Разработка урока по окружающему миру на тему Плесневые грибы. Съедобные и ядовитые грибы (2 класс) УМК ПНШ


Урок окружающего мира, 2 класс
Тема: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Цели урока: На примере исследовательской работы выяснить, какое место плесень занимает в мире живых организмов, какими свойствами обладает.
Расширение знаний о грибах съедобных и ядовитых.
Задачи: Представить результаты исследовательской работы: описать эксперименты, сделать выводы.
Получить оценку исследовательской работы от медицинского работника.
Расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.
Обобщить знания детей о съедобных и ядовитых грибах своего края.
Ход урока:
Орг. м.: Сегодня нас ждет очень насыщенная программа на уроке, предстоит , я бы сказала- научный серьезный разговор, и я надеюсь, вы возьмете для себя много полезной информации. Обратите внимание, у нас на уроке гость – медицинский работник, мы ей присвоили звание старшего научного сотрудника, она будет сегодня нам помогать, слушать вас, может быть кое-что расскажет сама из своей работы. Некоторые ребята сегодня также выступят в роли научных сотрудников, но так как мы еще только учимся, звание у них будет- младший научный сотрудник.
-Вспомните, пожалуйста, о чем мы вели разговор на последнем уроке окр. мира?
-Как думаете, о чем будем вести речь сегодня?
Да, тема нашего урока- Грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Вот план:
Исследовательская работа по теме « Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? Строение плесени»
-Эксперимент № 1.
-Эксперимент №2.
Полезная плесень.
Плесень опасна!
Вывод.
Оценка работы Старшим научным сотрудником.
Советы мед. работника
Грибы съедобные и ядовитые.
Итог урока
Исследовательская работа:
1 ученик:
На последнем уроке окружающего мира мы с вами познакомились с темой «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?» Учительница предложила выполнить практическую работу дома по выращиванию плесени на кусочке хлеба. Мы много раз видели плесень и раньше, но самое интересное началось после того, как мы посмотрели на неё сквозь увеличительное стекло. Нас всё это очень заинтересовало. Мы решили продолжить свои эксперименты, вот что у нас получилось:
Цель работы:
Выяснить какое место плесень занимает в мире живых
организмов, какими свойствами обладает.
Задачи:
Вырастить объект исследования в домашних условиях.
Изучить условия и особенности развития и размножения плесени.
Выяснить и изучить её влияние на окружающий мир и человека.
Гипотезы:
-В каких условиях живёт плесень?
-Узнать строение плесени
Методы исследования:
1. Изучение научно-познавательной литературы.
2. Опытное исследование, наблюдение.
3. Эксперимент с целью определения условий образования и роста плесени.
4. Практическая работа.

Чтобы облегчить описание живого мира, учёные объединили живые существа в группы им подобным. Самые большие группы назвали царствами. Все животные входят в животное царство, растения – в царство растений. Учёные долго спорили, а куда отнести грибы- на животных они не похожи, с растениями тоже мало общего. После всех споров грибы выделили в отдельную группу, и назвали её «Царство грибов». Мы уже знаем, что плесень- это тоже грибы. Мы с ребятами попытались вырастить плесень дома. С помощью экспериментов выяснили, какие условия нужны для роста плесени?
Вы помните, на последнем уроке мы с вами решили провести опыт, вырастет ли плесень на кусочке хлеба,
- помните, что мы для этого делали?
Эксперимент № 1.
Цель: определить условия образования и роста плесени.
Оборудование: 4 кусочка хлеба, тарелки, целлофановый пакет, холодильник, вода, влажная земля.Описание: я взял 4 кусочка белого хлеба. Первый – положил на тарелку, поставил на полку на кухне (температура воздуха +24). Второй – поместил в пакет и тоже разместил на полке, третий – положил в холодильник (температура +7 градусов), четвертый - намочил чуть-чуть водой и положил в тарелку, добавил на дно влажной земли, закрыл сверху другой тарелкой, поставил в теплое место (+28 градусов).

Каждый день я осматривал хлебные кусочки, и первые изменения заметил на 3 день у 4 кусочка. На хлебе появилось пятно плесени. Другие кусочки оставались без изменений, правда, первый и третий слегка подсохли.
