Рекомендации учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям детей с нарушениями письма.

Рекомендации учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям детей с нарушениями письма.

Многие дефектологи и психологи констатируют в обществе нездоровую тенденцию, именуемую децелерацией (замедленный темп интеллектуального развития).
Скорее всего эта проблема стала заметна в связи с тем, что родители получили право выбора общеобразовательного учреждения, тогда как раньше многие дети, имеющие затруднения в овладении образовательными программами, учились в специализированных школах. Программа же общеобразовательной школы построена из учета взаимодействия с абсолютно здоровыми детьми (не имеющими речевых нарушений, задержки психического развития, минимальных мозговых дисфункций).
Проблема дисграфии и дизорфографии достаточна актуальна в нашей Республике, так как уроков русского языка у нас в целом меньше, чем в других регионах.
Уже с первого класса в отдельных школах, а со второго во всех вводится английский язык. Детям с задержкой речевого развития или с общим недоразвитием речи очень тяжело учить три языка с первого класса.
Система коррекционных учреждений в городе представлена школами 8 вида, а для детей с ЗПР (7 вид) коррекционных учреждений в городе нет, и они пребывают в общеобразовательных учреждениях, пополняя ряды стойких неуспевающих.
Прежде чем перейти к рекомендациям по коррекции дисграфии и дизорфографии, уточним эти понятия. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма, называется дисграфией. Дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографических знаний, умений, навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Несформированность морфологического анализа приводит к дизорфографии. Например: написание разделительного ъ после приставок. Если ученик не может выделить части слова, т.е. провести анализ составляющих единиц слово, то он и не сможет применить известное правило при написании слов с ъ.
Какие типы ошибок должны насторожить учителя?
Ошибки, обусловленные нарушением фонемного распознавания. В данном случае ребенок не дифференцирует звуки на слух. Здесь речь идет о заменах (щ=ч, ч=ц=с), смешение йотированных я, е, е, ю с а, о, у (яама,утуг).Неумение обозначить мягкость согласных на письме буквой ь.
Ошибки, обусловленные неправильным проговариванием звуков (косноязычие на письме).
Ошибки, обусловленные несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова, а также несфомированностью анализа и синтеза речевого потока. Несформированность навыков звуко-слогового анализа ведет к нарушению структуры слова, отмечаются пропуски и перестановки, вставки лишних букв в словах со стечением согласных. На практике чаще всего мы наблюдаем смешанные формы дисграфии.
Ошибки, обусловленные нарушением восприятия графемы (графического образа буквы) или нарушением восприятия пространственных координат. В первом случае дети не узнают буквы, близкие по графическому написанию (ш-и, п-т, ж-х). Во втором случае они знают, из каких элементов состоит буква, но не знают, в каком направлении писать.
Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи.
Еще более серьезной представляется проблема дизорфографии. Дети затрудняются в применении правил.
Проблема дисграфии и дизорфографии достаточна серьезна и требует специальной коррекционной помощи, с одной стороны, и медицинской поддержки, с другой.
А.Р.Лурия выделил три основных блока мозга.
1 блок – блок регуляции тонуса, бодрствования. При неполноценном формировании этого блока дети быстро утомляются, энергетических ресурсов хватает ненадолго. Одним из необходимых условий повышения тонуса, активизации мозга является обеспечение кислородом для усиления кровотока (дыхательная гимнастика, специальный массаж, двигательная коррекция).
2 блок – блок приема, переработки и хранения информации. Недостаточность этого блока приводит к проблемам с памятью и трудностями пространственной ориентировки (зеркальность, смешение б-д, неправильное расположение записей). Нарушения в работе этого блока приводят к нарушению фонематического слуха и зрительного восприятия.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля. Так вот при недостаточном развитии 3 блока, ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать. Дети знают правила, а пишут все равно с ошибками. Некоторые ученики не умеют действовать по образцу в соответствии с правилами.
До сих пор появляются публикации, определяющие пропуски букв, замены, перестановки как описки, которые можно исправить, если быть просто внимательными. А легко ли быть просто внимательными, если невролог заметил «синдром нарушенного внимания». Следующая рекомендация звучит примерно так: «Чтобы писать без орфографических ошибок, нужно знать правила». А если ребенок знает и учит правила, но применить не может.
Таким образом, если ученик имеет серьезные нарушения письменной речи, то он должен быть направлен на консультации к специалистам (логопедам, психологам, детским психиатрам). Поскольку специфические ошибки связаны с недоразвитием определенных отделов головного мозга, то дети - дисграфики должны получать медикаментозное лечение, назначенное психиатром. Наиболее интенсивными курсы лечения должны быть в период коррекционных занятий. Компенсаторные возможности у растущего организма велики. Медикаментозная терапия эффективна до 10, максимум до 12 лет.
