Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене.


Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене. Адаптация – процесс приспособления организмов к условиям окружающей среды с педагогической точки зрения характеризуется: - низкой организованностью; - учебной рассеянностью и недисциплинированностью; - снижением интереса к учёбе и её результатам. с психологической: снижением самооценки;высоким уровнем ситуативной тревожности. Главная цель адаптационного периода в школе – обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. Цель программы:сохранение психического здоровья учащихся пятых классов через повышение адаптивных возможностей детей в ходе специально организованной деятельности. Задачи педагогического коллектива:1. Выявление изменений в жизни ребёнка;2.Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений и навыков;3. Организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия;4.Создание комфортной обстановки в классе. Этапы проведения работы:1.Выбор и формулировка темы;2. Подбор источников информации;3. Сбор первичной информации;4. Диагностика класса;5. Обработка материалов;6. Анализ полученных результатов. Ожидаемые результаты :- Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников;- Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности;- Улучшение межличностных отношений между сверстниками; - Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, школы. Мероприятия:1.Заседание круглого стола по вопросу адаптации пятиклассников.2. Родительские собрания в классных коллективах «Возрастные особенности пятиклассников. Трудности адаптационного периода»3. Праздник «Посвящение в пятиклассники».4. Анкетирование учащихся и родителей. Мероприятия:5. Знакомство и изучение учебных программ по предметам 4 класса.6. Составление индивидуальных карт на детей, вызывающих тревожность в обучении и поведении.7. Линейка по итогам успеваемости за первую четверть. Мероприятия: 8. Проверка техники чтения у учащихся завучем школы;9. Посещение уроков завучем и директором школы10. Индивидуальная работа завуча с учителями-предметниками;11. Индивидуальные беседы классных руководителей с родителями учащихся. Анкета для родителей1. Все дети с хорошим настроением переступают порог школы.2. В ученическом коллективе чувствуют себя комфортно.3. Большая часть родителей интересуется успехами своих детей, знают друзей, одноклассников своих детей.4. Отношения с учителями-предметниками складываются хорошо.5. Родители считают, что данное учебное заведение даёт прочные знания.6. Дети делятся своими впечатлениями с родителями о событиях школьной жизни, классного коллектива. Анкета для родителей• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;• возросший объем работы как на уроке, так и дома;• новые, непривычные требования к учащимся; Опросник «Чувства в школе» Чувства 5 «а» класс 5 «б» класс 1. Спокойствие 95% 95% 2. Усталость 42% 47% 3. Скуку 11% 16% 4. Радость 89% 84% 5. Уверенность в себе 100% 89% 6. Беспокойство 26% 26% 7. Неудовлетворённость собой 16% 16% 8. Раздражение 11% 16% 9. Сомнение 63% 37% 10. Обиду 16% 16% 11. Чувство унижения 5% 11% 12. Страх 11% 11% 13. Благодарность 84% 68% 14. Симпатию к учителям 95% 84% 15. Желание приходить сюда 94% 100% Изучение уровня сформированности мотивации к учению показало следующее: Самыми интересными оказались следующие предметы: математика, рисование, музыка, литература, природоведение, русский язык.Наряду с этим для некоторых детей вызывают трудности в обучении иностранный язык, история, труд, русский язык. «Открытое письмо родителям» • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);• непривычное расписание (новый режим);• много новых кабинетов;• новый классный руководитель;• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;• проблемы со старшеклассниками. Основные трудности: Трудности включения в работу – низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность. Неумение осуществлять самоконтроль. Затруднено восприятие информации на слух, рассеянное зрительное восприятие. Темповые характеристики учащихся не одинаковые. Основные трудности: Способность концентрировать внимание и точность работы некоторых детей не соответствует возрастным нормам. Память - некоторые дети показывают высокие показатели, некоторые - низкие. Основные трудности: Особо необходимо отметить тех детей, которые в четвертом классе успевали по программе, но работали на пределе своих возможностей.Такие предметы, как иностранный язык и история, не изучались в начальной школе. Рекомендации: Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 - ов.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями -внеклассных мероприятий.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы. умений. Рекомендации: Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.Проведение родительского собрания. Рекомендации: Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.