Презентация Возрастные особенности развития личности ребенка. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с Государственными образовательными стандартами


Возрастные особенности развития личности ребёнка. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с Государственными образовательными стандартами Образовательные результаты Изменилось представление об образовательных результатах – Стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты В 2016/2017 учебном году в Донецкой Народной Республике на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на развитие его индивидуальности. В растущем разуме, сердце и теле каждого ребенка есть подробный план его развития. Джон Грэй, писатель   Развитие личности ребенка идет постепенно, последовательно и гетерохронно, т.е. темпы развития различных органов и систем, личностных качеств различны. На развитие ребенка оказывает влияние весь комплекс биологических (в том числе наследственных) и социальных факторов. Условия обучения и воспитания имеют решающее значение в развитии и самореализации человека и важнейший период – это детство. Детство – это период активного физического, психического и социального развития ребенка, и оно условно делится на несколько этапов развития. В педагогике первым, кто определил и обосновал особености каждого возрастного периода был… ? Возрастная периодизацияразвития личности Возрастная периодизация ( В.С. Мухина, http://www.fly.ru )I. Детство. Младенчество (с 0 до 12 — 14 мес). Ранний возраст (с 1 года до 3 лет). Дошкольный возраст (с 3 до 6 —7 лет). Младший школьный возраст (с 6 — 7 до 10—11 лет). II. Отрочество (с 11 — 12 до 15—16 лет). III. Юность (с 17 лет до 20 — 21 года). Возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от: - условий и предпосылок его психического развития;- особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие;- от внутренней позиции самого человека, определяющей развитие на более поздних этапах онтогенеза. Возрастные периоды девочек протекают быстрее. Девочки, по статистике, рождаются на несколько дней раньше срока, мальчики - позже. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже - говорить. К первому классу девочки по биологическому возрасту приблизительно на год старше. Пубертатный возраст у девочек начинается значительно раньше, чем у мальчиков. Вместе с развитием мозга ребёнка идет и функциональная специализация его полушарий, отлаживание взаимодействий внутри полушарий и между ними, формирование психических функций. Но пока идет такая отладка, в дошкольном возрасте мальчики как бы более правополушарны - они чаще склонны к образному мышлению, а девочки как бы более левополушарны, более речевые. У мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек. Им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях. При утомлении у мальчиков страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции, у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). Нужен отдых… Я устала … Ранний возраст  дошкольный возраст Отрочество 11-12до 15-16 лет Младший школьный возраст (с 6 — 7 до 10—11 лет). Младенчество Юность (с 17 лет до 20 — 21 года). Психологический возраст как интегральное образование характеризует:  - типичную для конкретного возраста социальную ситуацию развития (особенности взаимодействия ребенка со взрослым),  - ведущую деятельность (которая эффективно влияет на развитие личности в этот промежуток времени),  - возрастные новообразования (особенности сознания и личности, отсутствовавшие в предыдущем возрастном периоде), - кризисы развития (осложненные периоды, которые требуют особого внимания взрослого). Кризис развития - один из основных элементов механизма развития ребенка. Возрастной кризис - непродолжительный по времени период развития человека, характеризующаяся бурными психологическими изменениями. "Кризис развития - это сосредоточение резких и глубоких сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил какой цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным..." Лев Выготский Дошкольный возраст 3-6 (4-7) лет - движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения. Младший школьный возраст — 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. Старший школьный возраст — 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни. Ведущей идеей программ является идея амплификации - оптимальное использование взрослыми возможностей каждого возраста для полноценного развития ребенка.Известно, что к 8 месяцам мозг ребенка имеет около 1000 триллионов нервных связей, а к 10 годам их количество сокращается в 2 раза. Мозг человека работает по принципу «используй или потеряешь». И он избавляется от невостребованных нервных клеток и нейронных связей.Наибольшие всплески мозговой активности наблюдаются в пренатальный период и в первые годы жизни. Задача педагогов и родителей — в самом начале пути дать мощный импульс к развитию умственного потенциала ребенка.Именно до 6 лет, когда мозг наиболее восприимчив к новой информации, закладывается интеллектуальный фундамент. Об этом несколько десятилетий назад писал Масару Ибука — автор новаторской теории, которая изменила представление о воспитании детей раннего возраста. Его книга «После трех уже поздно» приобрела всемирную известность. «Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. После трёх уже поздно» Масару Ибука Негативизм - проявляется как негативная реакция ребёнка на просьбы и требования к ней конкретного человека Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется по отношению к тем, кто старается уговорить, кто теряется перед детским непослушанием. Негативизм проявляется и тогда, когда ребенка без конца одергивают, запрещают ему, покрикивают на него. Упрямство - непоколебимая реакция ребенка на только высказанное собственное решение. (причиной может быть чрезмерное ограничение активности и самостоятельности ребенка взрослым) Непокорность - ребенок противостоит всей системе отношений, которые установлены дома (по признакам близка к негативизма, но имеет более широкий и безличный характер) Своеволие - имеет место при гипертрофированном стремлении ребенка к самостоятельности, проявляется как стремление освободиться от опеки взрослого Протест - бунт – обнаруживают тогда, когда конфликтность ребенка становится регулярной, ребенок всегда настроен на спор с родителями. Деспотизм – малыш различными способами и средствами демонстрирует деспотическую власть по отношению к окружающим. (чаще это происходит в семьях с единственным ребенком. В семьях где есть несколько детей, может проявляться как ревность, нетерпимое отношение к другим детям.) Обесценивание - изменяется личное отношение ко всему, что было раньше интересным, привычным, значимым. (ребенок заявляет о своей нелюбви к родителям, начинает ругаться, ломает игрушки: то есть, малыш показывает, что уже не нуждается в том, что раньше ему было дорого.Обесценивание как симптом характерен и для дальнейших кризисных периодов.) Как дети видят себя и нас?