Справка «Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в среднем звене и по внедрению федерального государственного образовательного стандарта»


Справка
«Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в среднем звене и по внедрению федерального государственного образовательного стандарта»
Цель: выявление проблем учащихся пятых классов в период внедрения федерального государственного образовательного стандарта.
На протяжении 2012-2013 учебного года в 5-х классах велась планомерная работа по введению федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в штатном режиме. Проведённая предварительная работа по этому направлению позволила приступить к реализации новых стандартов минуя стадию эмоционального, психологического и интеллектуального затруднения.
В начале учебного года была проведена работа для обеспечения успешности прохождения адаптационных процессов пятиклассников: разработаны и опубликованы на стенде «ФГОС» методические рекомендации родителям, проведены тематические родительские собрания, проведён педагогический консилиум по адаптации. Педагог-психолог провела стартовую психолого-педагогическую диагностику уровня развития познавательных способностей, мотивации учащихся, констатировала уровень адаптации пятиклассников.
Классные руководители 5-х классов приняли активное участие во всех тематических семинарах, проводимых в рамках просвещения учителей по вопросам, касающимся специфики нового образовательного стандарта, особенностям, проблемам и перспективам его введения в начальной и основной школе:
- Стандарты второго поколения: Программы формирования и развития Универсальных Учебных действий.
- Применение системы «портфолио» в оценке индивидуальных достижений учащихся.
- Формирование ключевых образовательных компетенций как средство реализации ФГОС второго поколения.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.
С целью выявления школьной мотивации учащихся в начале октября был проведен тест «Мотивация учения и адаптация пятиклассников». Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты, которая определяет пять уровней школьной адаптации: высокий уровень (25-30 баллов), средний (20-24 баллов), внешняя мотивация (15-19 баллов), низкая школьная мотивация (10-14 баллов), дезадаптация (ниже 9 баллов).
По результатам исследования определено:
Уровень-5кл.
Высокий уровень 2 – 22 %
Средний уровень 3 - 33 %
Выводы и результаты исследования выявили следующие показатели по опроснику «Чтение, ты любишь читать?»
5а класс
5бклас: Всего опрошено-16чел. из них любят читать=12чел. Читают ли им родители?=нет-8чел., иногда-6чел. Читаешь ли они вместе с родителями?-да -2чел., нет-8чел., иногда-6чел.
Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?-ответили, что интересно =12чел.и надо=2чел. Ходишь ли ты в библиотеку?-ответили –да =4чел., нет=3чел., иногда=9чел.
МЕТОДИКА № 2 (ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА)
Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям.
Цель: выявить интересы школьника к учению.
Я учусь, потому что:
№ Я учусь, потому что: 5а(19чел.) 5б(16чел.) 5в(21чел.) 5г(13)
1 Заставляют родители 2 2 3 6
2 На уроке интересно 6 10 15 13
3 Хочу больше знать. 15 15 14 13
4 Хочу потом хорошо работать 19 13 13 13
5 Чтобы доставлять радость родителям 17 11 11 13
6 Не хочу отстать от товарищей 10 7 11 13
7 Чтобы не опозорить класс 5 6 7 10
8 В наше время нельзя без образования 18 12 8 12
9 Нравиться учитель 13 4 16 9
10 Другие причины Выводы и результаты исследования выявили следующие показатели по «Методике выявления учения и интересы школьника». Обследованы 69 уч-ся 5абвг классов по данной методике и показаны такие ответы:
Я учусь, потому что…..
1.Заставляют родители -13ч. (20%)
2.На уроке интересно- 44ч.(57%)
3.Хочу больше знать.-57ч.(82%)
4.Хочу потом хорошо работать -56ч.(81%)
5.Чтобы доставлять радость родителям -52ч.(75%)
6.Не хочу отстать от товарищей-41ч.(59%)
7.Чтобы не опозорить класс -28ч.(40%)
8.В наше время нельзя без образования -60ч.(86%)
9.Нравиться учитель-42ч.(60%)
ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать рок со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
8.Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
9.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.10.Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися.11.Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте.12.Своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе.
13.Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
14.Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
15.Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала своевременно прийти на помощь.
16.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Учитесь учить не уча.
Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО
Цель: определение уровня сформированности классных руководителей о ФГОС и выявление профессиональных затруднений.
Содержание Классный руководитель
1. Достаточно ли Вы информированы о стандартах нового поколения? 5а 5б 5в 5г
а) Да + +
б) Нет в) Отчасти + + 2. В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению? а) Да + + +
б) Нет в) Отчасти + 3. Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении? а) Да б) Нет в) Отчасти + + + +
4. Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся? а) Да +
б) Нет в) Отчасти + + + 5. Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей? а) Да + + +
б) Нет + в) Отчасти 6. Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС? а) Да + + + +
б) Нет 7. Испытываете ли затруднения в составлении рабочих программ? а) Да б) Нет в) Отчасти + + + +
8. Способны ли вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности? а) Да + + + б) Нет в) Затрудняюсь ответить +
9. Испытываете ли Вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения? а) Да + б) Нет + +
в) Затрудняюсь ответить + 10. Считаете ли Вы себя достаточно творческой личностью? а) Да + + б) Нет в) Затрудняюсь ответить + +
Выводы и результаты обследования классных руководителей 5-х классов показало, что учителя затрудняются ответить в следующих вопросах: Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении? Достаточно ли Вы информированы о стандартах нового поколения? –двое ответили=Да; двое= Отчасти Испытываете ли затруднения в составлении рабочих программ?- Отчасти=ответили все классные руководители.
