Конспект урока по литературе «Древние корни народного творчества. Искусство Гжели»


Древние корни
народного творчества.
Искусство Гжели.
СОСТАВЛЕН УЧИТЕЛЕМ РУУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ №30 БАЛАЯН Л.П. С ПОМОЩЬЮ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
ЦЕЛИ:
Повторение орфографических и пунктуационных навыков.
Обучение учащихся комплексному анализу текста.
Формирование чувства патриотизма и гордости за историю народа и углубление представления учащимися народных промыслов.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг, ТСО (медиа-проектор), изделия народных промыслов.
СТРУКТУРА УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель.
Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению-описанию, повторим орфографию и пунктуацию, продолжим обучение комплексному анализу текста и узнаем много нового и интересного о народных промыслах.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
На доске слова:
Хохлома
Гжель
Жостовские подносы
Городецкая роспись
Дымковская, Филимоновская игрушка
Тиснение и резьба по бересте.
2.ХОД УРОКА
Учитель.
Страна наша богата истинными талантами, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Это филимоновская и дымковская игрушка, чукотсая и холмогорская резьба по дереву, жостовские изделия. Но этим далеко не исчерпывается все богатство деревень, продолжают жить интересные ремесла, уходя корнями в седую древность. В изделиях народных мастеров оживают образы, пришедшие из легенд народного эпоса и сказок. Каждые изделия народного искусства- это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, это корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура.
Посмотрите, что сказала о народных промыслах Наталья Горяева.
Народное искусство хранит традиции,
Передаваемые из поколения в поколение. Н. А. Горяева.
Как вы понимаете эти слова?
Ученик.
Мы должны знать, любить народные промысли и сохранять их для наших потомков, потому что это наше великое достояние, богатство.
УчительДавайте поближе познакомимся с народными ремеслами.
Презентация: (Филимоновская, дымковская игрушкка , хохлома, жостовские подносы и резьба по берёсте).
Каждый из промыслов заслуживает восхищения, он самобытен, уникален, среди этих ремесел хочется особо выделить гжельскую керамику-жемчужину России
Откройте учебники на странице 31, упражнение №80.
Ребята, внимательно послушайте, вникните в содержание текста.
Учитель. Определите тему, основную мысль, озаглавьте текст.
Ученик. История гжели, синяя фантазия.
Учитель. Скажите, в каком предложении содержится основная мысль?
Ученик. В первом предложении. Гжель- жемчужина России.
Учитель. Ребята, в каком значении употреблено слово жемчуг в тексте?
Ученик. Это слово употреблено в переносном значении.
Учитель. Правильно, это поэтическая речь, придает красоту, яркость тексту. Какой тип речи использует автор в этом тексте?
Ученик. Это повествование, автор использует много глаголов, а также слов и словосочетаний.
Учитель. Это повествование с элементами описания, много эпитетов, что придает речи выразительность и красоту.
Определите стиль речи.
Ученик. Это публицистический стиль.
Учитель. Почему?
Ученик. Это стиль газет, журналов. Основная задача- воздействовать на слушателя, здесь употреблены слова в переносном значении, яркие эпитеты, это эмоциональный стиль.
Учитель. Ребята, почему это текст? Назовите признаки текста.
Ученик. Группа предложений, связанных по смыслу и грамматически называется текстом.
Учитель. Какая связь предложений в этом тексте?
Ученик. Это последовательная связь. Второе предложение следует за первым.
Учитель. Что автор рассказывает о гжельском керамике?
Ученик. 1. Это искусство глубины веков. 2. Белую глину покрывают глазурью.
Учитель. Это микротемы.
Ученик. Признаки гжельской керамики- изумительно синий цвет.
Учитель. Подберите синонимы к прилагательному синий.
Ученики. Синий-небесный, морской, лазурный, васильковый. (записывают в тетрадь).
Показ слайдов.
Учитель.
Гжель отличает особая роспись: яркие, однокрасочные, чаще всего синие цветы по белому полю, выполненные специальным мазком «в растяжку», на лепестках сразу появляются темный и светлые тона.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
В современных образцах гжели по- прежнему разливается синяя гладь рек и озер, сошедшая на белизну посуды. Кроме посуды мастера гжели создают забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.
А теперь давайте посмотрим на выделенные слова и объясним их лексическое значение, используя толковый словарь. Запомните как пишутся эти слова, затем обратимся к словарю синонимов. Какие орфограммы чаще всего встречаются в тексте.
Безударная
Гласная в корне
слова. Жемчужина- жемчуг.
Непроизносимая
согласная в корне
слова. Местная- место.
Буквы з и с на
конце приставок. Раскрылось.
Сложные
прилагательные. Ярко-синий. Оттенки цвета.
Буквы е и и в
корнях счередованием. Обжигать.
Но текст, это прежде всего- предложения.
Произведите пунктуационный анализ предложения.
Поначалу делали из неё столовую утварь, кирпич да черепицу.
Белую поверхность изделия начали аккуратно украшать рисунком, и оно сразу заиграло ,раскрылось во всей красе. (Выделите основы, составьте схемы предложений).
А сейчас давайте вспомним, что такое наречие? Найдём их в тексте и вспомним какова их роль. (ответ ученика).
Наречия: издавна, невероятно , изначально, вручную, удивительно, поначалу, постепенно, аккуратно, по-прежнему, традиционно, сразу, немало, восторженно.
Учитель.
Теперь рассмотрите картинку и кратко опишите один из предметов (небольшую зарисовку к нашему сочинению)
Дети читают зарисовки.
Каждый промысел удивлен, неповторим, но их всех объединяет то, что русский человек вкладывает в них свою душу, своё понимание красоты.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Ребята, сегодня мы на уроке повторили орфографию и пунктуацию, вспомнили комплексный анализ текста, узнали много о народных промыслах.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение о гжельской керамике.