Элективный курс по литературе Современная проза


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан


Программа элективного курса
основного общего образования
по литературе для учащихся 11 класса
"Современная русская проза"
Автор:Кранго И.Л
учитель русского языка и литературы первой категории
Соавторы:Косенович Г.Р.
учитель русского языка и литературы
Кривилева Н.В.
учитель русского языка и литературы первой категории
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
        Предметом изучения элективного курса по литературе в 11 классе является твoрчество писателей конца 20-начала 21века. Современная литература интересна oбилием замечательных имен, направлений и жанров литературы,  что позвoляет более полно представить данную эпоху.
        Курс имеет практико-oриентированный характер. Учащиеся, приобщаясь к чтению произведений современных авторов, составляют собственное представление о современном литературном процессе и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде. расширяют литературоведческие  знания. Осoбое внимание уделяется самoстоятельной рабoте, умению подгoтовить сoобщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии.. Навыки, приобретенные в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, формируют коммуникативную компетенцию.
Программа элективного курса «Современная литература» предназначена для обучающихся 11 класса общеобразовательных школ, интересующихся развитием современной литературы, увлекающихся исследовательской деятельностью в области литературы, а также проявляющих интерес к изучению новинок литературы.
Рассчитана на 34 часа
Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения. Целью курса является формирование коммуникативной и культурологической компетенций, развитие личности в гуманитарном плане. В задачи курса входит расширение круга чтения, обучение анализу художественного текста, развитие навыка изложения мыслей в устной и письменной форме. Практически на каждом занятии происходит формирование коммуникативной компетенции, благодаря применению технологии РКМЧП, которая позволяет создавать ситуации, позволяющие овладеть разными видами речевой деятельности. В основе программы лежит текстоцентрический принцип, он позволяет решать проблему неформального понимания текста. Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму, и к чувствам подрастающего человека. Материал становится небезразличен ученикам, что позволяет организовать работу в небольших группах, развивать творческое отношение к чтению и осмыслению. На каждом занятии заполняется интерактивная карточка по изучаемому произведению, и из них постепенно составляется «Банк аргументов для написания сочинения». Элективный курс по литературе обеспечивает развитие личности на разных уровнях: учит оценивать и интерпретировать произведения художественной литературы, учит продуктивно общаться, учит выявлять в тексте различную информацию, образы, темы и проблемы.
Цель курса:
формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций; развивать личность в гуманитарном плане, от умения осмысленно читать литературное произведение, понимать неразрывную связь формы и содержания к умению мыслить системно, характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и свой собственный идеал
Познакомить выпускников с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать целостное представление о современной литературе
формировать умения ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные.
Сoвершенствование навыков самостoятельного пoиска инфoрмации и рабoты с текстом.
Фoрмирование  худoжественного вкуса, эстетических потребностей, идейно – нравственной пoзиции учащихся.
 

 
Задачи курса:
систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Выполнить эти задачи возможно в том случае, если педагог воспитает у ребят способность воспринимать художественное произведение в единстве содержания и формы. Под этим понимается умение выявлять в структуре произведения авторскую позицию, оценивая не только события и характеры героев, но и внутреннюю связь эпизодов, Адекватное восприятие подразумевает включение в сотворчество, проникновение в замысел творца, повторение как бы заново пройденного им пути. Не исключается даже более глубокое, по сравнению с авторским замыслом, истолкование.
Большое внимание в элективном курсе уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На занятиях используются такие формы работы, когда учащимся необходимо проявить активность и инициативу, детям приходится сообща решать поставленные учителем и произведением задачи. Используется групповая работа, работа в парах, такие формы учебно-познавательной и творческой деятельности развивает дружеские отношения, помогает применять полученные знания при решении конкретных учебных задач.
Актуальность и значимость курса
Элективный курс «Современная художественная литература» отражает современную ситуацию в литературе и в языке. Важно, что тексты произведений литературы обращены не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям. Материал становится небезразличен ученикам, и в коллективном обсуждении знание и переживание присваивается каждым из них. В содержание курса включены рассказы Вл. Крупина, Е. Гришковца, Т. Толстой, Л. Улицкой, Л. Петрушевской, Б. Екимова и др. Произведения этих авторов поднимают духовно-нравственные проблемы, актуальные для подростков, помогают им заглянуть «внутрь себя», произведения этих авторов помогают приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций, конфликтов, позволяют задуматься об уникальности личности, многообразии человеческих типов. Для анализа на занятиях курса отбираются небольшие произведения, которые прочитываются с учителем на уроке, что важно при загруженности современных школьников.
