Конспект брейн-ринга Ура, каникулы!


Брейн-ринг
«Ура, каникулы!»
Цель: Создание условий для развития интеллектуальных способностей воспитанников детского дома.
Задачи:
Развивать внимание, логику, нестандартность мышления;
Способствовать формированию у воспитанников мотивации к учению;
Учить применять ранее полученные знания в новой ситуации;
Развивать умения коллективного поиска ответов на вопросы, сплочение коллектива;
Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным детям;
Представить обучение как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.
Игра для воспитанников детского дома 13-15 лет
Место проведения: актовый зал
Оборудование: секундомер; карточки с заданиями, столы, стулья для команд; сигнальные карточки; протокол игры для жюри; звуковое оформление; наградной материал: призы и грамоты; сова – символ игры.Ход игры
Ведущий:  Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники брейн-ринга. Сегодня в нашей игре принимают участие 3 команды (перечисляет названия команд). Это сильнейшие представители 2,13,14 групп.
Ведущий:  Участники игры продемонстрируют сегодня свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области изучаемых в школе наук: литературы, русского языка, истории, географии и математики.
Слово «брейн» в переводе с английского означает «мозг, ум», значит на интеллектуальном ринге сегодня будет состязание лучших умов.
Ведущий:  Давайте познакомимся с правилами игры.
Правила игры:
проводим 4 раунда;
в каждом раунде будут разыгрываться вопросы, за каждый правильный ответ – 1 балл;
время на обсуждение вопроса – 30 секунд;
до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;
команда должна опередить соперника в решении вопроса. Если предыдущий ответ дан не верно, то противник имеет право ответить и получить балл;
если команды дают неправильный ответ, то могут отвечать зрители;
победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 4 турах;
в ходе игры определяется также лучший игрок от каждой команды;
для поддержания дисциплины во время игры жюри можно снимать баллы командам за нарушение правил игры и порядка.
Ведущий: Представление жюри.
Итак, команды готовы? Тишина! Мы начинаем!
1 раунд «Русский язык и литература»
Какого рода слова: рояль, тюль, мозоль, пианино, жюри, ДК, такси? (Команды записывают слова на лист и обсуждают)
Ответ: рояль – м. р., пианино – ср. р., такси – ср. р., жюри – ср. р., тюль – м. р., ДК – м. р., мозоль – ж. р.Пред вами слова, в которых необходимо правильно расставить ударения и объяснить значения слов.
торты (кондитерское изделие)
балуюсь (шалить, забавляться)
комбайнер (водитель комбайна)
тефтели (кушанье из мясного фарша)
мельком (бегло)
щавель (растение)
силос (ком для скота)
квартал (часть города)
Вопросы из области литературы
Великий   учёный,   поэт,   основатель   МГУ   (М. В. Ломоносов)
Терпи   казак - атаманом   будешь»   (из   какого   произведения   и чьи   слова). (Тарас Бульба - произведение   Гоголя)
«Береги   честь смолоду». Эпиграф   к   какому   произведению?   («Капитанская   дочка» А.С.Пушкина)
Чьи   это   слова: «Ты   всё   пела,   это   дело,   так   поди-ка   попляши»   (Крылов   «Стрекоза   и   Муравей)
Из какого произведения слова: «Смешались   вместе   кони,   люди,   и   залпы   тысячи   орудий   слились   в   протяжный   вой»   (М. Ю. Лермонтов   «Бородино»)
«Но   я   другому   отдана   и   буду   век   ему   верна»   (А. С. Пушкин   «Евгений   Онегин»)
«Быть   или   не   быть: вот   в   чём   вопрос»   (Шекспир   «Гамлет»)
Вопросы из области «Сказки»
Сколько денег нашла Муха-Цокотуха? (Одну)
Сказка о пользе коллективного труда («Репка»)
Сколько корочек хлеба заказал Буратино? (три)
Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (30 лет и 3 года)
Сколько раз колобку удалось избежать "смерти"? (три)
Сколько человек тянули репку в сказке "Репка"? (три)
Сколько детей было у крокодила в сказке "Мойдодыр"? (двое)
Сколько ткани потратили портные на платье короля в сказке "Голый король"? (нисколько)
5. Вспомните и запишите пословицы по двум словам
Поспешишь - насмешишь
Отмерь - отрежь
Посеешь - пожнёшь
Счастье - несчастье
Кататься - возить
Колодец - вода
6. Разгадай ребусы

2 раунд «Математика»
Сколько секунд в часе? (3600)
Решите задачу

Вопросы из серии «Занимательные задачи»
Три курицы за три дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут шесть куриц за 6 дней? (двенадцать)
Шла старуха в Москву. Навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (одна старуха)
Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах? (3 кг)
Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)