На четвертый день исследования изменения появились на втором, (в целлофановом пакете). Первый и третий окончательно высохли . На кусочке в тарелке плесень чувствовала себя хорошо и разрасталась.
Вывод: из данного эксперимента следует, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и отсутствие воздуха. Я выяснил, что плесени лучше  во влажной теплой и тёмной среде. Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение, чтобы плесень не появилась у нас в квартире.
ТАБЛИЦА
Распространение плесени № 1 Хлеб на тарелке на полке при комнатной температуре №2 Хлеб в пакете на полке при комнат температуре №3 Хлеб в холодильнике на тарелке №4 На тарелке хлеб + влажная земля, мало воздуха, в теплом месте
14.01.2016 - - - -
15.01.2016 подсох - - -
16.01.2016 высох + подсох +
17.01.2016 высох + высох Появилась плесень
18.01.2016 Высох, плесени нет Появилась плесень Высох, плесени нет Плесень разрослась
Опыт № 2.
Цель опыта: узнать строение плесени.
Оборудование: Увеличительное стекло, кусочек плесени.
Описание:
Я поместил под увеличительное стекло кусочек плесени. Мы видим, что она состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображение похоже по своему строению на гриб мукор.

Вывод: Значит, плесень относится к царству грибов. Во-первых: питается готовыми органическими веществами, во-вторых: неподвижна, в-третьих: растет все время.
Спасибо, ребята, кое что хочу напомнить вам:
Мукор– является наиболее часто встречающимся видом плесени. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. На их концах образуются чёрные головки – спорангии. В головках (спорангиях) созревают споры. Плесневые грибы размножаются спорами. Когда споры созревают, головки лопаются. Споры разносятся ветром (потоком воздуха) и находятся в воздухе помещений. Вот и объяснение непонятному «дымку», который мы замечаем , когда открываем пакет с плесневелым хлебом. Мукор (белая плесень) часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого налёта.
Роль плесени в жизни человека. (сообщения)
Оказывается, жить без грибов нельзя. Вот почему: в природе есть немало полезных грибов, и даже плесени.
Например, кефир изготавливают с добавлением специального грибка. Мы пьем его с удовольствием, он помогает нашему пищеварению.
Есть такой грибок- пеницил рокфориум, его добавляют в сыры. Сыр мы тоже очень любим кушать, он полезен.
Хлеб невозможно испечь без дрожжей- а это тоже гриб.
Но самое главное- это то , что грибок под названием пеницилл даже спасает человека от многих заболеваний. Ученые изобрели лекарство, в которое тоже добавляют этот грибок, а мы им лечимся.
Даже в авиации применяют плесневые грибы – при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке.
А еще некоторые грибки используют при очистке воды.
Плесень- серьёзная проблема. Мы привыкли к запаху плесени, входя в подъезд старого дома. В нашей ванной комнате есть черный грибок, и в погребе тоже она есть. Но нам она не мешает.
Правда, потом удивляемся, почему у нас аллергия, почему так тяжело дышится, почему дом гниёт, а ремонт надо делать каждый год.
Оказывается, причина этому- плесень, грибок. Он все время растет, его споры проникают к нам в нос, в дыхательные пути, становится тяжело дышать, мы начинаем болеть.
Плесень часто встречается и на продуктах, которыми мы питаемся- хлеб, варенье, фрукты…
Нельзя принимать в пищу продукты, поражённые плесенью. Ведь там содержится яд. Человек может тяжело заболеть и попасть в больницу с отравлением.
Подведем итог нашей работе:
Заключение.
Благодаря своей работе мы сделали выводы:
1. Плесень является живым организмом.
2. Плесень относится к царству грибов.
3. Изучили строение плесени и выяснили, какие условия нужны для её роста.
А так же сделали вывод о том, что:
1. Нужно регулярно делать влажную уборку.
2. Проветривать комнату.
3. Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты.
И в заключении я хочу сказать: Не надо бояться плесени, она приносит человеку много пользы, но надо учиться жить с плесенью в дружбе, очень осторожно!
Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо – формирует почву, даёт нам лекарства, сыр и хлеб!
