МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных (внеаудиторных) работ по МДК.01.01 Технология слесарных и слесарно-сборочных работ


Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум имени Евграфа Петровича Ковалевского»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельных(внеаудиторных) работ
по МДК.01.01
Технология слесарных и слесарно-сборочных работ
Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
2016г.
В предлагаемом пособии представлены методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных (внеаудиторных) работ по МДК.01.01Технология слесарных и слесарно-сборочных работ. Тематика и задания для самостоятельных работ составлены в соответствии с рабочей программой МДК.01.01Технология слесарных и слесарно-сборочных работ, и соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УМР
ОГАПОУ «ЮАТ
им. Е.П. Ковалевского»
___________Р.А. Мушенко
«31» августа 2016 г.
Организация-разработчик:
ОГАПОУ «Ютановский агромеханический техникум им. Е.П. Ковалевского»
Разработчик:
Кравцов Александр Михайлович, преподаватель специальных дисциплин ОГАПОУ «Ютановский агромеханический техникум им. Е.П. Ковалевского» без категории.
РАССМОТРЕНЫ
на заседании МК преподавателей
дисциплин профессиональногоцикла, протокол № 1
от «31» августа 2016 г.
председатель МК
ОГАПОУ «ЮАТ им. Е.П. Ковалевского»
__________ Н.С. Никифорова
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….. 4
1. Рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы…………………..………………….. 6
2. Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных(внеаудиторных) работ………………………………………… 11
3. Список рекомендованной литературы……………………….. 35
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены для организации самостоятельного обучения обучающихся по для студентов профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно – измерительным приборам и автоматике и содержат методические рекомендации по содержанию и оформлению самостоятельной работы и практические задания.Пособие предназначено для обучающихся 1 курса ОГАПОУ «ЮАТ им. Е.П. Ковалевского» по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Методические рекомендации рассмотрены на заседании методической комиссии и рекомендованы к применению.
Задачи организации внеаудиторной самостоятельной работы (далее по тексту – ВСР) состоят в том, чтобы:
мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию;
способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1 Выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей.
ПК 1.2 Навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии.
ПК 1.3 Производить слесарно-сборочные работы.
ПК 1.4 Выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой.
Самостоятельная работа студентов выступает как средство организации познавательной деятельности, как ведущая форма учебной деятельности, обеспечивающая усвоение фундаментальных, методологических знаний, построение «инструмента мышления» студента. Освоение содержания образования и формирование самостоятельности личности студентов происходит в процессе реализации различных типов, видов и форм организации ВСР на определенном уровне их самостоятельной деятельности.
Самостоятельная работа студентов по МДК 01.01 Технология слесарных и слесарно-сборочных работ предполагает изучение как теоретических основ работы современных средств информатизации, так и освоение практических навыков их использования применительно к сфере своей будущей профессиональной деятельности. Предполагается, что тематика самостоятельной работы студентов совпадает с темами лекций и практических работ.
Так как технические средства информатизации постоянно совершенствуются, появляются новые модели, а в учебных пособиях и учебниках такое обновление не всегда возможно, необходимо выполнять самостоятельный поиск нужной информации.
Современные системы оценивания в профессиональном образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему оценивания результатов его освоения, в том числе - в рамках ВСР. Меняется и позиции студента, который становится активным участником процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно-профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции. Контроль результатов ВСР обучающихся осуществляется на семинарских, практических, лабораторных занятиях по профессиональному модулю, учебной дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).
Критерии оценивания внеаудиторной самостоятельной работы:
оценка «5» ставится, если работа выполнена полностью и получены верные ответы, а также соблюдены требования оформления работы и отчета; оценка «4» ставится, если работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками использования логических функций в рамках поставленной задачи, или работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но студент владеет основными навыками работы.
оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы по использованию логических функций при решении задач средствами табличного процессора или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Самостоятельная работа оформляется в отдельной тетради или в печатном виде, в конце работы указывается список использованной литературы. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.
1.Рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы
1.1. Разработка конспекта лекции.
Для того, что составить конспект лекции необходимо придерживаться следующей последовательности:
Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания,
смысла какого-либо текста.
Подобрать необходимую литературу (см. раздел рекомендуемая литература)
Проанализировать имеющийся материал: выявить незнакомые термины, определить степень сложности материала.
Разбить материал на части, определить последовательность этих
частей.
Обозначить основные тезисы каждой части.
Оформить конспект в рабочей тетради с указанием темы.
Критерии оценки конспекта:
Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.
Умение определить вступление, основную часть, заключение.
Выделение главной мысли, определение деталей.
Умение переработать и обобщить информацию.
1.2.Подготовка сообщения по заданной теме.
Содержимое сообщения представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель сообщения – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее,сообщения могут включать в себя такие элементы как рекомендации,предложения или другие мотивационные предложения.
Порядок подготовки сообщения по теме аналогичен последовательности разработанной для подготовки к конспектированию лекции (см. выше).
После разработки конспекта сообщения по заданной теме, определяются основные моменты, которые необходимо сообщить остальным студентам.
