«ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»


Это высказывание известного поэта и публициста Адама Мицкевича как нельзя лучше характеризует всю значимость права в жизни как общества, так и отдельного человека. Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В. Шелгунов) В детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства. Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания. Общепринято выделение в сознании трёх компонентов: знание, отношение, деятельность. 1 компонент – Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает, как факты, события нашей, своей истории, культуры 2 компонент ( главный, системообразующий) – положительное отношение к определённым «нашим» фактам истории и культуры положительное отношение к определённым «нашим» фактам истории и культуры 3 компонент – деятельный. Это готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране " Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения. Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» Беседа «Правила личной безопасности» Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» Главные ценности нашей жизни Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» Беседа «Правила личной безопасности» Правила общения Правила общения Правила поведения Беседа «Человек в мире правил» Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?» Беседа «Правила поведения в школе» Беседа «За что ставят на учет в милицию?» Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» Я-гражданин Беседа «Я – гражданин России» Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» Беседа «Гражданин и обыватель» Беседа «Твоя воинская обязанность» Права ребенка Беседа «Твои права и обязанности» Деловая игра «Главные вопросы» Беседа «Равенство прав людей от рождения» Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» Беседа «Права детей – забота государства» Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка Беседа «Подростку о трудовом праве» Беседа «Что делать, если ты попал в милицию» Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека» Асоциальное поведение Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» Круглый стол «Суицид среди подростков» Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» Беседа «Алкоголь и правопорядок» Административная и уголовная ответственность Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге» Викторина «Уроки Фемиды» «Административная ответственность подростка перед законом» Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» Обучающиеся, воспитанники Родители (законные представители) Педагогические работники перестроить исходный взгляд на ребенка Повышать уровень правой культуры родителей вести работу по профилактике жесткого обращения с детьми выявлять семьи группы риска Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья Создать особую форму общения между родителями и воспитателями Основные задачи в работе с родителями обучающихся Класс Тема 1 Законы воспитания в семье. Какими им быть? 2 Воспитание ненасилием в семье. 3 Как научить сына или дочь говорить «нет»? 4 Детская агрессивность, ее причины и последствия. 5 За что ставят на учет в милицию? 6 Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? 7 Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. 8 Как научить быть ответственным за свои поступки. 9 Закон и ответственность 10 Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? 11 Как уберечь подростка от насилия? Тематика лекций для родителей Права и свободы обучающихся, воспитанников право на уважение человеческого достоинства;право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;на свободу совести;на свободу информации;на свободное выражение собственных мнений и убеждений;на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;право на охрану здоровья. Права и свободы обучающихся, воспитанников право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;право на ускоренный курс обучения;право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;право на участие в управлении образовательным учреждением; Права и свободы обучающихся, воспитанников право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей). Права и свободы обучающихся, воспитанников учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями) и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы; Права и свободы обучающихся, воспитанников учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;учащиеся имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.Ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Зная права, не надо забывать об обязанностях: получить основное общее образование;уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;добросовестно учиться;бережно относиться к имуществу школы;выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка. РОДИТЕЛИ И ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ НЕ ДОЛЖНЫ НАРУШАТЬ, ОГРАНИЧИВАТЬ ПРАВА РЕБЕНКА. ТИПИЧНЫЕ СЛУЧАИ НАРУШЕНИЯ: физическое или психологическое насилие;оскорбление или злоупотребление правом;отсутствие заботы или небрежное обращение;грубое обращение;эксплуатация;сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.