Адптированная программа по специальной технологии профессиональной подготовки для лиц с ОВЗ (нарушение интеллекта) в ПОО


Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
(ГАПОУ СО «КУТС И ЖКХ»)
СОГЛАСОВАНО
Методический совет
Протокол №_________
«_____»________________ 2016г
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО «КУТС И ЖКХ»
_________________С.Н.Журавлев
«_____»________________ 2016 г
Профессиональная подготовка

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(нарушение интеллекта)
Выполнение плотничных работ
(специальная технология)
1. паспорт адаптированной рабочей ПРОГРАММЫ
Выполнение плотничных работ
1.1. Область применения
Адаптированная рабочая программа специальной технологии «Выполнение плотничных работ» является частью программы профессиональной подготовки по профессии 16671 Плотник для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта).
Адаптированная программа ориентирована на решение следующих задач:
создание в образовательной организации условий, необходимых для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;
повышение уровня доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
повышение качества профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.
Адаптированная рабочая программа профессионального образования обеспечивает достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ результатов, установленных соответствующими требованиями профессионального стандарта.
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
Численность обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
1.2. Нормативные правовые основы разработки
Нормативную правовую основу разработки адаптированной программы составляют:
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2.
Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36.
Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. № 06-281).
Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «КУТС И ЖКХ».
Устав ГАПОУ СО «КУТС И ЖКХ».
1.3. Цели и задачи – требования к результатам освоения
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности обучающийся в ходе освоения программы:
Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Разряд
Выполнение простейших плотничных работ вручную. Выполнение плотничных и опалубочных работ. 2
Смазка накатов и опалубки.
Обмазка кистью деревянных конструкций и деталей антисептическими и огнезащитными составами. Сортировка штучных кровельных материалов.
Конопатка стен и оконных проемов. Выполнение простых плотничных работ электрофицированным инструментом и вручную. Изготовление простых щитов для перегородок под штукатурку. 3
Разборка обрешетки и деревянной кровли.
Укладка лежней и дощатого настила. Изготовление и ремонт щитов опалубки прямолинейного очертания (прямоугольные и косоугольные) и прямолинейных элементов опалубки всех видов. Разборка опалубки перекрытий, балок, колонн. В соответствии с указанными функциями необходимо овладеть трудовыми действиями, что обеспечивается умениями и знаниями:
Выполнение плотничных и опалубочных работ.
Трудовые действия Отбор и сортировка лесоматериалов.
Необходимые умения Отбирать и сортировать лесоматериалы.
Способы разборки простых деревянных конструкций и их очистки.
Необходимые знания Основные виды применяемых лесоматериалов и свойства древесины.
Способы грубой обработки лесоматериалов.
Смазка накатов и опалубки.
Обмазка кистью деревянных конструкций и деталей антисептическими и огнезащитными составами.
Трудовые действия Заготовка материалов для плотничных изделий по размерам вручную с острожкой рубанком.
Необходимые умения Заготавливать материалы для плотничных изделий по размерам вручную с острожкой рубанком, продольной и поперечной распиловкой.
Необходимые знания Правила обращения с антисептическими и огнезащитными составами и приемы покрытия ими деревянных деталей и конструкций с помощью кистей.
Способы разборки простых деревянных конструкций и их очистки.
Сортировка штучных кровельных материалов.
Конопатка стен и оконных проемов.
Трудовые действия Разборки простых кровельных покрытий из рулонных и штучных материалов.
Необходимые умения Виды рулонных и штучных кровельных материалов.
Необходимые знания Способы разборки простых кровельных покрытий из рулонных и штучных материалов.
Правила перемещения и складирования грузов малой массы.
Изготовление простых щитов для перегородок под штукатурку.
Трудовые действия Изготовление простых щитов для перегородок под штукатурку.
Необходимые умения Устройство обрешетки.
Продольное распиливание материалов
Разборка временных зданий.
Обшивка стен и потолков под штукатурку и облицовку.
Устройство нижнего дощатого настила в двухслойных полах (черных полов).
Установка плинтусов и галтелей. Устройство забирки и ремонт цоколей.
Заполнение стыков уплотнительной массой.
Устройство временных заборов и ворот.
Нанесение антисептических и огнезащитных составов на деревянные конструкции и детали краскопультами и распылителями.