Выступление с сообщением не должно превышать 5-7 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.
1.3. Подготовка доклада.
Доклад – это вид самостоятельной работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
При подготовке доклада необходимо придерживаться определенной последовательности:
Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 5),
необходимые источники информации указаны в разделе рекомендуемаялитература;
Обработка и систематизация материала, разделение и систематизация материала в необходимой последовательности;
Подготовка выводов и обобщений;
Разработка плана доклада;
Написание доклада;
Выступление с результатами доклада.
Последний пункт может варьироваться в зависимости от требований преподавателя (доклад может быть письменный и устный).
Требования к оформлению письменного доклада:
Титульный лист
Содержание (в нем последовательно указываются пункты доклада, страницы, с которых начинается каждый пункт);
Введение (формулируется суть рассматриваемой проблемы, обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире);
Основная часть (каждый раздел раскрывает исследуемый вопрос с доказательствами);
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада);
Список литературы
Советы для выступающих с устным докладом:
Продолжительность выступления не более 10 минут (оптимально 7 минут).
Тщательно продумать структуру выступления.
Составьте план выступления (с указанием основных тезисов).
Выучите все основные определения, которые упоминаются вдокладе.
Не торопитесь и не растягивайте слова, скорость речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
Держитесь уверенно.
Продумайте заранее вопросы, которые могут возникнуть у аудитории.
1.4.Подготовка реферата.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.
Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферат — письменная работа объемом 10-20 печатных страниц,
выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат как и доклад состоит из нескольких частей:
Титульный лист
Содержание (в нем последовательно указываются пункты доклада, страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть рассматриваемой проблемы, обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире).
Основная часть (основная часть состоит из нескольких разделов, каждый из которых последовательно раскрывает тему реферата, утверждения
подтверждаются доказательствами).
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме реферата).
Список литературы
Требования к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-20 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт Times New Roman 14, интервал – 1. Таблицы оформляются шрифт Times New Roman 12,
интервал – 1. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
Критерии оценки реферата:
-знание фактического материала, усвоение общих представлений,
понятий, идей;
-правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
-всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств,
-характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
-использование литературных источников;
-культура письменного изложения материала;
-культура оформления материалов работы.
1.5.Подготовка презентации.
В настоящее время бурное развитие компьютерных технологий охватило практически все сферы человеческой жизни. Сегодня для успешного выступления не достаточно просто рассказать о своей идее. Слушатели непременно хотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы, грамотные чертежи. Поэтому одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка презентации.
Включенная в состав офисного пакета Microsoft Office, программа
Microsoft Office Power Point является простым в освоении и очень мощным инструментом создания презентаций (с программой создания презентаций студенты знакомятся на уроках «Информатики»).Вся работа по созданию презентаций организуется в несколько этапов.
Сбор и изучение информации по теме.
Выделение ключевых понятий.
Структурирование текста на отдельные смысловые части.
Объём презентации ограничивается 20 слайдами. Составление сценария презентации предполагает обдумывание содержания каждого слайда, его
дизайна. Создание слайдов предполагает внесение текстовой информации, а
затем поиск и размещение необходимых иллюстраций, схем, фотографий,
графических элементов. Важно обращать внимание на особенности визуального восприятия расположенных на слайде объектов. Размер букв,
цифр, знаков, их контрастность определяются необходимостью их четкого рассмотрения с любого места аудитории, предпочтение отдавать спокойным,
не «ядовитым», цветам фона. Иллюстрационные материалы располагают так, чтобы они максимально равномерно заполняли все экранное поле.
Текстовой информации должно быть очень немного, желательно использовать приемы выделения значимых терминов, понятий. Анимация не должна быть слишком активной. Лучше совсем отказаться от таких эффектов как побуквенное появление текста, вылеты, вращения, наложения и т.п. Звуковое сопровождение эффектов обычно неуместно. К
использованию аудио- и видеофайлов следует относиться достаточно разумно, чтобы не «перегрузить» презентацию излишней информацией и не отвлечься от заявленной темы.
Процедура защиты презентаций организуется в виде конференции.
После каждой демонстрации презентации преподаватель предлагает высказать всем желающим свое мнение по содержанию, оформлению,
защите мультимедийной работы. Приветствуются вопросы и рассуждения,
проясняющие и уточняющие суть представленной проблемы. Анализируя качество мультимедийных презентаций, можно выделить следующие типичные ошибки, допускаемые студентами:
-ошибки в оформлении титульного слайда;
-много текста на слайде;
-грамматические ошибки в тексте;
-выбран нечеткий шрифт;
-неудачное сочетание цвета шрифта и фона;
-несоответствие названия слайда его содержанию;
-несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;
-текст закрывает рисунок;
-рисунки нечеткие, искажены;
-неудачные эффекты анимации;
-излишнее звуковое сопровождение слайдов;
-тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);
-недостоверность информации; ошибки в завершении презентации.
Требования к оформлению презентации:
При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.
Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда.
Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта.
Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22-28, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 20-24, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22.
Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями,
помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.
Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом Times New Roman.
Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.

Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум им. Е.П. Ковалевского»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения самостоятельных(внеаудиторных) работ
МДК.01.01
Технология слесарных и слесарно-сборочных работ
Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Выполнил студент:
________________________
группа № 11
Проверил преподаватель:
Кравцов А.М.
Ютановка 2016


ВВЕДЕНИЕ
Профессия слесаря на современном предприятии является одной изнаиболее распространенных профессий, и ее значение с ростом механизации производственных процессов возрастает. Так как в значительной мере качество изготовляемой продукции и бесперебойная работа, например, автоматических линий и устройств зависят от слесарей.
Слесарные работы встречаются во всех отраслях промышленности. Круг работ настолько разнообразен, что слесари, как правило, специализируются по одному из видов работ: лекально-инструментальным, механосборочным, ремонтным, монтажным и др. Но основным для слесаря является выполнение операций: разметки, рубки, правки, гибки, резки, опиливания, сверления, зенкерования и развертывания отверстий, нарезания резьбы, шабрения, притирки и доводки, клепки и паяния.Правила содержания рабочего места
В связи с тем, что рациональная организация рабочего места и правильное размещение инструментов и материалов в процессе работы играют существенную роль в обеспечении ее качества, следует
соблюдать перечисленные ниже правила.
До начала работы необходимо:
проверить исправность верстака, тисков, приспособлений, индивидуального освещения и механизмов, используемых в работе;
ознакомиться с инструкцией или технологической картой, чертежом и техническими требованиями к предстоящей работе;
отрегулировать высоту тисков по своему росту;
проверить наличие и состояние инструментов, материалов и заготовок, используемых в работе;
расположить на верстаке инструменты, заготовки, материалы и приспособления, необходимые для работы.
Во время работы необходимо:
иметь на верстаке только те инструменты и приспособления, которые используются в настоящий момент (все остальное должно находиться в ящиках верстака);
возвращать использованный инструмент на исходное место;
постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
По окончании работы необходимо:
очистить инструмент от стружки, протереть, уложить в футляры и убрать в ящики верстака;
очистить от стружки и грязи столешницу верстака и тиски;
убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные детали;
выключить индивидуальное освещение.
Задачей техники безопасности является предупреждение несчастных случаев, создание таких условий, которые обеспечивали бы полную безопасность труда работающих и его производительность.
Для обеспечения безопасного выполнения работ следует соблюдать ряд правил:
работать только исправным и заточенным инструментом;
при работе на заточных станках обязательно пользоваться защитными очками или защитным экраном с блокировкой. Не допускать биения заточных кругов. Следить за исправностью вытяжных устройств;
рубку в тисках производить только при наличии на верстаке защитной сетки или экрана;
работать в головном уборе и спецодежде;
тяжелые детали поднимать только вдвоем. Не класть тяжелые детали на край верстака;
не сдувать опилки, не смахивать стружку рукой, а использовать для этого щетку-сметку;
перед началом работы на станках и механизированным инструментом проверять их на холостом ходу и только после этого закреплять инструмент;
работать только при хорошем освещении;
при работе электрифицированными инструментами от сети напряжением свыше 36 В обязательно использовать резиновые перчатки и резиновый коврик;
работать на станках только при наличии исправных ограждений движущихся частей;
после работы с применением масел, смазывающе-охлаждающих жидкостей, кислот, щелочей, соды, флюсов, клеев и т. п. обязательно мыть руки горячей водой с мылом;
при получении мелких травм обязательно обрабатывать ранку йодом и накладывать бинт;
работы с применением кислот, щелочей, флюсов и т.п., а также работы, связанные с выделением пыли, дыма, газов, необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении или под вытяжным колпаком;
не выходить на сквозняк в разгоряченном после работы состоянии;
соблюдать при выполнении работы все правила безопасности труда, указанные в инструкциях и технологических картах.