Современная литература как предмет изучения принадлежит эстетическому, гуманитарному и коммуникативному полям знаний. Сегодня она интегрирует художественное, историческое, хореографическое, речевое и обществоведческое образование. Именно эта литература может определить и определяет характер нравственного и гражданского воспитания.
1. Главным, как и на предыдущих этапах литературного образования, является эстетический аспект, так как литература — искусство слова. Поэтому мы продолжаем работать над знанием законов литературы, так как постижение их и есть важное условие понимания современных литературных произведений. Уроки анализа художественных текстов должны прежде всего способствовать развитию читательских умений, что и научает отличать подлинно художественные произведения современной литературы от явлений “массовой литературы”.
2. Следующий аспект литературного образования, полученного на спецкурсе, — нравственный. Современная литература в своих лучших произведениях просто самоценна, она заставляет задуматься нашего молодого читателя над коренными вопросами бытия, над “проклятыми” вопросами (Достоевский). Каждый раз современная литература по-новому ставит эти вопросы, убеждает в сложности и многозначности возможных решений, в то же время настаивая на том, что вечные нравственные ценности неизменны. Не надо забывать слова Пушкина: “Цель художества есть идеал, а не нравоучение”. Таким образом, спецкурс несёт не только знания и умения, он формирует убеждения, определяет качества личности, направленность её жизненных интересов.
3. В курс литературного образования заложен и речевой аспект. На этом, четвёртом, этапе литературного образования мы продолжаем путь медленного вчитывания в художественный текст. Результатом такой работы на спецкурсе является совершенствование культуры речи , как письменной, так и устной.
4. Следующий аспект литературного образования при изучении литературы последних десятилетий, — культурологический. В современной литературе содержатся и исторические, и географические сведения, которые являются не менее точными, конкретными и ощутимыми, чем в учебниках. Литература расширяет представление о жизни не только предков, но и современников, включает читателя в широкое историческое пространство, делает его гражданином отечества.
5. На всём протяжении школьного курса литературы формируются и читательские умения. В этом плане задача спецкурса — формировать стойкий личный интерес к чтению.
Если в литературном образовании школьников выделяются три основных этапа (1–3-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы), то наш спецкурс мы назовём, пожалуй, четвёртым этапом литературного образования в школе. Главной его целью мы видим изучение литературного процесса в России 60–90-х годов XX века.
Читательские умения на спецкурсе находятся в постоянном развитии. Этому способствует и учебное творчество, и углубление представлений о художественном произведении путём анализа кино- и телеверсий современных литературных произведений. На нашем спецкурсе работают, постоянно совершенствуясь и углубляясь, основные подходы и принципы анализа литературного произведения, закладываемые ранее, в средних и старших классах.
Специальный курс для учащихся 11-х классов вводится для того чтобы ликвидировать хотя бы частично проблему знакомства выпускников с важнейшими явлениями современной литературы. При этом современная литература рассматривается как закономерное продолжение традиций отечественной классики и лучших достижений советской литературы, литературы русского зарубежья и литературы андеграунда. Такой подход предполагает обнаружение нравственных проблем, гуманистической направленности в произведениях, включённых в спецкурс.
        

Требования к уровню подготовки учащихся 
Важнейшими умениями и навыками в 11 классе являются следующие:
●разграничивать понятия «произведение» и «текст»;
●проводить на конкретных примерах диалектику отношений между художественной формой и художественным содержанием;
●навык сопоставительного анализа отдельного стилевого явления (психологизма) в произведениях разных авторов;
●показывать разнообразие композиции литературных произведений;
особенностей художественной речи, приёмов словесной игры;
●анализировать особенности поэтики произведения;
●проводить анализ языка художественного произведения и выявлять стилистические особенности текста на примере анализа прозы;
●анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения;
●навык анализа содержания литературного произведения;
●проводить филологический анализ литературного произведения;
Характеризовать оснoвные проблемы oпределять авторскую пoзицию и фoрмулировать свое oтношение к ней.
Выделять черты литературных  направлений при анализе прoизведения.
Выявлять осoбенности творческого стиля писателя
Пользoваться справoчниками, словарями, Интернет – ресурсами.
