Рабочая программа элективного курса по физике для 9 класса Электрические схемы: это просто, сложно, интересно!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевская основная общеобразовательная школа


Рассмотрено Утверждено
на заседании Директор школы педагогического совета школы Калюжная К.К. Протокол № 9 Приказ № 43
от«29» августа 2015г от «31»августа 2015г










Рабочая программа
элективного курса «Электрические схемы: просто, сложно, интересно!»
Класс: 9





Составитель рабочей программы
Духненко З.Ю., учитель физики,IKK
МКОУ Куйбышевская ООШ



х. Индычий
2015 год

Структура документа.
Рабочая программа по элективному курсу по математике представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:
1.Пояснительная записка;
2. Учебно – тематический план изучения предмета;
3. Содержание программы;
4. Методические рекомендации;
5. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса;
6. Календарно – тематическое планирование.
Пояснительная записка.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии.
Научить учащихся всему, что понадобится в жизни, нельзя; можно и нужно научить учащихся самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике, работать с книгой. Знания постоянно должны пополняться. На занятиях элективного курса важно не только и не столько «передать» их, сколько сформировать у учащихся умение и потребность учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь – из учебника. Чтобы поднять результативность занятия, необходимо увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся.
К тому же присутствует огромное желание детей принимать участие в работе над проектами, а это еще один способ научить ребенка самостоятельно добывать знания, заинтересовать его изучением вопроса. Проектное обучение – развивающее обучение, основывающееся на разработке тематических проектов для освоения базовых теоретических знаний. Проектная методика позволяет каждому учащемуся изучать интересующую его тему в оптимальном для него темпе. Проектное обучение повышает интерес и к информационным технологиям, и к предмету, по теме которого разрабатывается проектная работа. При использовании проектного обучения учитель должен выступать в роли консультанта.
Мало времени на уроках физики в 9 классе отводится на выполнение лабораторных работ, а ведь уроки лабораторного практикума – это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, которые пригодятся в жизни каждому. Тема «Электрические явления» изучается в 8 классе, но на её изучение отводится недостаточно времени, а также учащиеся в силу возрастных особенностей, ещё не могут в полной мере осознать законы последовательного и параллельного соединения, и оценить важность данного материала. А тема – очень нужная, в плане сдачи ГИА, интересная, полезная, к тому же оснащенность лаборатории физики позволяет дать ее в большем объеме.
Актуальность данного курса обусловлена:
Повышенным интересом учащихся к исследовательской работе с использованием лабораторного эксперимента.
Необходимостью выявления методов и средств повышения интереса к самостоятельной работе учащихся с литературой.
Необходимостью оказания учащимся педагогической поддержки в самоопределении относительно избираемых ими профессий, а также необходимостью качественной подготовки к сдаче экзамена по физике в форме ГИА.

Программа элективного курса «Электрические схемы: просто, сложно, интересно!» предназначена для учащихся 9 класса.

Курс рассчитан на 17 часов .
Место в базисном учебном плане – 1 или 2 четверти.
Статус документа:
Программа элективного курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования и содержанию основных программ курса физики.
Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Курс, рассчитанный на учащихся 9 классов, предполагает совершенствование знаний школьников по освоению раздела физики «Электрические явления» и призван помочь профессиональному ориентированию и самоопределению школьников, а также на подготовку учащихся к сдаче экзамена по физике в форме ГИА.

