Методический материал для директора «Портфолио индивидуальных достижений учащихся»

Муниципальная базовая площадка МОУО МО Красноуфимский округ
МКОУ «Чатлыковская СОШ»














ПОРТФОЛИО
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ






















с. Чатлык
2013год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка . 3
1. Виды портфолио .... 7
2. Содержание и структура портфолио.... 9
3. Презентация портфолио .. 14
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио ученика ... 14
5. Положение о ведении портфолио ... 15
6. Итоговый документ по портфолио 13
7. Алгоритм запуска портфолио ...13
Литература ..15
Приложения .. 19






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Портфолио индивидуальных достижений учащихся разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации; в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266.
Портфолио – это набор документов (в печатном или в электронном виде), в котором фиксируются оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся за весь период обучения с 1-го по 11 класс.
Портфолио - комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, выполняющих роль накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов, является составляющей образовательного рейтинга выпускника основной школы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, спортивной и других.
Основные преимущества портфолио:
позволяет объединить количественную и качественную оценку учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;
поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;
портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования.
Недостатки портфолио в том, что внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов, позволяющих составить картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и в конечно счете формируют новое понимание самого процесса обучения.
Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
создание ситуации успеха для каждого ученика;
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развитие сферы его интересов на различных ступенях обучения.
Диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования: от высшей до начальной школы.
На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
На второй ступени (средняя школа) портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.
На третьей ступени обучения (старшая школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.
В МКОУ «Чатлыковская СОШ» с января 2013года вступило в действие Положение о портфолио ученика, с его содержанием можно подробно познакомиться в Приложении 1.

































1. ВИДЫ ПОРТФОЛИО

В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующее виды портфолио:
В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
портфолио-собственность (собирается для себя);
портфолио-отчет (собирается для учителя).
По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку/самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.;
проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
Целесообразно использовать два вида портфолио для каждого учащегося: рабочий и оценочный (показательный). В рабочий портфель учащийся вкладывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по выбранной цели; далее отбирает те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают его достижения в образовательной деятельности.
В рабочее портфолио могут входить:
коллекции работ, которые демонстрируют продвижение учащегося в какой – либо сфере, в том числе планы и черновики;
аудио- и видеозаписи;
фотографии;
электронные версии работ;
результаты практической деятельности;
результаты экзаменов, тестирования;
информация об общественно-полезной деятельности;
творческие, исследовательские и другие работы;
зачетный лист посещения элективных курсов;
посещение кружков, секций, студий и других объединений системы дополнительного образования;
сведения о награждениях и поощрениях;
индивидуальный учебный план.
В показательное портфолио входят:
лучшие работы, исследовательские проекты, статьи, творческие работы;
грамоты, дипломы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;
результаты эксперимента;
вырезки, копии из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий;
видеоматериалы, демонстрирующие высокую результативность;
свидетельства и удостоверения;
информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт, самостоятельные работы, проекты, практики, исследования;
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.




2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО


Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы - и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчеты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио - и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты и т.д.
Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.
Структуру портфолио определяет для себя индивидуально сам ученик. Портфолио может включать в себя следующие разделы:
Вариант 1
1. Титульный лист (обложка) обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:
Ф. И. О. ученика;
дату рождения;
полное название ОУ и класс;
личную подпись ученика.
2. I раздел "Мой портрет" (информация о владельце) содержит личные данные учащегося, а также:
результаты психологической диагностики;
информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
3. Во II раздел "Портфолио документов" помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности):
дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;
грамоты за участие в конкурсах;
сертификаты;
благодарственные письма, свидетельства и т. д.
4. III раздел "Портфолио работ" (творческие работы) включает в себя результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях; прохождение элективных курсов, различного рода практик; спортивные и художественные достижения и др.
Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
5. IV раздел "Копилка" (памятки, инструкции, полезная информация).

Вариант 2
1. I раздел « Личные сведения учащегося».
Раздел включает в себя:
личные данные учащегося, ведущего портфолио;
автобиографию учащегося;
описание целей, поставленных учащимся на определенный период.
2. II раздел «Учебные достижения учащегося».
Раздел включает:
сводную ведомость четвертных, полугодовых и годовых оценок;
результаты итоговой аттестации.
3. III раздел «Достижения во внеклассных и внешкольных мероприятиях».
Раздел содержит информацию о посещении секций, кружков; принятии участия в конкурсах и соревнованиях. Все грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности вкладываются в отдельные файлы и подшиваются в папку.
4. IV раздел «Самообразование».
Раздел содержит информацию о выпуске стенгазет, участии в массовых мероприятиях школы, участии в классных мероприятиях. А также информацию о докладах, рефератах, написанных учащимся; личные стихи, рассказы; сведения о прочитанных книгах; творческие работы- рисунки, поделки( фотографируются и вкладываются в портфолио); информацию о посещении театров, музеев выставок, участии в экскурсионных мероприятиях.
5. V раздел «Развлечения».
Раздел содержит информацию о любимых играх ( спортивных, настольных, компьютерных), о том, как учащийся проводит каникулы, о семейных праздниках.

Вариант 3
Портфолио учащегося состоит из двух составных частей:
Брошюра-тетрадь «Мой Портфолио»;
Папка «Портфолио достижений».
1. Титульный лист Портфолио.
Титульный лист Папки «Мой Портфолио» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.
Считаем, важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.