Сoставлять планы, тезисы, кoнспекты статей, гoтовить доклады, выступления на литературные темы, презентации, писать рефераты
Методы обучения: oбъяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.
Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий – лекция, практическое занятие, семинар, экскурсия.
Формы организации учебного процесса и их сочетание занятия в соответствии с программой курса предполагают:
работу с текстом;
устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
анализ образной системы небольшого по объёму произведения; знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ; выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа;
обучение самостоятельному анализу литературно-художественных произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;
обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения; выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;
Содержание курса.
1«Современная проза: имена, проблемы, тенденции»
2Проблемы стиля современной прозы. Стиль феномена«молодежного сознания»
3 Творчество Виктора Пелевина в литературной критике"Литературная стратегия" Виктора Пелевина, постмодернизм и эклектика в его произведениях глазами литературных критиков. Скептические отзывы о прозе Пелевина. Мотивы и темы творчества Пелевина. Традиции русской литературы в творчестве Пелевина.  Постмодернистская проза В. Пелевина ("Чапаев и Пустота", "Generation П"). Особенности поэтикиГлавный мистификатор современной литературы. Отношение писателя к методам
постмодернистов. Жизнь героев романа Пелевина "Чапаев и Пустота".( ОМОН-ра)
4Социальная проблематика произведений Людмилы Петрушевской. Современная русская проза: традиции и новаторство. Рассказ Л. Петрушевской "Страна"«Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества».
5Проблема семьи и детства в творчестве Л. УлицкойТема нравственности в творчестве Л. Улицкой Художественные особенности творчества Л.Е. Улицкой. Предметный мир в литературном произведении. «Перловый суп»Искусство жить"Дочь Бухары"
6Становление жанра литературной сказки в творчестве Е. Л. Шварца: соотношение сказки и реальности в писательском сознании; сказочное в произведениях несказочного жанра .Пьеса «Дракон» Два человека - две тени. Пьеса"Тень".
7«Большая собака» Язык прозы Соломатиной бесценность человеческой жизни Акушер-ха».
8Проза В.Маканина: экзистенциальная проблематика, жанры, стиль. Или Тема нравственности в творчестве Л. Улицкой и В. Маканина( Анализ повести В. Маканина "Кавказский пленный")
Традиции русской классики в творчестве В.С. Маканина 1980-1990 годов
Проблема соотнесенности реальности и фантастики «Сюр в Пролетарском районе» , «Лаз», «Андеграунд, или Герой нашего времени» 
9 Вечные проблемы в творчестве А.В. Иванова
Образ учителя в современной прозе .Роман А. Иванова «Географ глобус пропил»)Христианская тема в творчестве А.А.Иванова
Своеобразие главного героя в романе А. Иванова «Географ глобус пропил»
10Современное общество в произведениях Т.Н. Толстой Роман "Кысь" Своеобразие трактовки времени в судьбах героев и их личных черт.
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Т. ТОЛСТОЙ «Факир», «Огонь и пыль»
11ПСИХОЛОГИЗМ ПРОЗЫ В. ТОКАРЕВОЙФЕНОМЕН ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.ТОКАРЕВОй «Длинный день « . « Между небом и землей» Мотив «горького оптимизма» «Хэппи энд» Фантастический реализм в рассказе "Рубль шестьдесят не деньги",
проблема семьи и смысла жизни. Хрустальный башмачок
12. Загадочный писатель Анатолий Ким. Проблема счастья.
 Онлирия  ,Близнец Под сенью ореховых деревьев". ЧЕЛОВЕК, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ПРОЗЕ А.КИМА
"Баба Дора".
13 Новый реализм как художественное течение в русской литературе 21 века.» Птичий грипп» С.Шаргунов
Смерть духовная и телесная. Как быть человеку, если он так мало живет? Как жить?  «Малыш наказан», «Ура!» «Как меня зовут?», 
14 Проблема бездуховности в современной литературе «ДУХLESS» С. Минаева .Повесть о ненастоящем человеке
15 Проблемы поиска места в жизни, любви, сохранения достоинства человеческого ...  спор поколений о коренных проблемах бытия, о смысле и цели жизни, об идеалах .. Л.Н. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» Пьеса "Французские страсти на подмосковной даче" . Жанр интеллектуальной драмы. Мера ответственности человека за себя и общество .Тема «маленького человека.
16.Картины об уходящих ценностях:художественная философия А. Звягинцева. «Естественный отбор».