Устройство деревянных водосборных колодцев, лотков и т.п. Изготовление и ремонт простого строительного инвентаря. Обтесывание бревен на канты и накругло, обтесывание кромок досок и пластин. Затеска концов бревен. Чистая острожка лесоматериалов, выборка пазов, гребней и четвертей. Обработка лесоматериалов электрифицированным инструментом. Разборка обрешетки и деревянной кровли. Укладка лежней и дощатого настила.
Изготовление плавучего рештования. Обшивка стен ряжей и ледорезов досками. Заготовка одиночных свай, насаживание на сваи бугелей и башмаков. Отпиливание голов свай и верха шпунтовых рядов. Заготовка одностоечных опор линий связи и электропередач.
Отделка поверхностей сухой штукатуркой. Покрытие и ремонт односкатных и щипцовых крыш рулонными материалами насухо с пришивкой гвоздями, асбестоцементными листами или плитками (шифером) и ремонт кровельных покрытий из этих материалов. Обделка свесов и примыканий. Разборка подмостей.
Необходимые знания Основные пороки и породы древесины.
Устройство электрифицированного инструмента и правила его применения; приемы чистовой острожки.
Правила обтесывания бревен, заготовки одиночных свай и одностоечных опор; способы заготовки прямолинейных щитов опалубки и перегородок под штукатурку; способы устройства цоколей, дощатых настилов, перегородок, черных обшивок и элементов крыш.
Разборка обрешетки и деревянной кровли.
Укладка лежней и дощатого настила.
Трудовые действия Разборка обрешетки и деревянной кровли. Укладка лежней и дощатого настила.
Необходимые умения Изготовление и ремонт щитов опалубки прямолинейного очертания (прямоугольные и косоугольные) и прямолинейных элементов опалубки всех видов. Заготовка простых элементов лесов, поддерживающих опалубку, без наращивания.
Разборка опалубки перекрытий, балок, колонн, ледорезов, балочного пролетного и над арочного строения мостов.
Способы устройства кровель и настилов.
Вырезать сучья и засмолы.
Зачищать детали после механической обработки.
Необходимые знания Основные пороки и породы древесины.
Способы изготовления плотничных изделий вручную и с применением механизированного инструмента.
Правила обращения с электрифицированным инструментом.
Изготовление и ремонт щитов опалубки прямолинейного очертания (прямоугольные и косоугольные) и прямолинейных элементов опалубки всех видов
Трудовые действия Обработка древесины электрифицированным инструментом и вручную.
Необходимые умения Обрабатывать древесину электрифицированным инструментом и вручную.
Изготавливать и устанавливать простые столярные изделия.
Устанавливать уплотнительный шнур в спаренных переплетах.
Вырезать сучья и засмолы.
Необходимые знания Основные пороки и породы древесины.
Способы изготовления плотничных изделий вручную и с применением электрифицированного инструмента.
Правила обращения с электрифицированным инструментом.
Разборка опалубки перекрытий, балок, колонн.
Трудовые действия Обработка древесины электрифицированным инструментом и вручную
Необходимые умения Обрабатывать древесину электрифицированным инструментом и вручную.
Изготавливать и устанавливать простые столярные изделия.
Устанавливать уплотнительный шнур в спаренных переплетах.
Вырезать сучья и засмолы.
Зачищать детали после механической обработки.
Необходимые знания Основные пороки и породы древесины.
Способы изготовления плотничных изделий вручную и с применением электрифицированного инструмента.
Правила обращения с электрифицированным инструментом.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение:
всего – 1956 часов, в том числе:
теоретическое обучение –262 часов;
производственное обучение (в т.ч. производственная практика) –1694 часа.
Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ОВЗ при этом может быть снижен до 30 академических часов в неделю. По возможности рекомендуется устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.

2. результаты освоения
Результатом освоения адаптированной программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение плотничных работ и общими (ОК) компетенциями:
Обобщенные трудовые функции:
Выполнение простейших плотничных работ вручную.
Выполнение простых плотничных работ электрофицированным инструментом и вручную.
Виды деятельности:
Выполнять плотничные и опалубочные работ.
Выполнять работы при устройстве рулонных кровель насухо с прошивкой гвоздями и кровель из штучных материалов.
