Модуль Литература Дона в программе по литературному чтению 4 класс


Тематическое планирование модуля : «Литература Дона.»
Тема урока Количество часов Тип урок УУД: Требования к уровню подготовленности учащихся Вид контроля ИКТ
Наглядные пособия Домашнее
задание Дата проведения
Пословицы, поговорки жителей Дона: казаков, армян, калмыков, украинцев. 3ч Урок изучающего чтения Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Показать связь пословиц и поговорок с национальными традициями, образом жизни, исторически прошлым жителей края;
раскрыть их огромное познавательное значение;
донести их могучий воспитательный заряд;
показать роль художественной формы эстетическую ценность пословиц и поговорок: меткость, ритмичность, образность, афористичность, многозначность;
научить использовать пословицы и поговорки в различных речевых ситуациях Сборники поговорок и пословиц.
Презентация.
Видеоролик
http:// аудиохрестоматия.рф\Чтение пословиц и поговорок;
сопоставление их содержания с прозаическими текстами;
оформление карточек для чтения;
участие в игровых формах занятий, в конкурсах на лучшего знатока пословиц;
сбор дополнительного материала;
составление рассказа на тему: «Казак без друзей, что дуб без корней» 6.09,13.09, 20.09
Загадки народов Дона. 2ч Урок изучающего чтения донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала заложенного в загадках;
использовать диагностическую роль загадок для изучения уровня творческого мышления учащихся. Закрепить начальное представление о загадке, её происхождение;
формировать умение объяснять как составлена загадка, какая подходит к ней отгадка;
уметь узнавать загадки среди других произведений устного народного творчества;
донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала заложенного в загадках;
использовать диагностическую роль загадок для изучения уровня творческого мышления учащихся. Сборники загадок .Презентация.
Видеоролик
http:// аудиохрестоматия.рф\Нахождение алгоритма отгадывания и конструирования загадок;
классификация загадок;
поиск их сходства и различия с пословицами и поговорками;
использование различных игровых форм, связанных с разгадыванием загадок;
составление загадок;
раскрытие места и роли загадок в народных сказках;
сравнение загадок донской тематики с известными. 27.09,4.10
Народные песни Дона.
Походные песни
Поехал казак на чужбину далеку.
Ой да, разродимая моя сторонка.
За лесом солнце воссияло.
Трава моя, травка.
Семейные и любовные песни
Я посею лебеду на берегу.
Посидите, гости, побеседуйте.
Сею, вею беленький леночек.
Я по садику ходила.
На улице дождь, дождь.
Ой, да, какой же я наделала беды.
Дедушка, дедушка, седая бородушка. 3ч Урок изучающего чтения содействовать самоформированию учащихся черт личности жителя и патриота донского региона донести до детей уникальность содержания и музыкально-поэтическое оформление донской казачьей песни;
показать отражение в песне народных традиций Сборники песен Дона.
Презентация.
Презентация
http://www.staroeradio/ru |
разучивание песен;
участие в фольклорных вечерах и праздниках 11.10,18.10,
25.10
Народные сказки донского края.
Лиса и рак.
Две козы.
Про царицу Лютру.
Свадебный каравай.
Кот и лиса.
Жбан.
Одноногий журавль.
Глубец и жеребец.
Казак и лиса.
Горе-злосчастье. 7ч
Урок изучающего чтения Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов Раскрыть близость и своеобразие содержания и художественной формы народных сказок различного этноса Дона;
показать, чем интересны и поучительны сказки;
показать, как в сказках раскрываются представления различных национальных групп Дона о смысле жизни, национальном достоинстве, совершённым человеком в соответствии с историческими условиями и этнокультурными эталонами;
формирование умения определять признаки сказки: наличие законченного сюжета, занимательности, необычности, наличие вымысла, воспитательной направленности. Сборники сказок Дона. Иллюстрации сказок.
Презентация.
Видеоролик
http:// аудиохрестоматия.рф\15.11,
22.11,29.11,
6.12,13.12,
20.12,27.12
Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.
А. Скрипов.
Поречни и жемчуг.
Степан и его друзья.
Зурган и венец лебедя.
С вольного Дона выдачи нет.
П. Лебеденко.
Доброе сердце дороже красоты.
Ю. Харламов.
Мальчик из пшеничного зернышка (сказки бабы Груши).
4ч Урок изучающего чтения Содействовать воспитанию учащихся как жителей Дона наследников культуры и истории прошедших поколений дать представление о красоте и богатстве земли донской;
отрабатывать умения выстраивать собственное высказывание на определённую тему. Сборники донского фольклора
Презентация.
Презентация
http://www.staroeradio/ru |
17.01,24.01,
31.01,7.02
Природа донского края.
Ю. Жданов.
Подсолнух. Болотце.
И. Ковалевский.
Скворец. Колокольчик. Помидоры. Синева. «Метеор». Бычок.
Утренний дождик. В осеннем парке. Журавли. Туман и солнце.
Зайчик в зимнем поле. Самый смелый.
Г. Колесников.
Сохраним горицвет. Зяблик.
Загадки, загадки…
Разноцветные воробьи. Ротозей!
Туман. По морям, по волнам.
Н. Костарев.
Хитрый огонек. Дом поехал.
Золотинки. В ночном лесу.
Пчела. Про ершей.
В. Дерябин.
Умная цапля. Лежебока.
Г. Гасенко.
Друзья познаются в беде.
Посметюшек. Захребетники (рассказ старого птицелюба).
Б. Агуренко. Трутни. Капли.
В. Гнутов.Скворцы. Муська, Семка, Галка и бабушка. 5ч Урок изучающего чтения закрепление начального представления о лирике, о роли художественных средств языка;
обогащение знаний и представлений детей о природе родного края Хрестоматия классиков русской литературы
Презентация.
Видеоролик
http:// аудиохрестоматия.рф\конкурс на лучшего чтеца стихотворения,выставка книг 14.02,21.02,
28.02,7.03,
14.03
А.П. Чехов и мир детства.
А.П. Чехов.
Весной.
Белолобый.
Гриша.
Каштанка. 4ч Урок изучающего чтения Ввести учащихся в мир АП Чехова, раскрыть связи его произведений с впечатлениями детства, реализовать развивающие и воспитательные потенциалы чеховских рассказов.
Презентация.
Книги Чехова А.П.
Презентация
http://www.staroeradio/ru |
Самостоятельное чтение, составление плана и пересказ произведений. Организация книжной выставки 4.04,11.04,
18.04,25.04
Поэты Дона о родном крае.
Н. Доризо.
Песня о Доне.
Л. Шемшелевич.
Рыбацкая примета.
Б. Куликов.
Кони.
В.К. Жак.
Настоящая осень. Мой лес.
Зачем спрятали зернышко?
А в каком мы классе? Возьми книгу в руки и не будет скуки (итоговый урок) 4ч Урок изучающего чтения обобщить знания и представления детей о литературе донского края расширение круга знаний школьника за счёт введения в содержание образования донской поэзии о родном крае;
воспитание чувства красоты, эстетического отношения к природе и любви детей к малой Родине, обобщить знания и представления детей о литературе донского края Сборники поэтов Дона.
Презентация.
Презентация
http://www.staroeradio/ru |
Участие в конференции и книжной выставки. чтение и анализ произведений лирического жанра;
участие в конкурсе на лучшего чтеца
2.05,16.05,
23.05,30.05
Всего : 32ч