Урок литературы по теме «Русский человек» (по книге В. Пикуля «Миниатюры»).

Урок литературы по теме
«Русский человек» (по книге В. Пикуля «Миниатюры»)


Цели: направлять внимание обучающихся на чтение художественных произведений и развивать навыки литературоведческого анализа текста

Задачи:
Образовательные
Обучающиеся должны знать:
Приёмы обобщения прочитанного материала по определённой главе книги В. Пикуля «Миниатюры»;
Компоненты литературоведческого анализа текста;
Литературоведческие термины, такие как: тема произведения, основная мысль произведения, система образов, главный герой, сущность конфликта, мотивы поступков героя;
Приёмы составления презентации и отбора текста к презентации.
Обучающиеся должны уметь:
Осознанно творчески прочитать художественное произведение;
Выразительно и осознанно преподнести материал выступления по прочитанному произведению;
Анализировать текст, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.
Обучающиеся должны иметь представление
О нормах поведения выступающего перед аудиторией;
Об авторском замысле.

Развивающие

Навыки устного речевого общения
Умение делать выводы, анализировать факты
Совершенствование навыков работы с информацией (в том числе с ресурсами сети Интернет); формирование интереса к проектной деятельности; создание условий для самовыражения личности.

Воспитывающие

интерес к русской литературе, историческим повестям о судьбах русских людей, патриотов своей страны, интерес к истории России;
осознание гордости за деяния русских людей, патриотов страны, и осознание себя русским человеком - частью русского народа;
развитие представления о прекрасном;
приобретение навыков культурного поведения;
побуждение следить за своей речью и за речью других.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные презентации, тексты к презентациям, тексты художественного произведения.
Оформление доски: «Русский человек» (по книге В. Пикуля «Миниатюры»)

Эпиграф
Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине
С.А. Есенин

Эпиграф
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие!
А.С. Пушкин

План урока.

(во время урока творческие группы обучающихся представляют и защищают проекты)


Урок открывается исполнением стихотворения Иосифа Уткина, погибшего в авиационной катастрофе в 1944 году, когда он возвращался в Москву с фронта.

(Ученик читает стихотворение, объявляет автора и рассказывает краткую историю об И. Уткине)

Что любится, чем дышится,
Душа чем ваша полнится,
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится.

А мы споём о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!

Тяжёлое – забудется.
Хорошее – останется.
Что с Родиною сбудется,
То и с народом станется.

С её лугами, нивами,
С её лесами-чащами.
Была б она счастливою,
А мы-то будем счастливы.

И сколько с ней не пройдено –
Усталыми не скажемся
И песню спеть о Родине
С друзьями не откажемся!







Вступительное слово учителя.

Всем добрый день! Сегодня у нас необычный урок. В свете последних событий, происходящих в мире: война в Донбассе, санкции против России, возвращение Крыма в состав России, искажение исторической правды о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов западными политиками - необходимо вспомнить о некоторых событиях, происходивших в истории России. Эти события нашли отражение в миниатюрах писателя Валентина Пикуля. Обо всём мы рассказать не сумеем, но о некоторых, как то: война с Турцией и присоединение к России Крыма в 18 веке, присоединение к России Грузии в 18 веке, покорение Русского Севера в 19 веке, факты из истории русской национальной хирургии, становление традиций русского флота – к вашему вниманию. Возможно, вас заинтересуют сведения из биографии (известных и не очень) русских людей таких как Василий Михайлович Долгорукий, Пётр Степанович Котляревский, Михаил Степанович Сидоров, Иван Васильевич Буяльский, контр-адмирал Балтийского флота Владимир Иванович Литвинов и русские матросы броненосцев «Цесаревич» и «Слава» и крейсера «Адмирал Макаров».

Первым мы предоставим слово тем участникам, которые подготовили презентацию о писателе Валентине Саввиче Пикуле.

1 группа. Проект «В. Пикуль».

Слово учителя. Отрывок из «Миниатюр» В. Пикуля:

«В нашей истории бурный и красочный XVIII век, век рыцарства и злодейства, век гордецов и подлецов, как бы окантован двумя мучительными процессами. В начале столетия Россия вышла на побережье Балтики, а весь конец века народ укреплял рубежи государства на берегах Черноморья. Дорога в Бахчисарай далась ценою большой крови, отняв у россиян жизнь нескольких поколений».
Итак, мы во времени Анны Иоанновны. Весна 1736 года. Военный поход на Крымское ханство

5. 2 группа. Проект «Солдат Василий Михайлов»

6. Слово учителя. И снова отрывок из «Миниатюр»:

Уже на склоне лет, когда армию Наполеона гнали прочь из России, одноглазый Голенищев-Кутузов, князь Смоленский, в морозную ночь на бивуаке, греясь у костра, неожиданно вспомнил молодость. Он долго рассказывал о князе Долгоруком...
- Под его командой, - заключил он рассказ, - я получил чёрную повязку на глаз и начал понимать войну Спасибо старику – я от него многому научился!