Анкета для родителей учащихся 5 -х классов.
Уважаемые родители! Просим Вас внимательно ознакомиться с содержанием анкеты и постараться максимально точно ответить на вопросы. Данная информация необходима для анализа и планирования организации учебно-воспитательного процесса во 2 полугодии 2012-13 учебного года.
Цель: выявить ответы родителей по отношению к своему ребенку
5а (3) 5б (2) 5в(2) 5г(1)
1. С каким настроением ваш ребёнок рассказывает Вам о школе? С радостью да да да
С грустью +
Проявляет безразличие/по-разному + +
2. Достаточно ли Вы информированы о жизни ребёнка в школе? Да +++ Да Нет Частично +
Ваши предложения: 3. Испытывает ли ваш ребёнок слабость, утомляемость
после занятий в школе? да Нет Иногда +++ ++ +
Если ребёнок испытывает слабость или утомляемость
после занятий в школе, укажите причину: много уроков ++ 4. К каким учебным предметам проявляет интерес ваш ребёнок? мат.истбиол.геор. Биол. Анг.мат.ист.биол.геогр.
5. Какая внеурочная деятельность больше всего увлекает вашего ребёнка? Лит-ра, рис.хореогр.пениеИзо,рисов. Анг.МДШИ, изо
6. К какой внеурочной деятельности ребенок не проявляет интереса Ритмика,сольфеджио,спортивн. -- -
7. Какие виды внеурочной деятельности Вы бы добавили? Этика, анг. Русск.мат. Кружки
8. Может ли ваш ребёнок самостоятельно организовать свою деятельность? Да +++ + Нет Частично + +
9. От кого исходит инициатива к выполнению домашнего задания: От ребенка +++ ++ +
От родителей 10. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашнее задание? Да ++ Нет Частично + ++ +
11. Испытывает ли трудности ребенок при выполнении
домашнего задания? Да Да
Нет ++ Частично + ++ 12. Сколько времени затрачивает ребенок на выполнение домашнего задания? От 1 до 1,5 часов + от 1,5 до 2 часов +++ Более 2-х часов + +
13. К каким предметам Ваш ребенок проявляет особый интерес? Геогр.биол.ист.англ.лит-раИзо, биол.истор. Анг.мат.ист.
14. Какие предметы учебной программы вызывают затруднения у Вашего ребенка? И почему на Ваш взгляд? Англ.русск.мат. Англ.русск. Мат.
15. Удовлетворяют ли Вас условия, которые созданы для ребёнка в школе: - уроки Да Нет Частично да/част. да/нет нет
- ГПД Да Нет Частично - нет нет част.
внеурочные занятия Да Нет Частично да/част. нет/част. нет
- санитарно-гигиенический режим Да Нет Частично да/част. да част.
- организация питания Да Нет Частично да/част. да/нет част.
- режим работы школы Да Нет Частично да/част. да/част да
- безопасность Да Нет Частично да/част. да/част част.
Ваши предложения:
16. Из предлагаемых ниже задач обучения отметьте галочкой 4 наиболее важных с вашей точки зрения: 1- приобретение необходимой ребёнку суммы знаний; + + 2- комфортное эмоциональное состояние ребёнка; + 3- умение ребёнка высказывать свою точку зрения; + 4- чувство уверенности ребёнка в своих силах; да да
5- умение ребёнка высказывать свою точку зрения; + 6- чувство уверенности ребёнка в своих силах; да
7- умение ребёнка мыслить, подходить к решению задач нестандартно; + да
8- умение ребёнка находить контакт и взаимодействие с окружающими его людьми; да + 9- умение ребёнка точно и последовательно выполнять поставленную перед ним задачу; да + 10- хорошо развитое воображение, умение фантазировать; +
11- развитие в ребёнке познавательного интереса, желание учиться, узнавать новое. да + +
17. Воспользовались ли Вы имеющейся возможностью проконсультироваться у школьного психолога?
Да + Нет да Не считаю нужным да + да
Ваши предложения и пожелания: Результаты анкета для родителей показали, что в анкетировании опрошены 9чел., но 3 родителя не вернули анкетный опросник. Получены следующие высказывания родителей по поводу опросника. Они ответили на 17 вопросов данной анкеты. Испытывает слабость или утомляемость после занятий в школе, укажите причину:=много уроков. К каким предметам Ваш ребенок проявляет особый интерес?= Геогр.биол.ист.англ.лит-ра, Изо, мат. Сколько времени затрачивает ребенок на выполнение домашнего задания?= От 1 до 1,5 часов =1ч. от 1,5 до 2 часов=3чел. Более 2-х часов=2чел. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашнее задание?= Частично=4чел., да=2чел. Какие предметы учебной программы вызывают затруднения у Вашего ребенка? =Англ.русск.мат.
Педагог-психолог /Р.А.Кипкеева/