Обрабатывать лесоматериалы вручную: поперечное перепиливание, окорка, обтесывание.
Смазывать накаты и опалубки.
Обмазывать кистью деревянные конструкции и детали антисептическими и огнезащитными составами.
Выполнять осмолку, обивку войлоком и толем элементов деревянных конструкций.
Разбирать опалубку фундаментов, стен и перегородок.
Разбирать заборы, мостики и настилы.
Разбирать полы, подборы и накаты.
Разбирать заборные стенки.
Очищать опалубки от бетона и раствора.
Очищать рулонные кровельные материалы от посыпки.
Сортировать штучные кровельные материалы.
Конопатить стены и оконные проемы.
Код Наименование результата обучения
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание адаптированной программы специальной технологии
выполнение плотничных работ
3.1. Тематический план адаптированной программы
Наименования разделов Объем времени, отведенный на освоение программы Производственное обучение (в т.ч. производственная практика),
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Учебная,
часов Производственная практика,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов Раздел 1. Основные операции по обработке древесины 82 27 Раздел 2. Установка несущих конструкций деревянных зданий и сооружений 114 29 Раздел 3. Выполнение работ по устройству лесов, подмостей, опалубки 26 8 Раздел 4. Конструкции и установка основных изделий 16 6 Раздел 5. Ремонт плотничных конструкций 30 6 Раздел 6. Техника безопасности охрана труда в строительстве 22 2 Производственное обучение (в т.ч. производственная практика), часов 1694 1254 440
Всего: =SUM(ABOVE) 1984 =SUM(ABOVE) 78 Всего: 1956 48 1254 440
3.2. Содержание обучения по адаптированной программе специальной технологии «Выполнение плотничных работ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Основные операции по обработке древесины 82 Тема 1.1.
Выбор, устройство и подготовка ручного и ручного электрифицированного инструмента к работе Содержание 26 Введение. Понятие о профессии 1 1
Требования к безопасности труда, к эксплуатации инструмента. 1 Виды инструментов: измерительный и разметочный инструмент 2 Инструмент для рубки. Подготовка инструмента к работе. Заточка инструмента 1 Инструмент для тески. Подготовка инструмента к работе. Заточка инструмента 1 Инструмент для пиления. Подготовка инструмента к работе. Заточка инструмента 2 Инструмент для строгания. Подготовка инструмента к работе. Заточка инструмента 2 Инструмент для долбления и резания древесины. Подготовка инструмента к работе. Заточка инструмента 2 Сверлильный инструмент. Приспособления для плотничных работ 2 Электрифицированный ручной инструмент 2 Электрифицированный ручной инструмент 2 Практические занятия 8 2
Изучение нормокомплекта инструмента плотника. Устройство электрифицированного инструмента и машин. Тема 1.2.
Выбор и подготовка материалов для плотничных работ Содержание 6 Сортировка и складирование древесины и пиломатериала 2 1
Разметка древесины 2 Приемы разметки древесины 2 Тема 1.3.
Основные технологические операции ручной обработки древесины Содержание 24 Рабочее место столяра, плотника (верстак) 2 1
Основы резания древесины 2 Техника безопасности при резании древесины 1 Теска древесины 2 Пиление древесины 2 Строгание древесины 2 Долбление и резание древесины 2 Сверление древесины 2 Практические занятия 11 2
Строгание древесины: заполнение таблицы «Профили строгания» Изучение устройства рубанка. Изучение элементов резца. Заполнение таблицы «Виды резания в зависимости от направления волокон». Изучение видов пил, форм зуба пилы, элементы пилы. Инструменты для долбления. Составление технологии долбления гнезд. Виды и строение сверл. Конструкционные элементы коловорота. Технология заточки ножей для рубанка Тема 1.4.
Сопряжение деревянных элементов Содержание 26 Основные виды и назначение соединений элементов 1 1
Классификация плотничных соединений 1 Соединения по ширине, по длине, высоте 2 Сплачивание досок и щитов 2 Угловые соединения 2 Шиповые соединения 2 Крестообразные соединения 2 Соединения элементов на нагелях 2 Соединения элементов на гвоздях, шурупах 2 Соединения на клею 2 Практические занятия 8 2
1. Заполнение таблиц:
«Название и краткая характеристика соединения»,
«Виды сращивания»,
«Виды сплачивания»,
«Виды шиповых соединений»,
«Виды склеивания» Примерная тематика домашних заданий:
Изучение СНиП на плотничные работы
Породы деревьев, применяемых в плотничных работах.
