Презентация по истории на темуВеликие люди России


“Великие люди России”Автор: Уткин Дмитрий АлександровичКласс: 10 “А”МБОУ СШ № 86Им. контр-адмирала И. И. Вереникинаг. УльяновскаРуководитель: Маннапова Хамида Муллаяновна Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. НавигацияАренский Анатолий Степанович.Бортнянский Дмитрий Степанович.Варламов Александр Егорович.Верстовский Алексей Николаевич.Глазунов Александр Константинович.Глинка Михаил Иванович. Аренский Анатолий Степанович (1861 - 1906) Аренский Антон (Антоний) Степанович (1861-1906) русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Ученик И. А. Римского-Корсакова (композиция). С 1888 руководитель концертов Русского хорового общества, с 1895 управляющий петербургской Придворной певческой капеллой. С 1901 концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом. Композитор-лирик, Аренский работал преимущественно в камерных вокальных и инструментальных жанрах. Его творчество сформировалось под влиянием П. И. Чайковского, а также композиторов «Новой русской музыкальной школы». Одним из первых среди русских композиторов создал концертные произведения для 2 фортепиано . С 1882 преподавал в Московской консерватории (с 1889 проффесор). Среди учеников: С.В.Рахманинов, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер. Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825) Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825) русский композитор. По национальности украинец. Брал уроки композиции у Б. Галуппи. В 1760-х гг. как певец участвовал в оперных спектаклях и концертах. В 1769-1779 жил в Италии. С 1779 капельмейстер, с 1796 директор вокальной музыки и управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге (способствовал её расцвету).Бортнянский работал во многих жанрах. Центральное место в творчестве занимала хоровая духовная музыка. Мастер хорового письма a cappella , Бортнянский наряду с М. С. Березовским создал новый тип руccкого хорового концерта, использовав достижения в области оперы и инструментальной музыки. Его концерты выходят за рамки церковной музыки. Во многих из них воплощена глубокая философская тема. Писал также светские хоры, в их числе - патриотическая песня «Певец во стане русских воинов» (слова В. А. Жуковского, 1812). В творческом наследии Бортнянского - несколько опер (на итальянские и французские либретто), в т. ч. «Сын-соперник, или Современная Стратоника» (на французский текст). Камерно-инструментальные произведения Бортнянского стали первыми русскими образцами крупной формы. Музыка Бортнянского, стилистически близкая раннеклассической европейской, содержит интонации русской и украинской бытовой песни. Варламов Александр Егорович (1801-1848) Варламов Александр Егорович (1801-1848) - русский композитор. С 1829 учитель пения Петербургской придворной певческой капеллы, в 1832-1843 «композитор музыки» и помощник капельмейстера императорских театровров в Москве. В 1834-1835 издает нотный журнал «Эолова арфа». С 1845 жил в Петербурге. Мастер романса, Варламов создал около 200 произведений этого жанра (преимущественно на слова русских поэтов), приблизив их к народным истокам. Общенародной стала его песня «Красный сарафан». Популярны также «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий» и др. Выступал как камерный певец (тенор), преимущественно с исполнением собственных сочинений, а также как гитарист и дирижёр. Варламов принадлежит одно из первых русских методических руководств в области вокальной педагогики «Полная школа пения». Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862) Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862) -русский композитор, театральный деятель. В 1825-1860 служил в московских императорских театрах: вначале инспектор музыки, с 1830 - репертуара, с 1848 управляющий конторой дирекции. Его 35-летнюю работу в театрах называют «эпохой Верстовского». Творчество Верстовского связано главным образом с театральными жанрами. К лучшим русским операм доглинкинского периода принадлежит его «Аскольдова могила» (1835). Был одним из создателей жанра русской оперы-водевиля. В операх Верстовского народное русское начало сочетается с романтизированной фантастикой. Его музыка, основанная на бытовом материале (использование романсовых мелодий), отличается доступностью. Автор многих вокальных сочинений , среди которых выделяются романтические баллады («Чёрная шаль»), и др. Глазунов Александр Константинович (1865-1936) Глазунов Александр Константинович (1865-1936) - русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922). Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Общался с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым, В. В. Стасовым, под влиянием которых сформировались творческие принципы композитора. Участник Беляевского кружка. В 1885-1903 ежегодно награждался Глинкинскими премиями. С 1888 выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 профессор Петербургской консерватории. В 1905 в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, с конца 1905 директор консерватории. После революции 1917 активно участвовал в строительстве советской культуры, перестройке музыкального образования, вёл общественную музыкально-просветительскую работу. С 1917 ректор Петроградской консерватории . В 1928 как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не смог возвратиться на родину. Умер в Париже (в 1972 прах Глазунова перевезён в Ленинград). Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании (1906), почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907), почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914), член Музыкальной академии в Стокгольме (1929). Глинка Михаил Иванович (1804-1857) Глинка Михаил Иванович (1804-1857) - русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них). Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (1818-1822), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем - В. К. Кюхельбекер. Глинка брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филд и Ш. Майера. В 20-х гг. был популярен в музыкальных кругах как пианист, певец. К этому же времени относятся первые сочинения Глинки. Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса («Не искушай», «Бедный певец» и др.). Общение с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетических взглядов и творческих принципов композитора. В 1830-1834 Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии (в Берлине занимался теорией композиции под руководством З.Дена), где познакомился с музыкальной жизнью крупнейших европейских центров, изучал искусство бельканто, создал ряд произведений . Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» (1836). Около 6 лет Глинка работал над 2-й оперой - «Руслан и Людмила» (1842). Произведения высокого мастерства создавались им и в других жанрах: романсы «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом»; «Вальс-фантазия» (написан для фортепьяно в 1839), музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. В. Кукольника (1840) и др. В 1837- 39 Глинка служил капельмейстером петербургской Придворной певческой капеллы. Значителен вклад Глинки в развитие русской хоровой культуры. Большое внимание он уделял искусству пения (как исполнитель и педагог): занимался с певцами, в том числе с С. С. Гулак-Артемовским, позднее с Д. М.Леоновой; его советами пользовались О. А. Петров и А. Я. Петрова (первые исполнители ролей Сусанина и Вани). В 1844-1847 находился во Франции и Испании. Под впечатлением этой поездки созданы «испанские увертюры» - «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я ред. 1851). В 1848 в Варшаве написано «русское скерцо» для оркестра - «Камаринская». Творчество Глинки - свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили обще-национальное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне-русского хорового искусства , по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18- начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщил характерные черты русской народной музыки, он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Глинка уделял внимание не только фольклору (как его старшие современники А. А. Алябьев, А.Н.Верстовский, А. Л. Гурилёв и др.), но и старинной крестьянской песне, использовав в сочинениях старинные лады, особенности голосоведения и ритма народной музыки. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой западно-европейской музыкальной культурой. Глинка впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В. А. Моцарта и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков различных европейских школ. Определяющими для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистического искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочетания правды и красоты. Симфонические произведения Глинки определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. В «Камаринской» Глинка раскрыл специфические особенности национального музыкального мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокого профессионального мастерства. Продолжение у русских композиторов-классиков получили традиции «испанских увертюр» ( от них - путь к жанровому симфонизму «кучкистов»), «Вальса-фантазии» (его лирические образы родственны балетной музыке и вальсам Чайковского). Велик вклад Глинки в жанр романса. В вокальной лирике он впервые достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтического текста. Глинке принадлежат мемуары («Записки», 1854-1855, опублекованные в журнале «Русская старина», 1870, т. 1-2). А. Н. Серов записал его «Заметки об инструментовке» (впервые опублекованные в «Музыкальном и театральном вестнике», 1856, № 2, 6). Творчество Глинки дало могучий толчок развитию национальной музыкальной культуры. Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором И. И. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. Источник с основной информацией:Сайт Великие композиторы России: www.greatcomposers.ru Источник с фотографиями:Основная часть фотографий взята с сайта: www.yandex.ru/images