3 раунд. «История»
Вопросы из области истории
Что означало выражение эпохи средневековья «Что с возу упало, то пропало»? (Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли.)
От чего погибнет тот, кто к нам с мечом придет? Чьи это слова?
В какой стране стали впервые пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? ( В Китае, бумагу и фарфор изобрели также в Китае)
Знатные, знаменитые люди, советники фараона (Вельможи)
Как называются значки египетской письменности? (Иероглифы)
На чем писали в Двуречье? (на глиняных табличках)
О ком писал А.С. Пушкин: «То академик. То герой, то мореплаватель, то плотник»? (О Петре 1)
Что до Петра I считалось «смертным грехом» для бояр и дворян? (Бритье бороды)
1240 год Александр Ярославович разбил шведов. О каком событии идет речь? (Невская битва)
«Они вошли в историю»
Назвать имена лиц, представленных на фотографиях, вошедших в мировую историю.
4 раунд «География»
Вопрос – ответ (можно выдать участникам карту мира)
Какая река течёт от буквы «А» до буквы «Я»? (От буквы А до буквы Я течёт река Амударья)
Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны? (Подошва.)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Первая русская женщина космонавт (Валентина Терешкова)
Какое море самое теплое на земном шаре? (Красное)
В каком море ловят рыбу жители трёх частей света? (Красном)
Какая река самая длинная? (Нил)
Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
Какая река самая полноводная в мире? (Амазонка)
На каком материке нет ни одной реки? (Антарктида)
2. Географические загадки
Кругом вода, а с питьём – беда. (Море, океан)
Из воды родится, а воды боится. (Снег)
Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет. (Лист)
Шар воздушный золотой,
Над рекой остановился.
Покачался над водой,
А потом над лесом скрылся. (Солнце)
Растет она вниз головою, ни летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет, заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Зимой – звезда, весной – вода. (Снежинка)
Пушистая вата плывёт куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Прозрачен, как стекло, но не вставишь в окно. (Лёд)
3.Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
_ _ СТО _  -  сторона света.
(Восток.)
_ СТО _  -  начало реки.
(Исток.)
СТО _ _ _ _  -  главный город страны.
(Столица.)
_ СТО _ _ _  -  государство в Прибалтике.
(Эстония)
_ _ _ _ СТО _ _ _ _  -  героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.
(Севастополь.)
_ _ _ _ _ _ _ СТО _  -  город РФ, порт на Тихом океане.
(Владивосток.)
СТО _ _ _ _ _ _  -  столица Швеции, порт на Балтийском море.
(Стокгольм.)
_ _ _ СТО _ _ _  -  имя мореплавателя, открывшего Америку.
(Христофор Колумб.Экологические задания
Как называют тучу, образующуюся над большими городами и содержащую пыль, газы, сажу? (Смог)
Территория, в которой сохраняются типичные или уникальные для определенной территории природные комплексы, разрешены научные исследования. (Заповедник)
Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас сомнение. Как обезопасить себя с помощью простых и надежных средств? (Кипячение воды)
Назовите естественные фильтры в природе? ( Песок, известняк)
Почему нельзя сжигать мусор? ( Кроме натуральных веществ, люди выбрасывают синтетические вещества. При их сгорании выделяются ядовитые вещества. Поэтому мусор надо подвергать захоронению дальше от жилых кварталов)Ведущий: Вот и подошла к завершению наша игра.
Пока жюри подводит итоги игры, для зрителей тайм-аут.
1. От кого Айболиту пришла телеграмма? (от гиппопотама)
2. Часть слова, стоящая после корня? (суффикс)
3. У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (осина)
4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
5. Сколько ног у паука? (восемь)
6. Каким гребешком не причешешься? (петушиным)
7. Пингвин - птица или животное? (птица)
8. Где у кузнечика ухо? (на ноге)
9. Кто собирает яблоки спиной? (еж)
10. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (умирает)
11. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
12. Кто спас Муху-Цокотуху? (комар)
13. Часть слова, стоящая перед корнем? (приставка)
14. Наука о растениях (ботаника)
15. Какое колесо у машины не крутится? (запасное)
16. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
17. Какой цветок имеет и женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
Награждение команды победителей. Награждение лучших игроков из команд-участников.
Список использованной литературы
1. Банчуков Р.В. Смекалка/ Р.В.Банчуков. – М.: Просвещение, 1985
2. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
3. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи //РЯШ. - 1996 - №1
4. http://zanimatika.narod2.ru/Book3.htm