А теперь о событиях 1795 года, когда из Персии с войском на территорию Грузии пришёл зловредный Баба-хан, о том, как царство Грузинское вошло в состав великой Руси, грузины с русскими стали как братья. Тифлис, ныне Тбилиси, вступил в пору благополучия и спокойствия. Но зато теперь не было передыха для русских солдат, реками проливали они кровь за народ грузинский, война с персами тянулась много лет, и этих-то войнах прославил себя наш следующий герой – Пётр Степанович Котляревский.




7. 3 группа. Проект «Воин, метеору подобный» о П. Котляревском.

8. Слово учителя. Внешне история нашего следующего героя не всегда выглядит привлекательной: кулачные расправы, гомерические кутежи, аресты и побеги, но сама жизнь достойна восхищения. Оказывается, что мы, северяне, невидимой нитью связаны с Михаилом Константиновичем Сидоровым. Почему? Пусть нам расскажут об этом наши «эксперты» из 4 творческой группы. Слово нашей творческой группе.

9. 4 группа. Проект «Михаил Константинович Сидоров».

10. Слово учителя. Если бы мы раскрыли сейчас том истории Царскосельского лицея, выпущенного в 1861 году, то смогли бы прочитать следующее: «Извлечение из тазовой полости инородного тела, воткнувшегося снаружи через овальную дыру, сделанное профессором анатомии, статским советником Буяльским. Эта опасная операция вошла в историю русской хирургии, а путь в науку для Ильи Буяльского был нелёгким, ибо столичную медицину представляли тогда в основном немцы.

11. 5 группа. Проект «Добрый скальпель Буяльского».

12. Слово учителя. А теперь мы с вами в Сицилии. Поздний вечер 14 декабря 1908 года. Практическая эскадра Балтийского флота (броненосцы «Цесаревич» и «Слава», крейсеры «Адмирал Макаров» и «Богатырь») зимовала в тёплом и ароматном климате сицилийских прибрежий Средиземноморья

13. 6 группа. Проект «Ничего, синьор, ничего, синьорита!»

14. Слово учителя.
Что тут скажешь Можно только с гордостью, добрым словом вспомнить наших моряков. .Знаете, дорогие друзья, события, о которых мы рассказали вам сегодня, всё дальше и дальше уходят от нас. И каждый раз, когда я думаю о людях, участниках этих событий, оставшихся там, на полях сражений или в забвении, о тех, кто был скромным и нетребовательным патриотом своей страны, просто хорошим человеком, я думаю о них как о друзьях и испытываю чувство великой благодарности за их деяния. Благодарности и гордости за этих русских людей, не жалевших себя ради Родины, ради своих соотечественников, ради людей. Священна память о таких людях.
Забывать о них нельзя. Отдавать на поругание нельзя. Вспомним слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие!»

Стихотворение, которым мы сегодня открыли нашу встречу, написано Иосифом Уткиным, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мне думается, что стихотворение ещё одного фронтовика, Владислава Занадворова, погибшего в 1942 году в битве на Волге, будет очень кстати. Оно называется «Щит».

Мы щит нашли на поле Куликовом
Среди травы, в песке заросшим ям.
Он медью почерневшей был окован
И саблями изрублен по краям.

Безвестный ратник здесь расстался с жизнью,
Подмят в бою татарским скакуном,
Но всё же грудь истерзанной Отчизны
Прикрыл он верным дедовским щитом.

И перед ним в молчании глубоком
Мы опустили шапки до земли,
Как будто к отдалённейшим истокам
Могучего потока подошли.

Что станет думать дальний наш потомок
И чем его наполнится душа,
Когда штыка трёхгранного обломок
Отыщет он в курганах Сиваша?

15. Вопросы к участникам творческих групп и студентам группы.

Какая из историй запомнилась вам и почему?
Чья презентация, по вашему мнению, лучшая и почему?
Что понравилось на сегодняшнем уроке?
Что явилось открытием, откровением?

( Заслушиваем ответы).


Заключительное слово учителя.
17. Подведение итогов урока.




Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине



С.А. Есенин


Гордиться
славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие!


А.С. Пушкин







Русский человек
(по книге В. Пикуля
«Миниатюры»)


Василий Михайлович Долгорукий

Пётр Степанович Котляревский


Михаил Степанович Сидоров

Иван Васильевич Буяльский

Контр-адмирал Балтийского флота Владимир Иванович Литвинов

и русские матросы броненосцев «Цесаревич», «Слава» и крейсера «Адмирал Макаров»







































































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 715