СОДЕРЖАНИЕ
1Общие сведения о слесарных работах …………4
2. Плоскостная разметка……………………….......5
3. Рубка металла…………………………………....7
4. Гибка, правка металла…………………………..9
5. Резка металла…………………………………...11
6. Опиливание металла…………………………..13
7. Сверление, развёртывание, зенкерование…….15
8. Нарезание резьбы……………………………….17
9 Шабрение…………………………………………19
10. Клёпка…………………………………………..20
11. Пайка……………………………………………22
1.Общие сведения о слесарных работах Цель:_______________________________________________________
____________________________________________________________
1.Определите тип и размеры вашего верстака. Соответствуют ли они нормальным размером?
2. Как регулируется высота тисков по росту для параллельных и для стуловых тисков?
3. Описать преимущества и недостатки стуловых тисков?
4. Какие тиски вы знаете?
5. Как устроены неповоротные параллельные тиски?
3501390425451.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Рис. 1. Неповоротные параллельные тиски.
6. Составьте памятку по технике безопасности рабочего
места слесаря.
Оценка:_________
Подпись преподавателя / ___________/
2.Плоскостная разметка
Цель: ___________________________________________________________
________________________________________________________________
Каково назначение разметки?
2. Какие инструменты и приспособления применяют для плоскостной разметки?
3.В каких случаях применяют разметочный циркуль?
4.Почему в процессе заточки нельзя сильно прижимать инструмент
к заточному кругу?
5.Какие из разметочных инструментов:
а) чертилка, б) кернер, в) измерительная линейка, г) циркуль разметочный, д) угольник, е) штангенциркуль разметочный, необходимо выбрать для выполнения следующих видов работ:
1) нанесения разметочных рисок -
2) построение узлов-
3) разметки окружности диаметром более 250 мм -
4) разметки окружностей и перенесения размеров -
6. Из каких основных деталей состоит разметочный циркуль?
457200167640
Рис. 2. Разметочный циркуль
1.
2.
3.
4.
7. Почему для окрашивания деталей из меди и её сплавов
не пользуются медным купоросом?
8. Построить при помощи линейки и циркуля угол 60 и разделить
его пополам.
9. Для чего перед разметкой окрашивают поверхность?
10. Каковы особенности нанесения разметочных рисок назаготовках из алюминия и его сплавов?
Оценка: _________
Подпись преподавателя / ___________/
3. Рубка металла
Цель: _____________________________________________________
_____________________________________________________
1. Каково назначение слесарной рубки?
2. Какие углы заточки зубила выбирают зависимости от твёрдости
обрабатываемого металла?
а)
б)
в)
г)
3. Из каких металлов изготовляют слесарные зубила?
4. Какой слой можно снимать при рубке?
5. Какая точность достигается при рубке металла?
6. Из каких металлов изготовляют слесарные молотки?
7. Какие инструменты использует для механизации рубки?
8. Назовите виды слесарных молотков показанных на рисунке 3 а-г,
их характеристики и назначение.
342900106680
Рис.3. Слесарные молотки.
а)-