Технологические свойства древесины.
Изучение строения, назначение и промышленного применения дерева.
Составление номенклатуры пиломатериалов.
Круглые лесоматериалы.
Составление таблиц разметочного и измерительного инструмента.
Подготовка к работе инструментов пиления древесины.
Вспомогательные инструменты и работа с ними. Раздел 2. Установка несущих конструкций деревянных зданий и сооружений. 114 Тема 2.1.
Общие положения по ведению монтажных работ Содержание 16 Основные элементы деревянных частей зданий и деревянных конструкций и требования, предъявляемые к ним 2 1
Монтажное оборудование и приспособления. Канаты. Стропы. Блоки, сжимы, коуши 1 Лебедки, краны. Правила перемещения и складирование грузов малого веса 1 Сборные деревянные дома. 2 Каркасные дома 2 Деревянные панельные дома 2 Практические занятия 6 2
Составление таблиц:
«Конструкции деревянных зданий и их описание»
«Конструктивные элементы зданий и требований, предъявляемых к ним» Тема 2.2.
Сборка и установка каркасных стен, деревянных перегородок и деревянных перекрытий Содержание 26 Сборка и монтаж каркасных стен 1 1
Сборка и монтаж стен деревянных панельных домов из вертикальных панелей 1 Устройство чистых обшивок. Материалы для обшивок 2 Устройство перегородок. Устройство сплошных перегородок 2 Устройство каркасно-обшивных перегородок. 1 Устройство панельно-щитовых перегородок 1 Монтаж перекрытий 2 Устройство балочных перекрытий 1 Устройство панельных перекрытий 1 Устройство цокольных перекрытий 1 Устройство чердачных перекрытий 1 Устройство деревянных каркасов для подвесных потолков. Обшивка потолков 1 Устройство подвесных потолков по деревянным каркасам 1 Устройство временных сооружений. Сборка шпунтовых свай 2 Практические занятия (при наличии, указываются темы) 8 2
Составление технологических карт сборки и установки стен Составление инструкционно-технологических карт сборки и установки перегородок и перекрытий Тема 2.3.
Устройство дощатых полов Содержание 18 Устройство дощатых полов 2 2
Устройство однослойных дощатых полов 2 Укладка лежней и дощатых настилов 1 Укладка досок пола с помощью сжимов 1 2
Устройство щитовых полов 2 Настилка досок пола паркетным способом 2 2
Покрытие полов древесностружечными плитами 1 Устройство нижнего дощатого настила в двухслойных полах (черных полов) 1 Установка плинтусов и галтелей 1 Практические занятия 5 2
Составление инструкционно-технологических карт устройства дощатых полов Тема 2.4.
Сборка крыш и устройство кровель Содержание 24 Кровельные работы. Общие сведения о крышах как защитных конструкциях. 2 Виды и конструктивные особенности скатных крыш 2 Виды рулонных и штучных кровельных материалов 2 Очистка рулонных кровельных материалов от посыпки 1 Способы разметки простых крыш 1 Сборка крыш 2 Укладка мауеэрлатов 1 Устройство наслонной стропильной системы 1 Способы покрытия крыш насухо рулонными и штучными кровельными материалами 1 Устройство рулонных кровель насухо с прошивкой гвоздями и кровель из штучных материалов 1 Покрытие скатов крыш асбоцементными листами и плитками 1 Обделка свесов, примыканий, коньков, ребер и слуховых окон 1 Способы разборки простых кровельных покрытий из рулонных и штучных материалов 2 Ремонт кровельных покрытий 2 Практические занятия 4 2
1. Составление инструкционно-технологических карт устройства крыш Тема 2.5.
Обработка поверхностей Содержание 20 Выполнение осмолки, обивки войлоком и толем элементов деревянных конструкций 2 Заполнение стыков уплотнительной массой 1 Отделка поверхности сухой штукатуркой 1 Обшивка стен и потолков под штукатурку и облицовку 2 Способы выполнения конопатки стены и оконных проемов 2 Защита древесины от гниения и повреждения насекомыми 2 Пропитка деревянных конструкций антисептическими и огнезащитными составами 2 Огнезащитная обработка древесины 2 Способы антисептирования. Сухое антисептирование 2 Практические занятия 4 2
Подбор состава антисептических и огнезащитных составов Устройство краскопульта и распылителя Тема 2.6.