У нас сегодня на уроке присутствует мед. Работник в качестве старшего научного сотрудника. Этот человек знает достаточно много про грибы, в том числе про плесневые, ей даже приходится работать с лекарствами, изготовленными на основе грибов. Мы хотели бы услышать ваше мнение по поводу исследований, которые мы провели.
Возможные вопросы:
-а нужно ли вообще знать нам с ребятами о таких грибах, как плесень?
-расскажите нам о заболеваниях, которые они могут вызвать.
-как в медицине используют некоторые виды грибов?
- какие советы вы нам можете дать, как нам вести себя, ведь этот гриб мы очень часто встречаем в жизни?
Физминутка:
Спасибо всем, переходим к следующему пункту нашего плана.
Загадки:
Вдоль лесных дорожекМного белых ножек.В шляпках разноцветных,Издали заметных, собирай,Не мешкай, — это...
Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я...
Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу
Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый... (мухомор).
В лесу есть грибы, что не надо искать, Много растет их на каждой полянке, Но эти грибы нельзя трогать и брать – Яд в них опасный. Это - …
Серенькие шапочки, рябенькие ножки, под березой растут, как же их зовут?
-Что объединяет все эти загадки?
Вам знакомо слово «Микология»?- это наука о грибах. Ученые-микологи исследуют грибы, изучают их строение, где они растут, какие из них можно употреблять в пищу, а какие содержат яд. Я знаю, что девочки готовили нам материал по этой теме, давайте их послушаем:
Съедобные грибы
Ядовитые грибы
Съедобные грибы: Грибы — сытный, питательный продукт.
По калорийности не уступают хлебу и мясу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные в 2 раза сытнее яиц, колбасы.
1кг грибов – это 3кг рыбы или 5 кг картофеля.
Подосиновик. Славится своим хорошим вкусом в жареном виде, используется также для супа и сушки.
Подберезовик. По вкусу подберезовики мало уступают белым грибам, их также жарят, варят, маринуют, солят, сушат. Рекомендуется только отрезать нижнюю
половину ножки: она волокнистая, жесткая.
Опята. Широко распространено и другое его название - осенний гриб. Особенно хороши опята для засола и маринования, но их можно и жарить, варить. Рекомендуется употреблять только шляпки, потому что ножки волокнистые, малосъедобны.
Лисичка. Обладает приятным вкусом, только немного
жестковата. Лисички можно варить, жарить, мариновать и солить. Молодые лисички
намного вкуснее, чем перезревшие.
Белый гриб.В некоторых местностях его называют также боровик, беловик или коровняк. Растет в хвойных лесах. Это самые лучшие грибы. Их жарят, варят, маринуют, солят и сушат.
Масленок. Растет тоже в хвойном лесу. Его можно жарить, солить, мариновать, варить суп. Кожицу со шляпки снимают., она горькая.
Несъедобные грибы: На территории России насчитывается свыше 100 видов съедобных грибов, однако в пищу употребляют чуть более 30 видов грибов, потому что остальные- несъедобные, или вообще ядовитые.
Бледная поганка. Самый опасный гриб. Встречается она часто. Неопытные
грибники иногда путают ее с шампиньонами или сыроежками.
Мухомор. Очень ядовитый гриб. Мухомор обладает наркотическим и опьяняющим свойством. Опасен для жизни человека.
Ложные опята. Часто в наших лесах встречаются и ложные опята. Растут они, как
и съедобные, тесными группами на пнях или около них.
Желчный гриб и сатанинский гриб. Эти грибы имеют опасное сходство с белым. Это несъедобный желчный гриб (очень горький на вкус) и ядовитый сатанинский.
Ядовитые грибы - обладают токсичностью, не исчезающей после обработки!
Отравления - иногда заканчиваются смертельным исходом!
Спасибо, девочки!
Сегодня и вправду наш урок был богат вашей работой, думаю, что все ребята взяли для себя какие-то полезные знания, которые могли бы пригодиться в вашей жизни. Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог вот по этой схеме:
Прошу встать тех, кому подходят эти фразы:
Итог урока:
-Я узнал много нового и интересного!
-Меня эта тема заинтересовала, хотел бы узнать еще больше!
-Для меня эта тема была неинтересна, я и раньше все это знал!