукатурок;
техника безопасности при выполнении штукатурных работ;
основные материалы, применяемые при отделке штукатурок;
технологию выполнения гипсовой штукатурки;
технику безопасности при отделке штукатурки;
виды, причины появления и способы устранения дефектов штукатурки;
требования СНиП к качеству штукатурок.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 312 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 204 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –136 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 68 часов;
учебной и производственной практики – 108 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение малярных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК 1.
Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ

ПК 2.
Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности

ПК 3.
Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей

ПК 4.
Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы

ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами

ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

ПК 1-2.
Раздел 1.
Выполнение подготовительных работ при производстве штукатурных работ и оштукатуривание поверхностей различной степени сложности

120

80
22
40
-
-

ПК 3.
Раздел 2.
Отделка оштукатуренных поверхностей
54
36
10
18
-
-

ПК 1 – 4.
Раздел 3.
Ремонт оштукатуренных поверхностей
30
20
8
10
-



Производственная практика, часов
108

108


Всего:
312
136
40
68
-
108


3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Выполнение подготовительных работ при производстве штукатурных работ и оштукатуривание поверхностей различной степени сложности


108


МДК 01.01. Технология штукатурных работ

108


Тема 1.1. Выполнение подготовительных работ при производстве штукатурных работ
Содержание
12



1
Подготовка кирпичных, железобетонных, гипсобетонных, шлакобетонных поверхностей под оштукатуривание

2


2
Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание

2


3
Подготовка разнородных поверхностей под оштукатуривание

2

Тема 1.2.
Оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.
1
Технология оштукатуривания кирпичных, железобетонных, гипсобетонных, шлакобетонных поверхностей
18



2
Технология оштукатуривания деревянных поверхностей




3
Технология оштукатуривания разнородных поверхностей



Темы идут сквозно в разделе




Тема 1.3. Выполнение простой, улучшенной и высококачественной штукатурки
Содержание
18



1
Виды штукатурки, штукатурные слои. Организация рабочего места. Техника безопасности при выполнении штукатурных работ.

2


2
Приемы нанесения раствора на поверхность. Способы разравнивания раствора.

3


3
Требования и способы приготовления растворов для накрывочного слоя. Затирка поверхностей.

3


4