Урок литературы по очерку В. Г. Короленко «Парадокс» 8 класс составитель Синенко И.В.


Урок литературы по очерку В. Г. Короленко «Парадокс» 8 класс составитель Синенко И.В.
Тема урока: Предназначение человека в очерке В.Г. Короленко «Парадокс».
Тип урока: урок углубленной работы над текстом произведения (урок анализа)
Цели урока: Концептуальная цель: развитие эмоционально-чувственной сферы личности.
воспитательные: воспитывать духовно развитую личность, способную сочувствовать, сопереживать; формировать такие жизненно необходимые качества как стойкость, силу воли, терпение;
образовательные: учить пониманию художественного произведения в единстве формы и содержания; учить анализу литературного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий; учить осмысленному чтению;
развивающие: развивать эмоциональное восприятие художественного текста учащимися, их образное и аналитическое мышление, творческое воображение и читательскую культуру детей, потребность в самостоятельном чтении художественных произведений;
развивать умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: текст изучаемого произведения, доска, портрет писателя В.Г. Короленко, галерея портретов литературных героев.
Организация работы учащихся: фронтальная беседа, диалог, проблемный вопрос, работа с цитатами, с ключевыми словами, анализ деталей, сопоставление понятий, сопоставление судьбы главного героя произведения с судьбой обычного человека из жизни.
На уроке использованы методы деятельности: репродуктивный (вспомните…, назовите…, расскажите…),
частично-поисковый ( докажите…, почему…, можно ли считать, что…).
проблемный ( Что значит жить достойно?)
Оценивание: степени активности учащихся в работе на уроке (ответы на вопросы с места, работа по тексту, записи в тетради)
На доске - проблемный вопрос урока: Что значит жить достойно?
Кроме этого - афоризмы:
Кто в беде сохраняет достоинство, тот учит мужеству достойных людей. Н.Фосколо.
Человек создан для счастья как птица для полета
3. Личное счастье невозможно без счастья других (Н.Г. Чернышевский)
Главное для счастья – это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть (Л.Кассиль)
А если нет счастья?.. Нет своего – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью. (В.Г. Короленко)
Словарь урока: парадокс, феномен, афоризм, иллюзия.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:

Учитель, приветствуя детей, представляет галерею портретов литературных героев (Мцыри, Петр Гринев, Данко, Дубровский и др.), и спрашивает, что может объединять этих литературных персонажей. После ответов учитель высказывает предположение, что их может объединять желание быть счастливыми. Обращает внимание на эпиграфы на доске
«Кто в беде сохраняет достоинство, тот учит мужеству достойных людей.» Н.Фосколо. «Человек создан для счастья как птица для полета»
-Как вы понимаете эти слова? тема урока?
Нам предстоит ответить на вопрос: Что значит жить достойно?
-Сформулируйте цель урока.
А сейчас обратимся к произведению В.Короленко «Парадокс»
- Что означает слово «парадокс»? О каком парадоксе идет речь в очерке?
Ученик: Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу. Парадокс в том, что слова о счастье произносит больной от рождения человек, калека
(слово «парадокс» и его толкование записывают в тетрадь)
Учитель: Что вы узнали о жизни этого человека? В чем его драма?
(дети рассказывают все о герое)
- Обратимся к тексту и найдем слова, которыми автор наделяет этого человека. Каким видят его люди? Выпишите их в тетрадь.
Предмет
Странное существо
Паук
Паукообразное чудовище
Калека
Карлик
УродФеномен (выяснение значения слова и запись толкования в тетрадь)
- О чем говорят эти слова?
Ученик: Люди не хотят признавать в Яне Залусском ЧЕЛОВЕКА.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что он не такой, как все.
Учитель: Короленко не случайно подбирает такие слова для характеристики героя. Да, он не такой, как все, но он тоже человек. А сущность человека внешне никогда не видна. Более того, внешность зачастую обманчива. Дети, герои рассказа-очерка, учатся распознавать человека не по внешности. Чем сильнее вглядываются они в феномена, тем больше им открывается этот человек, его душа, мысли.
Учитель: Несмотря на все превратности судьбы, человек обязан выстоять, остаться ЧЕЛОВЕКОМ. Таков главный герой рассказа-очерка, таков и сам автор. Рассказ был написан после тяжелого горя – смерти дочери Короленко. Ощущение непрочности и хрупкости жизненных устоев и великой значимости радости бытия – вот те чувства, которые сказались при написании очерка.
В.Короленко писал: «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление. Только это я и пытался доказать своим «Парадоксом»
Выясняется, кто произносит афоризм, к кому он обращен и почему.
Учитель говорит, что жизнь мальчиков проходит в играх, фантазиях, поскольку они обладали живым воображением.

Учитель переключает внимание детей с очерка на реальную жизнь при помощи вопроса о том, во что они любили играть ,когда были маленькими.
После ответов учеников учитель делится своими воспоминаниями.
Вновь обращаясь к произведению, учитель выводит детей к противоречию: мир беззаботного детства(игра мальчиков)-мир реальности, в котором живет Ян Залусский.
Ученики: Отвечают на вопрос, используя текст
Учатся формировать собственное мнение
Учитель предлагает найти в очерке описание портрета литературного героя (Яна Залусского)и спрашивает о впечатлениях, которые он произвел на мальчиков.
Ученики находят и зачитывают отрывок.
Дети делают вывод о том, что Ян Залусский –человек необычный, приводят примеры,
Учитель просит ребят выразить свое мнение об этом человеке и создать образ, ассоциирующийся с ним.
Учитель предлагает проанализировать отношение героя к жизни.

Дети говорят о его стремлении остаться человеком в любых жизненных ситуациях, жить достойно.
Учитель задает проблемный вопрос: «Как жить достойно?»
Дети отвечают самостоятельно, после чего в группах формулируют оптимальный вариант.
На доске записаны высказывания известных людей, выберете то, которое ,по вашему мнению, отражает содержание проблемного вопроса.
«Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком». П. Брюла «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остаться человеком.» Гете.
«О достоинствах человека нужно судить не только по его хорошим качествам, а по тому ,как он ими пользуется» Ф.Ларошфуко.
После выбора тезиса учитель просит детей вспомнить примеры из жизни, литературы, в которых человек в любых обстоятельствах остается человеком, сохраняет достоинство, приносит пользу людям; учитель просит выразить свое отношение к ним.
В дополнение к ответам учитель демонстрирует портреты Бетховена, Островского, предлагает послушать музыкальные фрагменты из произведений классиков, выражая свое отношение к этим произведениям.
Возвращаясь к эпиграфу, учитель подводит школьников к выводу о том, что предназначение человека-быть счастливым. Что же значит жить достойно? Попробуйте ответить короткими предложениями.
Дети работают в группах-записывая ответы.
Варианты ответов:
Любить себя и жизнь.
Обладать высокими моральными качествами.
Приносить пользу, делать людям добро.
Уметь быть благодарным.
Любить свое дело.
Стремиться к развитию,
совершенствованию
- Какая мысль объединяет все 3 высказывания о счастье на доске?
Дети работают в парах, обсуждая ответ.

Ученик: Человек должен стремиться к счастью и жить по совести.
Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: Что значит жить достойно?
INCLUDEPICTURE "http://%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2.%D1%80%D1%84/certificates/getimage.php?6c455c45c607a9c3762506e0b6d65c6a" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2.%D1%80%D1%84/certificates/getimage.php?6c455c45c607a9c3762506e0b6d65c6a" \* MERGEFORMATINET