Организация труда при выполнении плотничных работ Содержание 10 1
Понятие о строительном производстве и строительных процессах 1 Строительные рабочие и организация труда. Профессиональный стандарт 1 Место плотничных работ в общестроительном производстве. Виды плотничных работ. 2 Контрольные мероприятия по выполнению строительных работ. Требования СНиП при производстве плотничных работ 1 Виды и назначение технологических карт. Карты трудовых процессов. 1 Организация и содержание рабочего места для плотничных работ 2 Практические занятия 2 2
1 Организация рабочего места плотника Примерная тематика домашних заданий:
Характеристика, конструкции и назначение деревянных домов.
Виды и технология устройства чистых обшивок современными материалами.
Технология устройства подвесных потолков из современных материалов.
Индивидуальное и малоэтажное строительство.
Требования к качеству выполнения строительных работ.
Современные формы организации труда рабочих.
Организация контроля в строительстве и оценка качества работ. Раздел 3. Выполнение работ по устройству лесов, подмостей, опалубки. 26 Тема 3.1.
Монтаж (демонтаж) лесов, подмостей, опалубки. Содержание 26 1
Требования безопасности труда при устройстве лесов, подмостей, опалубок 2 Устройство опалубки. Выбор типа опалубки 1 Выбор конструкции опалубки. Установка опалубки 1 Опалубки для ленточных прямоугольных фундаментов 2 Опалубки прямоугольных фундаментов под колонны 1 Опалубки ступенчатых фундаментов под колонны 1 Опалубка прямоугольных колонн 2 Опалубка балок и прогонов 1 Опалубка стен 1 Разборка опалубки 2 Устройство лесов. Сборка, установка и демонтаж лесов 2 Устройство подмостей. Установка и демонтаж подмостей 2 Практические занятия 8 2
Выбор типа опалубки для фундаментов, колонн, балок и прогонов, стен Составление инструкционно-технологических карт устройства опалубки Примерная тематика домашних заданий
Технология устройства опалубки различного назначения. 18 Раздел 4. Конструкции и установка основных изделий 16 Тема 4.1.
Конструкции
основных столярных изделий Содержание 8 1
Общие сведения об оконных и дверных блоках 2 Установка наличников, плинтусов, подоконников 2 Практические занятия 4 2
1. Составление инструкционно-технологических карт монтажа столярных изделий Тема 4.2. Монтаж столярных изделий Содержание 8 Установка оконных блоков 2 1
Установка дверных блоков 2 Установка наличников, плинтусов, подоконников 2 Практические занятия 2 2
1. Составление инструкционно-технологических карт монтажа столярных изделий Примерная тематика домашних заданий
Конструкции оконных и дверных блоков.
Виды наличников, плинтусов, подоконников.
Изготовление столярных соединений
Выполнение комплексных работ по изготовлению столярных изделий
Изготовление заготовок для столярно-строительных изделий на станках
Изготовление фрезерованных деталей
Сборка и комплектование оконных и дверных блоков 14 Раздел 5. Ремонт плотничных конструкций 30 Тема 5.1.
Ремонт несущих деревянных конструкций, крыши Содержание 14 1
Смена венцов бревенчатых домов 1 Смена брусьев брусовых домов 1 Ремонт крыш 2 Разборка и смена мауэрлатов 1 Разборка и смена наслонных стропил 1 Ремонт стропил 2 Ремонт дощатой кровли 1 Ремонт шиферной кровли 1 Практические занятия 4 2
1. Составление технологии ремонта конструкций Тема 5.2.
Ремонт перекрытий и стен Содержание 8 Ремонт балочных перекрытий. Разборка и смена балок 2 1
Разборка и смена прогонов 2 Смена междуэтажных и чердачных перекрытий 2 Ремонт каркасных стен 2 Тема5.3.
Ремонт дощатых полов Содержание 2 Ремонт полов. Перестилка верхних дощатых покрытий (чистых полов). 1 1
Разборка и смена лаг. 1 Тема 5.4.
