Урок по изобразительному искусству Искусство Гжели


МОУ ИРМО «Никольская СОШ»
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского)
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Цели урока:
1.Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства;
2.Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;
Задачи урока:
Образовательная:
1.Научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;
2.Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
Развивающая:
1.Прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
2.Способствовать творческому подходу работе,
3.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,
4.Индивидуальные творческие способности
Воспитательная:
1.Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
2.Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
Результаты обучения:
Личностные:
1.осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно – прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества
2.Развивать фантазию и воображение.
Метапредметные:
Учиться высказывать и отстаивать своё мнение, планировать время, оценивать результаты работы, анализировать собственную деятельность.
Предметные:
1.Понимать язык декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приёмы работы, в том числе технику двойного мазка.
2.Создать художественный образ жар-птицы.
Оборудование:
Для учителя:
- Презентация «Гжель»;
- Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран;
- Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике «гжель»;
- Книга «Сказочная Гжель»;
- Плакат-таблица «Гжель»;
- Альбом «Народное декоративное искусство»;
- Рисунки детей прошлых лет.
Для учащихся – белая бумага, простые карандаши, синяя и белая гуашь, кисти широкие и тонкие.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Универсальные учебные действия
1.Организационный этап Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой. Приветствие, проверка организации рабочего места Личностные:
1.осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно – прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества
2.Актуализация и мотивация Актуализация знаний, введение в тему урока.
1.Вводная беседа
Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей? Что вы можете о ней сказать?
Обобщение.
Вывод о том, что жар-птица является воплощением мечты о счастье.
Птица-огонь, об её оперение можно обжечься. Каждое перо светится как множество свеч. Сама же она сияет то голубым, то малиновым цветом.
А где мы сталкиваемся с синей птицей?
Из слов Метерлинка: «Человек предстаёт либо жертвой рока, либо борцом против него». Следует, что за счастье нужно бороться.
Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном- синих птиц- и одухотворители ими узоры и мир вещей человека. Человек получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули нго, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы. Что же тогда главное в декоративном искусстве?
Сегодня мы будем изображать волшебную Жар- птицу по мотивам Гжели.
2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.
- Чему мы должны сегодня научиться?
- Вам понятна тема и цели?
- Какие задачи нужно решить художнику- волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?)
Отвечают на вопросы:
Желтая, золотая, яркая…
Иван –царевич и серый волк, Конек- Горбунок, Царь- девица…
В мифологии Жар-птица- огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния
-Да, нет…
-В сказке Метерлинка «Синяя птица»
-Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта.
-Познакомиться с исскуством Гжели.
- Да
- Узнать о Гжели,
Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи… Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме.
3. Изучение и закрепление первичных знаний 5-7 минут 1. Просмотр презентации.
Гжельская роспись- это древнее, традиционно русское исуксство, истоки которого зародились в русской глубинке более670 лет назад.
«Нежно- голубое чудо- сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси- всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
-Правда очень красиво!? Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение) Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.
- Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?
Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц
- А какие цвета используют художники?
Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого , которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только один цвет- кобальт
- Какие бывают изделия?
-А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает?
Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой: «Играет нежная свирель, И замерает в восхищенье
Жемчужина России –Гжель, где поселилось вдохновенье. Здесь каждый мастер и творец…» Итак- в сине-голубую сказку, в мастерскую , учиться творчеству. Открывайте краски , берите кисточки, все готовы делать упражнения?
-Да
-На керамике, фарфоре, фаянсе
-Синий кобальт
-Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…
-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их в ручную. 4. Отработка навыков 6-10 мин 1. Просмотр презентации на тему «Хохломской росписи»
Каждый элемент росписи не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь- фантазия.
2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии;
-Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки
- Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок- лепесток, другой, третий и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями»
3. Какие элементы используют народные мастера? Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся. Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветков, листиков. Мазок- пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спералевидная, округлая. Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлому.
-Линии, сеточки, усики, мазок с тенями… 5.Применение новых знаний 20 мин 1.Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птицы Творчества, Счастья, Света: Душу гжельскою белой глиною, Вдруг поманит судьба- кудесница…
И взмахнет кистью с краской синею, И распишет все тонкой линией…И все сбудется… и все слепится… В нужном времени… в нужном месте ли- пусть Душа вдруг не закачается… Пусть на белом, небес известием, Синей птицы счастливой песнею- Роспись гжельская проявляется!
Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества.
Верьте в себя И у Вас все получится.
2. Практическая работа. Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества.
Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети…
Во время практической работы- целевые обходы:
Контроль организации
Контроль правильности выполнения приемов работы
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
Контроль объема и качества выполненной работы Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа)
-Работа самостоятельно. Вся наглядность убирается.
6. Рефлексия 5 минут Итог урока.
1.Общая оценка работы класса
Чему вы научились?
Кто почувствовал вдохновение? Понравился урок?(смайлики)
Что понравилось?
В чем затруднялись?
Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)
2. Выставка работ учащихся.
Какая работа понравилась и почему?
3. Уборка рабочих мест. Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.
Домашнее задание: Найти материал об особенностях Городецкой росписи, ее форме и декоре.
Спасибо за урок.
- Основным мотивом и приемам гжельской росписи.
- Поднимают руку…
Получилось красиво, мало времени. Хочется доделать композицию…
Нарисовать поздравление подарить маме, близким друзьям
Понравилась эта работа т.к…
Наводят порядок.
Записывают в дневник Самоанализ урока
Удалось заинтересовать, даже немного поспорили. На следующий год сделаю такой же урок как обобщение четверти, чтобы ребята могли выбрать сами, по мативам какого промысла изобразить Жар-птицу. Подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность по принятию цели. Удивилась, что ребята довольно хорошо знают русские сказки, многое узнала от них сама. Начинаю понимать, что взаимодействие «учитель-ученик» становится обоюдным, они учатся у меня, а я уних.