17. Система миров в творчестве Юрия Мамлеева. Рассказы «Утро», «Живое кладбище», «Жених» Падший мир Юрия Мамлеева» Черное зеркало)»«РАННИЕ РАССКАЗЫ» Ю.В. МАМЛЕЕВА: ЗАРОЖДЕНИЕ «МЕТАФИЗИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА». Рассказ «Счастье»,»Макромир», «Мистик»
18Михаил Кононов. Голая пионерка. Русский человек на rendez-vous со смертью
Особенности семантической структуры имени собственного в рассказе «Микеша» Н. Кононова

Учебно-тематическое планирование элективного курса по литературе
Кранго И.Л..
на 2015/2016 учебный год
№ п/пНаименование разделов и тем (в соответствии со стандартом) Кол-во часов (в том числе теоретических и практических занятий, контрольных уроков) Контроль результатов примечания
Контр работы
Тестовые работы зачет 1 Введение 1 Учебник « Русский» 2009 г
2 «Современная проза: имена, проблемы, тенденции».
1 3 ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ. СТИЛЬ ФЕНОМЕНА «МОЛОДЕЖНОГО СОЗНАНИЯ»
1 4 Творчество Виктора Пелевина в литературной критике 2 5 2Социальная проблематика произведений Людмилы Петрушевской. 2 6 Художественные особенности творчества Л.Е. Улицкой. 2 7 4Становление жанра литературной сказки в творчестве Е. Л. Шварца 2 8 Язык прозы Соломатиной 1 9 Проза В.Маканина: 2 10 Вечные проблемы в творчестве А.В. Иванова
2 11 Творчество Т. Толстой 2 12 ПСИХОЛОГИЗМ ПРОЗЫ В. ТОКАРЕВОй 2 13 Загадочный писатель Анатолий Ким. 2 13 Новый реализм как художественное течение в русской литературе 21 века.» С.Шаргунов2 14 Проблема бездуховности в современной литературе » С. Минаева 1 15 Проблемы поиска места в жизни, любви, сохранения достоинства человеческого ...  Л.Н. Разумовская 2 16 Картины об уходящих ценностях: философия А. Звягинцева. «1 17 Система миров в творчестве Юрия Мамлеева3 18 Творчество М.Кононова 1 19 Итоговое занятие. 1 ИТОГО 34 Календарно- тематическое планирование
№ Кол-во
часов Тема занятия Вид деятельности
1 Введение Лекция. Беседа.
2 «Современная проза: имена, проблемы, тенденции».
лекция
3 ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ. СТИЛЬ ФЕНОМЕНА «МОЛОДЕЖНОГО СОЗНАНИЯ»
лекция
4 Творчество Виктора Пелевина в литературной критике"Литературная стратегия" Виктора Пелевина, постмодернизм и эклектика в его произведениях глазами литературных критиков. Скептические отзывы о прозе Пелевина. Мотивы и темы творчества Пелевина. Традиции русской литературы в творчестве Пелевина.   Исследование
5 .  Постмодернистская проза В. Пелевина ("Чапаев и Пустота", "Generation П"). Особенности поэтикиГлавный мистификатор современной литературы. Отношение писателя к методам
постмодернистов. Жизнь героев романа Пелевина "Чапаев и Пустота".( ОМОН-ра)
Видеоурок (просмотр и обсуждение)
6 2Социальная проблематика произведений Людмилы Петрушевской. Современная русская проза: традиции и новаторство. Рассказ Л. Петрушевской "Страна"« Семинар
7 "«Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества».
Семинар
8 3Проблема семьи и детства в творчестве Л. УлицкойТема нравственности . «Перловый суп» Обзор с элементами беседы
9 Художественные особенности творчества Л.Е. Улицкой. Предметный мир в литературном произведении. Искусство жить. "Дочь Бухары"
Исследование
10 4Становление жанра литературной сказки в творчестве Е. Л. Шварца: соотношение сказки и реальности в писательском сознании.Пьеса «Дракон»
Беседа (индуктивная, дедуктивная)
11 Два человека - две тени. Пьеса"Тень". сказочное в произведениях несказочного жанра .
Исследование
12 «Большая собака» Язык прозы Соломатиной бесценность человеческой жизни Акушер-ха».