Цель курса – научить учащихся осуществлять исследовательскую деятельность на материале достаточно простых экспериментальных задач, развитие интереса к конструированию электрических схем, подготовка учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА.
Задачи курса:
развивать у учащихся навыки сборки электрических схем;
научить читать схемы, то есть представлять процессы, протекающие в электрических цепях;
формировать умения и знания о способах конструирования электрических схем в форме забавных рисунков;
через развитие интереса к предмету повлиять на выбор учениками сферы профессиональной деятельности;
создавать положительную мотивацию обучения;
развивать самостоятельное мышление;
научить работать в коллективе;
показать свои знания и умения при объяснении эксперимента;
реализовать творческие способности.
Программа включает теоретическое и практическое обучение.
Теоретическая часть программы носит прикладной характер и использует знания учащихся, полученные на уроках физики и математики в школе, расширяет, углубляет их, формирует новые знания.
Практическая часть содержит лабораторные работы, выполняемые с использованием учебного оборудования. В ходе практических работ учащиеся овладеют технологией сборки электрических схем, технологией измерений. Учатся читать электрические схемы, находить в них ошибки, и рассчитывать необходимые физические величины. Содержание элективного курса углубляет знания учащихся, полученные на уроках физики, и заставляет учащихся применять эти знания в новой, неординарной ситуации.
Подбор заданий производится с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Технология организации учебного процесса включает в себя следующие методы: лекция-диалог, эксперимент, практикум, метод проектов, развивающие технологии.
Курс направлен на развитие способностей, анализировать, оценивать, моделировать, выдвигать гипотезы и на расширение политехнического кругозора, формирование навыков публичного выступления.
Курс состоит из 4-х этапов:
Теория
Лабораторный практикум
Решение и конструирование задач
Презентация проектов по выбранным темам
Структура занятий.
Мотивация.
Сообщение темы и цели занятия.
Повторный инструктаж ТБ.
Работа с приборами.
Лабораторная работа.
Работа по карточкам.
Индивидуальная консультация по темам докладов.
Рефлексия.
Контроль уровня обученности.
Самостоятельное решение задач по карточкам.
Результаты лабораторных работ.
Проекты с элементами исследовательской деятельности.
Творческий отчет.
Ученик получает зачет при условии:
Выполнения лабораторных работ, представленных в установленный срок, с соблюдением требований к оформлению;
Защиты проекта на итоговой конференции с сопутствующей компьютерной презентацией или сопутствующими самодельными приборами. Дополнительные баллы выставляются за: инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных; использование интернет - технологий; инициативную публичную презентацию своей работы в школе.
Планируемые результаты усвоения предмета.
Раздел 1. Электрические измерения.
Учащиеся должны знать: Назначение и применение электроизмерительных приборов (ЭИП): амперметра, вольтметра,. Предел измерений ЭИП.
Учащиеся должны уметь: Включать вольтметр и амперметр в электрическую цепь. Измерять силу электрического тока и электрическое напряжения с помощью вольтметра, амперметра и мультиметра. Определять цену деления амперметра и вольтметра. Собирать простейшие электрические цепи и находить в них ошибки.

Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока.
Учащиеся должны знать: элементы электрической цепи – гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампа, ключ, тумблер, резистор, переменный резистор, конденсатор, их условно-графическое обозначение. Основные параметры электрической цепи: напряжение, сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения. Закон Ома. Условия существования электрического тока в цепи. Электробезопасность.
Учащиеся должны уметь: Составление простейших электрических цепей из ламп, переменных резисторов, реостатов и источника питания. Чтение этих схем и сборка. Нахождение ошибок в электрических схемах.

Раздел 3. Решение задач по теме «Смешанное соединение проводников».
Учащиеся должны знать: условные обозначения приборов, законы последовательного и параллельного соединения, закон Ома;
Учащиеся должны уметь: рассчитывать электрическое сопротивление цепи; силу тока и напряжение; уметь вычерчивать схемы электрической цепи;

Раздел 4. Итоговая научно-практическая конференция.
Учащиеся должны знать: физическую природу молнии; проводники и диэлектрики; плавкие предохранители, их устройство, назначение и принцип работы; действия, которые оказывает электрический ток на организм человека;
Учащиеся должны уметь: публично выступать, отвечать на вопросы, ставить цель своей исследовательской работы и выделять задачи, для реализации поставленной цели, обосновывать актуальность своей работы.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
наблюдать и изучать явления;
описывать результаты наблюдений;
выдвигать гипотезы;
отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
выполнять измерения;
представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Учебно – тематический план

р
Наименование разделов программы
Количество часов






1
Введение в курс.
Инструктаж ТБ. Электрические приборы. Измерение электрических величин.
5

2

Электрические цепи постоянного тока
7

3
Решение задач по теме «Смешанное соединение проводников»
4

4
Итоговая конференция «Её Величество - Электричество»
1


Итого
17


Содержание курса (17 часов)

Раздел 1. Введение в курс. Электрические измерения и электроизмерительные приборы.
Цель:
1) ознакомить учащихся с темой, целью, задачами и методами работы данного элективного курса.
2) Научить составлять простейшие электрические цепи и проводить в них измерения с помощью электрических приборов. 3) ознакомить учащихся с требованиями при оформлении проектных работ.
Понятия: Предел измерений ЭИП. Сила тока. Электрическое напряжение. Цена деления.
Практическое обучение:
Определение цены деления амперметра и вольтметра. Измерение электрического напряжения. Включение вольтметра. Измерение силы электрического тока. Включение амперметра.
Лабораторная работа: Сборка простейшей электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на лампе.
Распределение тем проектов для подготовки к итоговой конференции.

Темы проектов:
Жизнь человека и электричество.
Электричество в природе
Экономим электроэнергию.
Магия электрического тока
5. Осторожно, электричество!
6. От лучины до электрической лампочки.
7.Роль человека в истории электричества.
8. Свободная тема.

Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока.
Цель:
1) Научить учащихся моделировать и видоизменять электрические схемы.
2) Развивать умения анализировать, сравнивать и находить ошибки в электрических схемах.
3) Учить исследовать электрические цепи на определение зависимости одной физической величины от другой.
4) Развивать умение применять знания в новой ситуации через индивидуальную работу по карточкам.
Понятия: элементы электрической цепи – гальванический элемент, батарея гальванических элементов, лампа, ключ, тумблер, резистор, переменный резистор, их условно-графическое обозначение. Основные параметры электрической цепи: напряжение, сила тока, сопротивление, работа, мощность и их обозначение, единицы измерения. Закон Ома. Условия существования электрического тока в цепи. Электробезопасность.
Практическое обучение
Составление простейших электрических цепей из ламп, переменных резисторов, реостатов и источника питания. Нахождение ошибок в электрических схемах. Оформление практических работ, в соответствии с требованиями ГИА.
Лабораторные работы:
«Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения».
««Изучение последовательного соединения проводников»
«Изучение параллельного соединения проводников»

Раздел 3. Решение задач по теме «Смешанное соединение проводников».
Цель:
1) Активизировать деятельность учащихся по решению задач на вычисление электрических величин в увлекательной форме, используя забавные схемы-рисунки.
Научить определять тип соединения и находить оптимальный путь решения.

Понятия: Последовательное соединение проводников, параллельное соединение проводников.
Практическое обучение: самостоятельное вычерчивание забавных схем-рисунков

Раздел 4. Научно-практическая конференция «Её Величество – Электричество».
Цель:
1. Расширить знания учащихся по теме «Электрические явления»;
2. Продолжить формирование у учащихся физической картины мира;
3. Продолжить формировать у учащихся умение публичного выступления.

Учащиеся защищают домашние проекты, подготовленные за время ведения элективного курса:
1. Жизнь человека и электричество.
2.Электричество в природе
3.Экономим электроэнергию.
4. Магия электрического тока
5. Осторожно, электричество!
6. От лучины до электрической лампочки.
7. Роль человека в истории электричества.
8. Свободная тема.











Тематическое планирование

Тема
Кол-во часов
Дата
по плану
Дата
факти
чески

1
Введение в курс: Проекты, требования к ним.
Два рода зарядов. Электризация тел. Изучение природы электрического заряда. Изготовление электроскопа.
1
5.09


2
Примеры электризации в жизни и быту. Опасности проявления электризации на производстве и меры их предотвращения.
1
12.09


3
Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Характеристики электрического поля.
1
19.09


4
Электрический ток. Условия его существования. Физическая природа молнии.
1
26.09


5
Электрическая цепь. Лабораторная работа: «Сборка гальванического элемента и его испытание».
1
3.10


6
Электроизмерительные приборы.
Цена деления. Инструктаж по ТБ.
1
10.10


7
Составление простейших схем. Измерение физических величин с помощью ЭИП.
1
17.10


8-9
Закон Ома. Законы последовательного и параллельного соединений.
Лабораторная работа: «Исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения»
2
24.10
31.10


10
Лабораторная работа: «Изучение последовательного соединения проводников»
1
14.11


11
Лабораторная работа: «Изучение параллельного соединения проводников»
1
21.11


12-13
Вычисление электрических величин. Вычерчивание забавных схем- рисунков.
2
28.11
5.12


14-15
Вычисление электрического сопротивления цепи. Зависимость сопротивления от температуры. Вычерчивание забавных схем- рисунков.
2
12.12
19.12


16
Действия электрического тока и их применение в технике.
1
26.12


17
Научно-практическая конференция «Её Величество - Электричество »
1








Описание материально-технического оснащение образовательного
процесса.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
Оборудование на парту: источник электропитания, амперметр, вольтметр, резистор R1, резистор R2, переменный резистор, ключ, соединительные провода.
Демонстрационное оборудование: источник электропитания, амперметр, вольтметр, резистор R1, резистор R2, переменный резистор, ключ, соединительные провода, электрофорная машина, электроскоп.
Плакаты: по теме «Электричество», Спектр, 2007 год.
Карточки: М.А.Ушаков Раздаточный материал по физике 9 класс. М, Просвещение, 1999 г.
Литература :
Радченко Т.И., Силаев И.В. Занимательные задачи по электродинамике. Библиотечка «Первого сентября».
Волков В.А. Поурочные разработки по физике 9 кл., Москва, 2004г.
Перышкин А.В. Гутник Учебник физики для 9 класса, М, Просвещение, 2010г.
УМК, О.И.Громцева. Контрольные и самостоятельные работы, издательство «Экзамен», Москва, 2010
Степанов С.В. Физика в ученическом эксперименте. Руководство по выполнению лабораторных работ. – 2005г.(лаборатория альфа – микро)
Шилов В.Ф. Техника безопасности в кабинете физики. Москва, 2005г
Интернет – ресурсы.
Заголовок 415