Ремонт оконных и дверных блоков. Содержание 6 Ремонт оконных блоков 2 1
Ремонт дверных блоков 2 Практические занятия 2 2
1. Составление инструкционно-технологической карты ремонта оконных и дверных блоков Примерная тематика домашних заданий
Технологии ремонта крыш, перекрытий, полов, оконных и дверных блоков. Раздел 6. Техника безопасности и охрана труда в строительстве 22Тема 6.1.
Техника безопасности на строительстве. Содержание: 22 Основные положения об охране труда. Государственный надзор 1 1
Ответственность за нарушение охраны труда. 1 Правила внутреннего распорядка и трудовая дисциплина 1 Производственный и бытовой травматизм. Понятие о профессиональных заболеваниях. 2 Несчастные случаи при производстве строительных работ. Порядок расследования несчастных случаев 2 Порядок проведения инструктажа и обучение рабочих безопасным методам труда. Оформление результатов инструктажа и обучения рабочих. 1 Общие требования безопасности труда на строительной площадке. Понятие об опасной зоне. Требования к устройству и содержанию проходов и проездов. Оградительная техника: значение оградительной техники, предохранительных устройств. 1 Звуковая и световая сигнализация, предупредительные и запрещающие плакаты и надписи, знаки безопасности. 1 Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Причины электротравматизма в строительстве и меры его предупреждения. 1 Защита от поражения электрическим током. Средства индивидуальной защиты. Первая помощь пострадавшим от электротока 1 Противопожарные мероприятия на деревообрабатывающем предприятии и строительной площадке 1 Классификация взрывоопасных и пожароопасных помещений. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении работ по профессии 1 Меры безопасности при работе с электрифицированным инструментом и деревообрабатывающими станками. 2 Правила безопасности при производстве плотничных и столярных работ с уровня перекрытия и подмостей. Требования к организации рабочего места плотника. Санитарно-гигиенические и экологические нормы при выполнении плотничных работ. 2 Оказание первой медицинской помощи при ранениях, ушибах, вывихах 1 Первая медицинская помощь при растяжении, ожогах, отравлениях, обмороках 1 Практические занятия 2 2
1. Составить таблицу: Права и обязанности работника строительного предприятия в области охраны труда 2. Разобрать, проанализировать решить трудовую ситуацию: например, спор по нарушению работодателем статьи трудового кодекса 3. Определить факторы риска при выполнении плотничных работ в бригаде. Примерная тематика домашних заданий
Мероприятия, обеспечивающие охрану труда работников в строительстве.
Технология антисептирования и огнезащитной обработки древесины: виды и устройство временных сооружений. 4 Всего: 4. условия реализации программы МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация адаптированной программы специальной технологии Выполнение плотничных работ предполагает наличие учебного кабинета «Технология столярно-плотничных работ», учебной мастерской столярно-плотничных работ.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
-комплекты инструкционно-технологических карт и бланков технологической документации;
-наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты и действующие устройства);
-комплект инструментов и приспособлений;
-нормокомплект плотника.
Технические средства обучения: компьютеры, аудиоколонки, медиапроектор, программное обеспечение, видеофильмы, телевизор, видеомагнитофон.
Реализация адаптированной программы предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Оборудование учебной мастерской столярно-плотничных работ: натуральные образцы, макеты, модели, схемы применяемый инструмент и приспособления, инструкционно-технологические карты, технологическая документация.
Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной программы должно отвечать особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим отражена специфика требований к доступной среде, в том числе:
организации безбарьерной архитектурной среды образовательной организации;
организации рабочего места обучающегося;
техническим и программным средствам общего и специального назначения.
Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Доступ к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья должен быть обеспечен предоставлением ему не менее чем одного учебного, методического печатного и/или электронного издания по адаптированной программе в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Клюев Г. И. Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы повышенной сложности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. И. Клюев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с. (Повышенный уровень подготовки)
Степанов Б. А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с.
Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Учеб. для нач. проф. образования. – 2-е изд., стер. - М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 352 с.
