Портфолио как один из инструментов оценивания индивидуальных достижений учащихся.


Портфолио как один из инструментов оценивания индивидуальных достижений учащихся.
С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. В учебный процесс добавили нововведение, которое сейчас носит повсеместный характер – метод портфолио. Изучая литературу, я прочитала, что в настоящее время в теории и практике образования выделяют такие виды портфолио:
«Портфолио документов», «Портфолио различных работ», «Портфолио отзывов».
С какой целью ввели портфолио?
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников.
Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Портфолио - это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределамиПортфолио решает ряд важных педагогических задач:
создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
повышение учебной мотивации;
поощрение активности и самостоятельности;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
формирование умения учиться;
содействие индивидуализации образования.
Основными функциями портфолио являются:
диагностическая;
содержательная;
развивающая;
мотивационная;
рейтинговая.
Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников
Структура портфолио:Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.Примерная структура портфолио , составленная мною.
1) Титульный лист2) Раздел «Мой мир» Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна. Возможные заголовки листов«Обо мне»- краткая информация об ученике
"Моя школа" – поместили рисунок школы и подробное название школы.
"Мои увлечения" - Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.3) Раздел «Моя учёба»В этом разделе лист «Мои оценки» по четвертям и годовые, интересные и значимые проекты, (для проектов новая папка), графики роста скорости чтения, мои достижения за год, куда помещаем итоговые комплексные предметные и метапредметные работы.4)Раздел «Моя общественная работа»Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике…
5) Раздел «Моё творчество»В этом разделе лист « Творческие работы (литературные работы, фотоматериалы своих увлечений, рисунки» Будем помещать значимые творческие работы: рисунки, сказки, стихи. А творческие поделки по технологии, по Изо мы помещаем в отдельную папку.
6) Раздел «Мои достижения» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 8)Раздел «Отзывы и пожелания»Заполняют преподаватели школы. 9)Раздел «Содержание»Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Предварительные результаты
Работа по технологии портфолио позволяет учителю:
• оценить уровень самостоятельности детей;
• выявить проблемы в формировании у них самооценки;
• определить преобладающую мотивацию ребенка;
• оценить уровень владения умениями и навыками.
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.