Семинар-практикум
13 6Проза В.Маканина: экзистенциальная проблематика, жанры, стиль( Анализ повести В. Маканина "Кавказский пленный")
Семинар
14 Тема нравственности в творчестве Л. Улицкой и В. Маканина( Проблема соотнесенности реальности и фантастики «Сюр в Пролетарском районе» , «Лаз», «Андеграунд, или Герой нашего времени» 
Читательская конференция
15 Вечные проблемы в творчестве А.В. Иванова
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ .РОМАН А. ИвАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»)» Исследование
16 Христианская тема в творчестве А.А.Иванова
Дискуссия
17 Современное общество в произведениях Т.Н. Толстой Роман "Кысь" Своеобразие трактовки времени в судьбах героев и их личных черт.
Исследование
18 ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Т. ТОЛСТОЙ «Факир», «Огонь и пыль»
Урок – размышление
19 Зачет зачет
20 ПСИХОЛОГИЗМ ПРОЗЫ В. ТОКАРЕВОЙФЕНОМЕН ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.ТОКАРЕВОй «Длинный день « . « Между небом и землей» Семинар-диспут
21 Мотив «горького оптимизма» «Хэппи энд» Фантастический реализм в рассказе "Рубль шестьдесят не деньги",
проблема семьи и смысла жизни. Хрустальный башмачок
Семинар-диспут
22 . Загадочный писатель Анатолий Ким. Проблема счастья.
 Онлирия  ,Близнец Под сенью ореховых деревьев". Исследование
23 ЧЕЛОВЕК, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ПРОЗЕ А.КИМА
"Баба Дора".
Беседа (индуктивная, дедуктивная24 Новый реализм как художественное течение в русской литературе 21 века.» Птичий грипп» С.Шаргунов
Обзор с элементами беседы
25 .
. Смерть духовная и телесная. Как быть человеку, если он так мало живет? Как жить?  «Малыш наказан», «Ура!» «Как меня зовут?», 
Исследование
26 Проблема бездуховности в современной литературе «ДУХLESS» С. Минаева .Повесть о ненастоящем человеке
Семинар-диспут
27 Проблемы поиска места в жизни, любви, сохранения достоинства человеческого ...  спор поколений о коренных проблемах бытия, о смысле и цели жизни, об идеалах .. Л.Н. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» Урок – размышление
28 Пьеса "Французские страсти на подмосковной даче" . Жанр интеллектуальной драмы. Мера ответственности человека за себя и общество .Тема «маленького человека Семинар-диспут
29 Картины об уходящих ценностях:художественная философия А. Звягинцева. «Естественный отбор».
Видеоурок (просмотр и обсуждение)
30 . Система миров в творчестве Юрия Мамлеева. Рассказы «Утро», «Живое кладбище», «Жених» Исследование
31 Падший мир Юрия Мамлеева» Черное зеркало)»«РАННИЕ РАССКАЗЫ» Ю.В. Семинар-диспут
32 МАМЛЕЕВА: ЗАРОЖДЕНИЕ «МЕТАФИЗИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА». Рассказ «Счастье»,»Макромир», «Мистик»
Обзор с элементами беседы
33 Михаил Кононов. Голая пионерка. Русский человек на rendez-vous со смертью
ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО В РАССКАЗЕ «МИКЕША» Н. КОНОНОВА
Дискуссия
34 Итоговое занятие. Семинар-практикум
Используемая литература для учителя.
1. Колядич Т.М. Можно ли считать «женскую прозу» явлением // Проблема эволюции русской литературы XX пека. Вып. IX. М., 2003. .
2 Колядич Т. Своеобразие организации циклов рассказов Л.Улицкой // Литературный процесс в зеркале рубежного сознания. Магнитогорск, 2004
3. Латынина А. Кровь и кубики / Финалисты Букера - 97 с двух точек зрения // Литературная газета. – 1997. – №39.
4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 3. – М.. 2003. С
5. . Маканин, В.С. Андеграунд, или Герой нашего времени. / М.: Вагриус, 2003. .
6. . Не-юбилейное. К 70-летию Владимира Маканина. М.Ф. Амусин, // Звезда. - 2007. №3.
7. Немзер, А.С. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов. А.С. Немзер // Новый Мир. - 2000. №1.
8. . Статья «Народ хочет денег, но стесняется», Москва: журнал «Книжный обозреватель», 2002, №5
9. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий. М., 2002.
10. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма // Преображение. 1995. № 3.