б)-

в)-
г)-
9. Назовите части слесарных молотков, показанных на рисунке 3, а-г.
1)-
2)-
3)-
4)-
10. От каких факторов зависит сила удара молотка?
1)-
2)-
3)-
11. Подобрать молоток для рубки:
зубилом шириной 15 мм-
крейсмейселем -5 мм-
12. Меры по предупреждение брака. Техника безопасности.
13. Какие удары вы знаете?
Рис. 4. Удары молотком
127635034290
а)-
б)-
в)-
14. Какие дефекты и по каким причинам могут возникнуть впроцессе рубки?
Оценка _________
Подпись преподавателя / ___________/
Гибка, правка металла
Цель:_____________________________________________________
_____________________________________________________
1. Каково назначение гибки, правки?
2. Какие инструменты и приспособления применяют при правке?
3. Почему для правки тонколистового материала применяют не
молотки, а гладилки?
4. Как проверить качество правки полосы?
5. В каких случаях гибка труб производится в холодном и в
каких в горячем состоянии?
6. Какие дефекты возможны при гибке труб?
7. Опишите технологический процесс и применяемый инструмент для навивки пружин в холодном и в горячем состоянии
8. Определить длину заготовки из стальной полосы, толщиной 12 мм
для кольца с наружным диаметром 120 мм (рис.5, а)
334645158115
1938020-10160
Рис. 5. Определение длины заготовок.
8. Определите длину заготовки скобы с закруглениями. (рис.5, б).
Разбить скобы на участки, как показано на чертеже:
а- 80 мм; b-85 мм; с-120 мм; t-3,5 мм.
9. Определите длину заготовки из стальной полосы толщиной 2 мм
и шириной 10 мм для кольца с наружным диаметром
100 мм. (рис. 5,а).
Оценка: __________
Подпись преподавателя / ___________/

5. Резка металла.
Цель: ________________________________________________________
________________________________________________________
1. Каково назначение резки?
2. Для чего применяют ручные ножницы?
3. Из каких основных деталей состоит ручная ножовка?
1. –
2. -
436245-635 3. -
4. -
5. -
6. -
7. -
8. -
Рис. 6. Ручная ножовка.
4.С какой целью гайка- барашек снабжена лопастями?
5. С какой целью разводят зубья ножовочного полотна?
6. На ножовочном полотне имеется маркировка: 250; 13; 1,6; Р9.
Расшифруйте её.
7. Как правильно установить ножовочного полотна?
502920159385
263969537465

Рис. 7. Установка ножовочного полотна.
а) - б) –
8. Какие меры безопасности следует соблюдать при разрезании металлов?
9. Когда производят резку металла с поворотом ножовочного полотна?
50419099695
Рис. 8. Резка металла с поворотом ножовочного полотна.
10. Объясните, почему при разрезании тонколистового материала
заготовку необходимо зажимать между деревянными брусьями?
Оценка ____________
Подпись преподавателя / ___________/
6. Опиливание металла.
Цель: ______________________________________________________
______________________________________________________
1. Каково назначение опиливания?
2. В каких случаях применяют опиливание?
342900243840 3. Какие типы насечек применяют при изготовлении напильников?
а) -
в) -
ж) -
з) -
Рис.9. Насечка напильников.
4. Какие материалы используют для изготовления напильников?
5. Какими инструментами можно обработать углы 450?
6. Как классифицируют напильники в зависимости от формы поперечного сечения?
1)- 5)-
2)- 6)-
3)- 7)-
4)- 8)-
7. Назовите основные части напильника?
67754517145
Рис.10. Основные части напильника.
8. С какой точностью можно опилить деталь напильником:
а) драчевым (№0 и 1)-
б) личным (№2 и 3)-
в) бархатным (№4 и 5)-
9. Почему при насаживании ручки на напильник удары наносят поручке, а не по напильнику?
10.Опишите технологический процесс определения твёрдости металла
тарированными напильниками

11. Правила техники безопасности при опиливании
Оценка ____________
Подпись преподавателя / ___________/
7. Сверления, зенкование, развёртывание.
Цель: __________________________________________________________
__________________________________________________________
1. Что называется сверлением и рассверливанием?
2. Для чего применяется сверление?
3. По конструкции и назначению различают сверла:
а)-
б)-
4. Из каких частей состоят спиральные сверла?
Рис.11.Спиральное сверло

5. На шейке сверла имеется маркировка: 19,5; Р18. Расшифруйте её.
19,5 -
Р18 -
6. Как контролируется качество заточки?
7. Виды развёрток?