2. I часть (Брошюра-тетрадь) имеет следующие разделы:
презентация моих увлечений и размышлений;
презентация моих учебных достижений (по четвертям);
мои итоги за год;
содержание.
3. II часть (Папка «Портфолио достижений») имеет следующие разделы:
«Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности» (итоговые отметки по предметам базисного учебного плана; контрольные, диагностические работы, мониторинги; сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности).
«Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности» (сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и школы; сведения об участии в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.) и проектной деятельности, в том числе участие в Интернет-проектах).
«Мои грамоты» (раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности; похвальные листы и грамоты; дипломы, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства).
«Творческая мастерская» (в этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности). Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
«Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности». (отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей); рецензии на работы учащихся; вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах).
«Мир моих увлечений» (раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.)
Представленные варианты портфолио не являются обязательными. Каждый учащий подбирает ту форму ведения портфолио, которая для него удобнее. Структуру и порядок следования разделов так же выбирает сам ученик. Портфолио – своеобразный творческий проект совместной деятельности ученика и учителя (наставника), поэтому учащийся имеет право выбора. МКОУ «Чатлыковская СОШ» в рамках апробации ведения портфолио учащихся представляет свои составляющие компоненты портфолио по разделам, по сбору информации в виде тестов и анкет (см. Приложение 2.).







3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО

Учащийся может презентовать содержание своего портфолио на классном собрании, на Совете школы, на родительском собрании, на педагогическом совете. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок портфолио.
На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.


4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ВЕДЕНИИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

В формировании портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, администрация школы.
При использовании технологии портфолио в образовательном процессе ОУ функциональные обязанности между участниками образовательного процесса могут распределяться по-разному. Это решают участники образовательного процесса. Обязательное условие - у каждого ребёнка, ведущего портфолио, должен быть наставник. В роли наставника может быть любой педагог ОУ: классный руководитель, учитель-предметник, а так же и сами родители. Обязанности участников образовательного учреждения по ведению портфолио должны быть подробно расписаны в положении о ведении портфолио.





5. ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕДЕНИИ ПОРТФОЛИО

Образовательное учреждение, решив использовать технологию портфолио, обязано разработать положение, которое будет определять порядок формирования и использования портфолио. В положении образовательного учреждения также необходимо отразить следующие пункты:
актуальность ведения портфолио в данном образовательном учреждении;
содержание и структура портфолио;
порядок ведения портфолио;
функциональные обязанности участников образовательного процесса по ведению портфолио;
учёт результатов портфолио.
Примерное положение о ведении портфолио см. Приложение 1.


6. ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ПОРТФОЛИО

Педагогический совет общеобразовательного учреждения анализирует, контролирует и утверждает итоговую оценку портфолио выпускника. Школа выдает ему под роспись документ на аттестацию портфолио, заверенный директором и школьной печатью (см. Приложение 3.).
Форма итогового документа (сертификат индивидуальных учебных достижений выпускника) утверждается положением. Данные итоговых документов по портфолио ежегодно фиксируются в журнале выдачи итоговых документов по портфолио, заверяются директором школы или его заместителями и скрепляются печатью.
Итоговые документы по портфолио и журнал их выдачи заполняются классным руководителем.
7. АЛГОРИТМ ЗАПУСКА ПОРТФОЛИО

Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
Вероятно, нет необходимости приниматься сразу за создание портфолио со сложной структурой. В зависимости от того, какую цель преследует педагог, принявший решение использовать в учебном процессе портфолио учащихся, запуск портфолио может быть организован по-разному.
Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.
Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть», или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым шагом к созданию портфолио.
В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:
мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;
определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся;
определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы;
определение общей структуры портфолио;
определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев);
определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.
В образовательном учреждении Чатлыковская школа был разработан свой вариант планирования работы над Портфолио учащихся. Алгоритм его выглядит следующим образом:
мотивационный тренинг с учащимися, которые будут вести портфолио;
определение общей структуры портфолио;
выбор стиля и дизайна портфолио самими учащимся и один из вариантов, который был предложен учащимся – самостоятельная разработка дизайна своего портфолио средствами компьютерной графики (см. Приложение 6.);
определение сроков сдачи и времени работы над портфолио;
анализ содержания портфолио, его корректировка.
Следует помнить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, куратор, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

ЛИТЕРАТУРА
Гужавина Н.А. Положение о портфолио.// Журнал Завуч. Управление современной школой – 2008 - №3 С 68 – 75.
Ильина И.В., Белова С.Н. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников.// Журнал Завуч. Управление современной школой – 2006 - №8 С 136 – 142.
Инновации в обучении и воспитании как основа повышения качества образования./ Материалы первой городской отчетной конференции городских сетевых инновационных площадок. – Екатеринбург: МУ ИМЦ “Екатеринбургский Дом Учителя”, 2010. – 168с.
Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Гайтукаева И.Ю. Юдина И.Г. Живая оценка: Программа “Портфолио в школе” / Е.В.Меттус. – 3-е изд., стереотипное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с.
Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. – М. Глобус, 2007.
Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся основной школы. // Журнал Профильная школа – 2007 №1 С 13 – 21.
Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. – 1998. – № 3. – С.76
Интернет - ресурсы.
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15