Открытый урок по музыке на тему: Музыкальные традиции польской народа (4класс)


Музыка 4 класс
Тема: Музыкальные традиции польского народа.
Из малого облака бывает большой дождь.
Польская пословица
Цели и задачи: развить интерес к изучению музыкальной культуры разных народов – на примере польской музыки. Познакомить учащихся с традициями польской культуры и музыки; воспитывать исполнительскую и слушательскую деятельность учащихся; воспитывать уважение к музыкальному наследию.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: умение объяснять понятия мазурка, полонез, краковяк, материал о композиторе.
Личностные результаты: развитие хорошего художественного вкуса.
Системно-деятельностные результаты: высказывание своего отношения к музыке, умение делать анализ музыкального произведения.
Материальное обеспечение урока.
Для учителя: CD-проигрыватель, CD-диски, портреты композиторов Ф.Шопена, М.Огиньского, иллюстрации танцевальных польских движений, иллюстрации к польской народной песне «Кукушка».
Для учащихся: учебник музыки, тетрадь.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, ритмика, литературное чтение.
Планирование деятельности:
Краткое повторение музыкального материала: фортепианная музыка, композитор, пианист, тесная связь музыки с жизнью.
Беседа о композиторах Польши Ф.Шопене, М.Огиньском.
Слушание музыкальных произведений. М.Огиньский. Полонез Ля минор.
Ф.Шопен. Полонез ля мажор. Ф.Шопен.Мазурка.
4. Слушание и разучивание польской народной песни «Кукушка».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Перекличка учащихся. Готовность учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, что такое фортепианная музыка? - Это музыка, исполняемая на фортепиано. Кто такой композитор? – музыкант, который пишет музыку. Кто такой пианист? – музыкант, играющий на пианино, фортепиано.
3.Новый материал.
Польская музыкальная культура – одна из древнейших славянских музыкальных культур. Наиболее ранние сведения о существовании польской музыки содержатся в путевых заметках арабских купцов, торговавших в польских землях в седьмом веке. К этому времени относится и найденная при археологических раскопках на территории Польши свистульки из кости с 5 игровыми отверстиями. XII веком датируются обнаруженные близ города Гданьска пятиструнные гусли. Воспоминания немецких монахов (раннее средневековье), путешествовавших в районе реки Висла, свидетельствуют о существовании языческих песен. В польском песенном фольклоре того времени сохранились обрядовые песни, связанные с языческим культом природы. Среди старинных народных инструментов можно назвать струнные смычковые – скрипки, генсле, мазанки, марины; духовые – лигавы, басуны, дуды(волынки); ударные деревянные «клекотки» (трещотки), большой и малый бубны. Инструментальная музыка получила широкое распространение в народном быту. Странствующие народные музыканты и инструментальные ансамбли в средние века были постоянными участниками деревенских празднеств и гуляний. Популярны старинные народные танцы: ходзоны (предшественник полонеза0, мазурка, куявяк, оберек, краковяк. Для танцевальной польской музыки характерна смена медленного движения и быстрого. Польский музыкальный фольклор широко используется многими польскими композиторами, а также композиторами других стран.
Полонез – торжественный парадный танец. Возник в 16 веке как танец-шествие рыцарей-воинов. А через 300 лет, в 19 веке, он стал популярен как бальный танец величавого характера. В нем участвовали и мужчины, и женщин. С полонеза начинались все светские балы. Полонез переводится на русский язык как «польский».
Глубокие по содержанию, драматические полонезы создал польский композитор Фредерик Шопен. В его полонезах слышна «поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого несправедливого», - так сказал однажды венгерский композитор Ференц Лист о музыке Шопена.
Показывается портрет Ф.Шопена. Краткий биографический рассказ о жизни композитора. Шопен с детства любил музыку и свое первое произведение «Полонез» написал в 7 лет. Окружающие называли мальчика «музыкальным гением». Он увлекался историей и литературой, много читал и писал стихи, рисовал и сочинял театральные пьески. Свое музыкальное образование получил в Варшавской консерватории. В 20 лет известный композитор и пианист Ф.Шопен уезжает в большое концертное турне по Европе. И остается жить во Франции до конца своей жизни. Но о любимой Родине – Польше он помнил всегда.
Слушание музыки. Ф.Шопен. Полонез Ля мажор.
Большую популярность у любителей музыки приобрел полонез другого польского композитора Михаила Огиньского, получившего название «Прощание с родиной». М.Огиньский называл его «полонезом не для танца». Мягкая задушевная мелодия с оттенком светлой грусти не похожа на тему торжественного полонеза. Лишь в средней части произведения возникает характерный для полонеза ритм, музыка становится торжественной, наступательной.
Слушание музыки. М.Огиньский. полонез Ля минор.
Мазурка роилась в Мазовии (местность в Польше). Этот народный танец под задорные наигрыши скрипок, волынок и гудение толстого марына (польский народный контрабас) воссоздает сценку деревенского веселья. характер мазурки порывистый, ритмически капризный. Мазурка – это соревнование в ловкости и изобретательности танцующихпар. Парни и девушки то двигаются по кругу, то разъединяются и стремительно несутся, задорно пощелкивая каблуками. Притопывания и поскоки сменяются плавным скольжением и кружением. Возглавляет и направляет пляску гетман – главный распорядитель танцев.
Слушание музыки. Ф.Шопен. Мазурка.
Слушание и разучивание польской народной песни «Кукушка». Работа над дикцией и текстом, ритмом и мелодией, фразировкой. Учащиеся вместе с учителем хлопают ритм песни.
Закрепление темы и подведение итогов урока.
Какие польские танцы вы узнали на уроке?
Какие средства музыкальной выразительности создают характер прослушанных произведений?
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о польских танцах, о композиторе Ф,Шопене. Выучить песню «Кукушка».