Следующий шаг – внимательное изучение тетрадей и определение наиболее часто встречающихся ошибок,
При организации коррекционной помощи детям с дизорфографией на каждом конкретном занятии работа должна вестись только над одним грамматическим правилом. Это не означает, что ребенку позволяется допускать ошибки на все другие правила. Просто все другие слова диктуются «подсказывающим образом».
Тренировочные упражнения лучше всего начинать с предупредительных диктовок. Для этого перед записью слова нужно спросить ребенка, какую букву он выберет. К контрольным диктовкам и упражнениям на вставку букв нужно переходить постепенно.
Виды письма в коррекционной работе те же, что и на традиционных занятиях. Списывание как простейший вид письма наиболее доступно детям. Ценность – в возможности согласовывать темп чтения, проговаривания и записи с индивидуальными возможностями. Если же ребенок все равно пропускает буквы – полезно предлагать тексты, уже разделенные на слоги.
Используется слуховой диктант со зрительным самоконтролем, когда текст после записи открывается, а ученики исправляют ошибки сами.
Если ребенок пропускает буквы, проводить «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а обозначаются черточками: каждая буква – черточка. Ребенок не дописывает окончания? – Диктант, где записываются только окончания: здоровый - - - - - - ый. Если идет замена букв, например, С – Ш, то при написании словарного диктанта буквы заменять черточками, а смешиваемые буквы прописывать.
( С - - - -, ш - - -,- - с -, - - ш) – (Сани, шуба, коса, душ).
Графический диктант, выполняя контрольную функцию, является щадящей формой контроля, так как из поля зрения исключаются другие орфограммы. Здесь как бы сужается «луч внимания» ребенка. Например, если ребенок не дифференцирует звонкие и глухие согласные в сильной позиции, диктуются слова, содержащие данные звуки, а ребенок записывает только соответствующую букву.
При проверке умения определять количество звуков, учитель диктует слова, а ученик «зашифровывает» слово.
Диктовка: Запись в тетради:
стук .
зимний
При проверке умения определять количество слогов, учитель предлагает картинку, ученик производит графическую запись.
Показ картинок: Запись в тетради:
слива и а
автобус а о у
При закреплении раздельного написания предлогов можно так же использовать графическую запись.
Диктовка: Запись в тетради:
У входа в дом стоял старик с фонарем. У_в_ _ _ с_.
Рекомендации учителям при организации коррекционной помощи ученикам предлагают многие дефектологи. Но насколько реально их применение в условиях класса? Вот некоторые предложения по оказанию помощи детям группы риска.
При обучении грамоте букварный период следует удлинить до 6 месяцев.
Приемы проговаривания, комментирования во время письма, звукобуквенного анализа должны проводиться на протяжении всей коррекционной работы в начальной школе.
Детям не следует предъявлять высоких требований к темпу письма в 1 классе.
Сохранять тетради в двойную косую линейку до 3 класса.
Использовать задания, направленные на запоминание правильного начертания букв и задания, совершенствующие навыки фонематического восприятия.
Если ребенок заменяет буквы из-за неразличения звуков на слух, то нужно начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков.
Работа проводится по следующему этапу:
-уточнение артикуляции звука;
-выделение звука на фоне слога;
-формирование умения определять наличие звука в слове (поднять букву на услышанный звук, отобрать картинки на заданный звук, подобрать к заданной букве картинки, придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве, записать слова в 2 столбика, определить значение слов – паронимов, вставить в слова пропущенные буквы).
-дифференциация звуков в предложениях (составить предложения со словами – паронимами, придумать предложения по картинкам, выбрать из диктуемых предложений слова с заданными звуками, вставить в предложения пропущенные буквы, исправит ошибки и т.д.).
Если причина буквенных замен кроется в неузнавании букв, то следует работать над развитием зрительного анализа:
-назвать буквы, сходные по начертанию;
-назвать заштрихованные буквы;
-назвать буквы, изображенные пунктиром;
-назвать недописанные буквы;
-назвать буквы, наложенные друг на друга;
-назвать стилизованные буквы;
-определить, какие из букв написаны неправильно.
В процессе работы по устранению дисграфии надо создавать перед учеником проблемную ситуацию: «Какую же букву здесь писать?» Ошибки исправляются обязательно совместно с учеником. Полезно «проблемные» буквы выделять определенным образом. Например: «В слове чай 1 буква ч, я обведу ее кружком. В слове щенок 1 буква щ, я отмечу ее квадратом». Прежде чем написать букву, ученик должен показать ее и правильно произнести соответствующий звук.
Большое значение для изжития дисграфии имеет правильно поставленная работа над ошибками. Механическое многократное выписывание слов не оправдывает затраченной энергии и дает эффект лишь детям с ярко выраженным зрительным типом пямяти.
Многие дисграфики тяготятся своим недостатком. Поэтому в отношении их необходимо проявление чуткости. Поощрение малейшего успеха, подбадривание и внушение уверенности – важные условия достижения цели.