11. Юрий Мамлеев. Нужны новые архетипы человека…//Полярная звезда., 29 июня, 2002
Используемая литература для учащихся
1Русская проза конца ХХ: Учебное пособие. М.: Флинта: наука, 2003.
2: Л. Петрушевская. Библиографический очерк. – М., 1995.
3. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х книгах. Кн.3: В конце века /1986–1990-е годы/. М., 2001.
4. Ишкина Е.Л. Поэтика рассказов Л.Улицкой // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. – Киров. 2003
5. Казарина Т. Бедные родственники: Людмила Улицкая. Серия «Первая книга». – М., «Слово». 2004.
6. Аннинский, Л.А. Структура лабиринта: Владимир Маканин и литература
7. Т.Н. Толстая «День», Москва: издательство «Подкова», 2001
8. Сборник современной российской прозы В.Токаревой “Хэппи Энд” – Москва, 1995,
9. . Мамлеев Ю. Россия вечная. М., 2002г.
10. .. Степная барышня. Проза русских писательниц XIX века. М., 1989.
11. 9Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева: сб. статей и материалов / сост. Л.Б. Клюева. - М.: Новое литературное обозрение, 2014.
Приложение 1

Мультимедийный материал
1.ppt4web.ru›Литература›…-viktora-pelevina.html
2.infourok.ru›prezentaciya_po_literature…pelevina…3.sportal.ru›Школа›Литература›…/prezentatsiya-ls…4.nsportal.ru›Школа›Литература›…/prezentatsiya-ls…5doc4web.ru›literatura…po-literature-l…koshki.html6ppt4web.ru›Литература›HYPERLINK "http://ppt4web.ru/literatura/ljudmila-petrushevskaja-strana.html" \t "_blank"ljudmila-petrushevskaja…
7infourok.ru›material.html?mid=27128infourok.ru›material.html?mid=27129. imteacher.ru›Статьи›Школа›Литература›Творчество Людмилы Улицкой10ppt4web.ru›Литература›…-evgenija-shvarca.html11nashashcola.ucoz.com›publ/po_literature…e…shvarca…12stival.1september.ru›articles/569177/
13myshared.ru›slide/933495/14nfourok.ru›prezentaciya…po…v…makanina_kavkazskiy…15myshared.ru›slide/658105/16nsportal.ru›Школа›Изобразительное искусство›2013/07/14/prezentatsiya…17nsportal.ru›…2014/06/16/prezentatsiya…temu…tolstoy18nfourok.ru›material.html?mid=4945819ppt4web.ru›Литература›…-sudba-t-n-tolstojj.html20myshared.ru›slide/447339/21ppt4web.ru›Литература›viktorija-tokareva.html22uslide.ru›literatura…v…viktorii-tokarevoy.html23myshared.ru›slide/1239925/24nsportal.ru›ap…prezentatsiya-po-tvorchestvu…kima26pedportal.net›Старшая школа›…-po-pese-l-razumovskoy…27sportal.ru›Школа›Литература›…-po-tvorchestvu…Приложение 2
Интернет-ресурсы: перечень методических разработок уроков по творчеству писателей-современников.
В.Пелевин «Поезд идет к разрушенному мосту» (материалы к уроку по повести В. Пелевина «Желтая стрела»)
Материалы к уроку «Времена не выбирают – в них живут…» по творчеству Л.С.Петрушевской.
Разработка урока на тему: Позднее творчество Л. Петрушевской. «Карамзин. Деревенский дневник».
Разработка урока по творчеству Л.Улицкой в 7-м классе «Капустное чудо".
Урок по творчеству современного автора Л.Улицкой с применением технологии критического мышления по рассказу "Бумажная победа".
Разработка урока литературы по теме "Людмила Улицкая о способах жизни" в рассказе "Бедные родственники" для 8 класса.
«Проблематика повести В. Маканина «Лаз»
Урок по рассказу В.Маканина «Кавказский пленный»
Анализ романа А.Иванова "Географ глобус пропил" для урока литературы в 11 классе.
Уроки по произведениям Татьяны Толстой в 11-м классе
Урок по рассказу Т. Н. Толстой «Чистый лист»
Разработка урока. Урок литературы в 10 классе по роману Т.Толстой «Кысь».
Методическая разработка урока на тему: «В поисках потерянной души». /По рассказу В. Токаревой «Я есть.  
Разработка урока на тему: Сочинение по рассказу В. Токаревой «Римские каникулы»,