8. Под каким углом затачивается сверла для обработки:
а) стали средней твёрдости -
б) чугуна -
в) бронзы -
г) алюминиевых сплавов -
д) пластических масс -
9. Назвать основные части зенкера.
Рис. 13. Основные части зенкера.
37719064770
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
10. При работе на сверлильном станке ,следует соблюдать следующие
правила по технике безопасности:
11. Какие размеры маркируются на развёртках?
12. Какой зенкер обеспечивает большую точность- №1 или №2?
13. Из каких материалов изготовляют развёртки?
Оценка
Подпись преподавателя / ___________/
8. Нарезание резьбы.
Цель: __________________________________________________________
_________________________________________________________
1. Какие элементы характеризуют резьбу?
а -
б –
в –
г –
д –
е –
ж -
2. Как различить левую и правую резьбу, однозаходную и многозаходную?
3. На хвостовике метчика имеется маркировка М16, Р18, Н3.
Расшифруйте ее:
М16 –
Р18 –
Н3 -
4. Из каких материалов изготовляются инструменты для нарезания резьбы?
5. Как определить диаметр сверла для обработки отверстия под резьбу?
6. При нарезании внутренней резьбы используют комплект метчиков.
Объясните, чем отличается устройство каждого из метчиков в комплекте, в какой последовательности и почему их применяют?
35369597155
Рис. 16. Комплект слесарных метчиков.
7. Из каких частей состоит метчик?
23876092710
Рис. 17. Метчик.
8. Как выбирать диаметр стержня под нарезание резьбы?
9. Почему длина рукояток плашкодержателя должна быть одинакова?
10. Какие технические средства использует для контроля наружной резьбы?
11. Расшифровать маркировку плашки:
труб 3/4" -
ХВСГ -
Л -
12. Какие меры безопасности следует соблюдать при резьбонарезании?
Оценка _____________
Подпись преподавателя / ___________/
9. Шабрение.
Цель: ____________________________________________________
____________________________________________________
1. Перечислите конструкции и виды шаберов?
а)-
б)-
в)-
г)-
д)-
е)-
ж)-
2. В каких случаях и для чего применяют шабрение?
3. Из каких материалов изготавливается шабера?
4. Виды шабрения.
5. Почему шабер после заточки необходимо доводить?
6. Как выбирать углы заточки шаберов (рис. 19, а-в) для обработки
391795155575 чугуна и бронзы, стали, мягких металлов.
Рис. 19. Углы заточки шаберов.
а)-
б)-
в)-
7. С какой целью производится окрашивание поверхности перед шабрением?
8. Для получения высокого качества шабрение необходимо проводить
в такой последовательности:
9. Правила безопасной работы при шабрении.
Оценка ________________
Подпись преподавателя / ___________/
10. Клёпка.
Цель______________________________________________________
_____________________________________________________
1. Каково назначение клёпки, и в каких случаях она применяется?
2. Назовите виды заклепок, показанных на рис. 20, а - г.
408940115570

3. Как выбрать сверло для сверления отверстия под заклепку?
4. Какие материалы применяют для изготовления заклёпок?
5. Как определить длину стержня заклёпки?
6. Как различают заклепочные соединения по характеру расположения соединяемых деталей?
34226488900 а)-
б)-
в)-
г)-
Рис. 21. Заклепочные соединения.
7. Какие инструменты применяют для клёпки?
8. Из каких материалов изготовляются инструменты для клёпки?
9. Какие инструменты потребуются для обработки отверстия под заклёпку
с потайной головкой диаметром 10 мм?
10. Определите диаметр заклёпки для склёпывания листов толщиной
3 и 5 мм.
11. Определите диаметр отверстия под стержень дюралюминиевых заклёпок диаметром до 4 – 40 мм?
12. Какое оборудование применяют для машинной клёпки?
13. Какие дефекты могут появиться в заклёпочном соединении и по каким причинам?
16. Правила безопасной работы при клёпке.
Оценка _______________
Подпись преподавателя / ___________/
11. Пайка
Цель: _______________________________________________________
_________________________________________________________
1. Для каких целей и при выполнении, каких сборочных работ
применяют паяние?
2. В каких случаях применяют паяние мягкими припоями?
3. В каких случаях применяют паяние твёрдыми припоями?
4. Как подготовить поверхность под паяние?
5. Почему не допускается перегрев паяльника?
6. Какие инструменты и приспособлении применяют при паянии?
71120010414000
Рис. 1. Инструменты для паяния.
Оценка _______________
Подпись преподавателя / ___________/
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Слесарно-сборочные работы Б.С.Покровский-М. ИЦ «Академия»,2013-352.
2. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении Зайцев С.А., Толстов А.Н., Грибанов Д.Д., Куранов А.Д. - М.: ИЦ Академия, 2014.-288 с.
3. Контрольно-измерительные приборы и инструменты Зайцев С.А., Грибанов Д.Д., Толстов А.Н., Меркулов Р.В.- М.: ИЦ Академия , 2013.-464 с.
Н.И.Макиенко. Общий курс слесарного дела. М. Высшая школа. 2005.-334с.
4. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. С.АЗайцев, А.Д.Куранов, А.Н.Толстов.- М. Издательский центр. Академия, 2007.-240с.