Дополнительные источники:
Рыкунин С. К. Технология деревообработки / С. Н.Рыкунин, Л. Н. Кандалина. — М.: издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
Уголев Б. Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. – 3-е изд., перераб. И доп. – М: Изд-во Моск. гос. инст-та леса, 2001. – 531 с.
http://remont.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000005/index.shtmlhttp://www.podokonnik700.ru/http://www.telenir.net/hobbi_i_remesla/stoljarnye_plotnichnye_stekolnye_i_parketnye_raboty_prakticheskoe_posobie/p4.phphttp://labstand.ru/catalog/stroitelstvo/prezentatsii_i_plakaty_tekhnologiya_stolyarnykh_plotnichnykh_i_stekolnykh_rabot_5746/http://www.baurum.ru/_library/?cat=buildingmaterialshttp://fictionbook.ru/author/litagent_yenas/stolyarniye_plotnichniye_stekolniye_i_pa/http://www.e-reading.link/book.php?book=132135Библиотекарь.Ру. – Столярное дело. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-29/26.htm, свободный. (Дата обращения 20.05.2012г)
TECHNOLOGYWOOD.RU – Столярно-строительные изделия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.technologywood.ru, свободный. (Дата обращения 20.05.2012г)
WOOD.RU – Столярные соединения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wood.ru/ru/ddki01.html, свободный. (Дата обращения 20.05.2012г)
Либрусек - Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы/практическое пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/178080/read, свободный. (Дата обращения 20.05.2012г)
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса по адаптированной программе осуществляется в соответствии:
- с программой, с расписанием занятий;
- с требованиями к результатам освоения: освоенным видам профессиональной деятельности, практическому опыту, знаниям и умениям.
В процессе освоения модуля используются активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов: деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, анализ производственных ситуаций, и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных навыков и общих компетенций обучающихся.
Обучающимся обеспечивается возможность формирования индивидуальной траектории обучения в рамках программы; организуется самостоятельная работа обучающихся под управлением преподавателей и предоставляется консультационная помощь.
Освоение программы сопровождается системой оценивания, завершается аттестацией обучающихся с обязательным выполнением итоговой практической работы.
Освоению программы идет параллельно с изучением дисциплины Основы материаловедения.
Рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе преподавателя с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем, мастером производственного обучения: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа.
Индивидуальные консультации по предмету становятся важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем (мастером производственного обучения) и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе таких консультаций снимается много вопросов, связанных с индивидуальным темпом освоения учебного материала этой категории обучающихся.
При наличии в учебных группах обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо отводить больше времени на индивидуальную работу с этими обучающимися, так как у них есть четко обозначенный запрос на индивидуальную работу, которую можно было бы назвать воспитательно-психологической. Такой запрос является формой поиска эмоциональной социальной поддержки, тогда как запрос на консультации по предмету - формой поиска инструментальной социальной поддержки.
Содержание адаптированной программы каждой из дисциплин (курсов, модулей) рекомендуется размещать в сети Интернет на сайте образовательной организации.
При проведении учебных занятий рекомендуется использование мультимедийных комплексов, электронных учебников и учебных пособий, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин, модулей, практик.
4.4. Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Практика является обязательным разделом адаптированной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.
Для адаптированной программы реализуются все виды практик.
Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются образовательной организацией самостоятельно.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При необходимости для прохождения практики инвалидами создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями.
4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля; опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Педагогические работники должны обязательно пройти повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса.
К реализации адаптированной программы можно привлечь тьюторов, психологов (педагог-психолог, специальный психолог), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тифлосурдопереводчиков.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав:
Преподаватели: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы.
Мастера: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилю обучения; иметь на 1–2 разряда выше по профессии рабочего, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников; должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной программы
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по адаптированной программе, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы адаптированной программы с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной программе кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по адаптированной программе специальной технологии необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.
Формы и методы текущего и итогового контроля по адаптированной программе специальной технологии самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Их необходимо доводить до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации, но не позднее первых двух месяцев от начала обучения.
Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по адаптированной программе специальной технологии.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты
(освоенные виды профессиональной деятельности) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля и оценки
Выполнять основные операции по обработке древесины Обрабатывает лесоматериалы ручными инструментами и электрифицированными машинами с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности:
готовит инструмент к работе;
выполняет сортировку лесо- и пиломатериала;
выполняет разметку;
выполняет технологические операции ручной обработки древесины;
выполняет соединение деревянных элементов. - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах;
-зачет в устной, письменной, тестовой форме.
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный
Оценивается освоение целостной компетенции, а не отдельных знаний и умений в процессе наблюдения за деятельностью обучающегося на рабочем месте и принятия решения по оценке
Устанавливать несущие конструкции деревянных зданий и сооружений. Производит работы по устройству временных сооружений и сборке деревянных домов с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности:
собирать и устанавливает панельные и каркасные стены;
собирает и устанавливает деревянные перегородки;
собирает и устанавливает деревянные перекрытия;
устраивает дощатые полы;
выполняет сборку крыш.
устанавливает дверные и оконные блоки;
собирает и устанавливает временные сооружения - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах;
-зачет в устной, письменной, тестовой форме.
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный
Оценивается освоение целостной компетенции, а не отдельных знаний и умений в процессе наблюдения за деятельностью обучающегося на рабочем месте и принятия решения по оценке
Выполнять работы по устройству лесов, подмостей, опалубки. Выполняет опалубочные работы, собирает и разбирает леса и подмости с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности:
- монтирует (демонтирует) леса, подмости, эстакады;
- монтирует (демонтирует) опалубку, отмостки. - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах;
-зачет в устной, письменной, тестовой форме.
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный
Оценивается освоение целостной компетенции, а не отдельных знаний и умений в процессе наблюдения за деятельностью обучающегося на рабочем месте и принятия решения по оценке
Производить ремонт плотничных конструкций. Выполняет ремонт деревянных конструкций с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности:
- ремонтирует несущие деревянные конструкции;
- ремонтирует крыши;
- ремонтирует перекрытия;
- ремонтирует оконные блоки;
- ремонтирует дверные блоки;
- ремонтирует дощатые полы. - практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах;
-зачет в устной, письменной, тестовой форме.
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный
Оценивается освоение целостной компетенции, а не отдельных знаний и умений в процессе наблюдения за деятельностью обучающегося на рабочем месте и принятия решения по оценке
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только овладение профессиональными видами деятельности в соответствии с требованиями квалификации, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Владеет информацией о профессиональной области, о профессии и основных видах деятельности плотника. Ставит цели дальнейшего профессионального роста и развития.
Адекватно оценивает свои образовательные и профессиональные достижения. Зачет, экзамен, государственная итоговая аттестация
Сбор свидетельств (сертификаты, свидетельства, дипломы, грамоты, видео-, фотоматериалы и др.)
Наблюдение за деятельностью обучающегося
Принятие решения по оценке
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Организует рабочее место в соответствии с выполняемой работой и требованиями охраны труда.
Выбирает оборудование, материалы, инструменты в соответствии с требованиями техники безопасности и видами работ
Предъявляет методы профессиональной профилактики здоровья практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах
Методы контроля: практический, визуальный, самоконтроль
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Выполняет задания, предъявляя интегрированные знания профессиональной области
Контролирует технологию выполнения работ
Выявляет причины возможных дефектов и способы их устранения практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах
самостоятельная, лабораторно-практическая работа
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный, самоконтроль
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Владеет профессиональными определениями, техническими терминами, обозначениями и др.
Владеет различными методиками поиска информации Зачет, экзамен, государственная итоговая аттестация, практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах
самостоятельная, лабораторно-практическая работа
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный, самоконтроль
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Выполняет операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации
Владеет программными, программно-аппаратными и техническими средствами и устройствами, функционирующими на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена Зачет, экзамен, государственная итоговая аттестация, практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах
самостоятельная, лабораторно-практическая работа
Методы контроля: устный, письменный, практический, визуальный, самоконтроль
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Устанавливает адекватные профессиональные взаимоотношения с участниками образовательного процесса
Устанавливает позитивный стиль общения, демонстрирует владение диалоговыми формами общения
Аргументирует и обосновывает свою точку зрения Зачет, экзамен, государственная итоговая аттестация, практическая работа в учебной мастерской или на реальных объектах
самостоятельная, лабораторно-практическая работа в малых группах
Наблюдение за деятельностью обучающегося
Принятие решения по оценке
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных видов деятельности в соответствии с требованиями квалификации и общих компетенций как результатов освоения адаптированной программы.