Выступление : «Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников»


(сл.1) Адамова Светлана Анатольевна- учитель начальных классов
«Средняя общеобразовательная школа №17 города Новоалтайска».
Стаж педагогической работы - 12 лет, в данном образовательном учреждении -2 года.
Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Именно поэтому деятельность педагога является основой формирования личности ученика.
(сл.2) В своей профессиональной деятельности опираюсь на нормативные документы государства, региона, локальные акты образовательной организации.
(сл.3) Второй год работаю по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века» под редакцией Натальи Федоровны Виноградовой.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Таким образом, новый социальный и государственный заказ предполагает формирование личности, готовой занять социально значимое место в обществе.
Социализация не возможна без умения презентовать себя, свои знания, практические навыки, возможности, без умения грамотно, четко доносить до окружающих свои мысли. Именно поэтому на начальном этапе освоения младшими школьниками основ наук, считаю важным развитие их речи.
Данная тема исследована и нашла свое отражение в трудах педагогов, психологов С.Рубенштейна, Д. Эльконина, новатора А.Леушина. Они считают, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей назвать характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них, при этом акцент внимания должен быть направлен на все элементы на схеме, рисунке, с целью формирования развёрнутого высказывания в определенной последовательности.
(сл.4) Это и выразилось в определении следующей темы по самообразованию: «Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников»
Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. В начальном курсе русского языка наиболее четко выступают языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и развитию речи составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями.
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи. Мотивация речи, потребность общения – это первое условие речевого развития.
Но общение возможно только с помощью общепонятных слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития.
От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.
Успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новой социальной средой. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности, а для этого необходимо научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться.
(сл.5)
Именно поэтому целью работы по теме самообразования считаю следущее: формирование разных видов речевого развития младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.
Представленные на слайде задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, а приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе:
(сл. 6) Свою работу строю в соответствии с Принципами развития речи:…..
(сл.7) Для решения поставленных задач использую следующие Педагогические технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- технология работы в группах;
- технология деятельностного метода обучения;
- технология проектного обучения;
- методы исследовательской деятельности;
- технологию моделирования;
- технологию игровых методов.
(сл. 8) А также методы и приемы работы по развитию речи:
Метод обучения по образцу (имитационный):
Метод проблемный:
Метод коммуникативный:
(сл. 9) Чтобы повысить эффективность процесса освоения младшими школьниками коммуникативной компетенции, на уроках широко использую Основные формы работы по развитию речи ,
групповая работа
работа над связной речью: письменная и устная форма
проектно - исследовательская деятельность
игра, игровые упражнения
моделирование
пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, считалки, загадки, стихотворения
(сл. 10) Групповая работа помогает в организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Некоторые виды заданий для работы в группе вы видите на слайде, это - …
(сл. 11) Большую роль в развитие играет
Работа над связной речью: письменная и устная форма.
Предлагаю детям следующие задания:
- определить тему и основную мысль текста;
- исправить ошибку в последовательности пунктов плана в соответствии с текстом;
- составить:
текст из данных предложений;
рассказ по вопросам;
рассказ по предложенному плану;
рассказа по одной картине или серии картин;
рассказ по опорным словам;
рассказ по данному началу или концу;
текст-повествование, текст – описание, текст- рассуждение с опорой на план-схему.
(сл.12.) Организация проектно - исследовательской деятельности создает благоприятные условия для формирования коммуникативной и социальной компетенций учащихся. Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат. Дети учатся работать по инструкции (плану). Для каждого проекта прописываются этапы работы, деятельность учителя, деятельность учащихся. На уроках организую коллективную и индивидуальную исследовательскую деятельность учащихся. В качестве примера на экране вы видите:….
(сл.13.)
Одной из трудностей при обучении родному языку является и то, что язык как особая система долгое время не существует в сознании ребенка. Ему надо перейти от непроизвольного пользования речью к произвольному, воспринять язык как особый предмет изучения. Наглядное моделирование формирует сенсорные предпосылки для развития речевых умений. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными, доступными осознанию.
(сл. 14)
Схема – опора – это модель изучаемого языкового материала, изображение его «устройства», главных черт, взаимоотношения частей. Наглядное моделирование использую при изучении орфограмм, для закрепления понимания частей речи и их грамматических категорий, логико-грамматических конструкций и формировании связной речи. Модели – символы, которые отражают положение органов речевого аппарата в момент произношения звука, облегчают усвоение сложного материала по фонетике. Используемые модели включают стилизованные изображения реальных предметов, схемы, а также служат своего рода планом действий (рассказ, пересказ и др.) для ребенка при работе с текстом.
(сл. 15)
В целях формирования речевого аппарата обучающихся, развития логического мышления, воображения, установления причинно-следственных связей также использую: сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, считалки, загадки, стихотворения.
(сл.16) Важным аспектом своей работы считаю сотрудничество с учреждениями и организациями, которые могут оказать действенную помощь в исследуемой мною проблеме, а именно взаимодействие с Центральной модельной детской библиотекой (ЦМДБ) города Новоалтайска.
В 2015-2016 учебном году в 1 классе была реализована программа внеурочной деятельности «Я в мире книг», главными целями которой являлось: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; расширение литературно-образовательного пространства младших школьников; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Результаты реализации данной программы вы видите на экране:
охват читательской активностью – 100%
вовлечение детей в работу театральной студии «Чародеи» - 32%
вовлечение родительской общественности в клуб для родителей «Читающая семейка» - 29%
Внеклассные мероприятия – это возможность для ребенка демонстрации собственных достижений в образовательной творческой деятельности. Наиболее действенные мероприятия – это классный час, дискуссия, беседа, праздник, викторина, конкурс.
(сл.17-18-19-20)
Положительным результатом своей деятельности по формированию коммуникативной компетенции младших школьников считаю:
проявление у учащихся интереса к знаниям, желание учиться, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми, получать необходимую информацию
по результатам 2 лет уровень обученности составляет 100%;
(сл. 21) Формирование и развитие коммуникативной компетенции является над предметной компетенцией, которая развивается в процессе изучения всех учебных предметов в школе, во внеурочной деятельности, во взаимодействии с социумом. Именно речь является пропуском в мир успешных и преуспевающих, характеризует человека, его возможности, образование, культуру.
(сл. 22-23)
Мой педагогический опыт по теме самообразования востребован в кругу коллег. Делюсь им на открытых уроках, мастер-классах, выступлениях на методических семинарах, педагогических советах, средствами школьного сайта.
Исследуемая мною проблема не может быть решена в период обучения ребенка в начальной школе, она также не будет в полной мере освоена обучающимся в курсе основной и средней школы, так как процесс развития речи сопровождает человека на протяжении всей жизни. Однако, начальная школа и школа в целом способна развить речевую грамотность, активность обучающегося, сформировать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса детей.
(сл. 24) Моё педагогическое кредо: «Ребёнок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».
Считаю, что я, как педагог, должна приложить все усилия для формирования всесторонней личности младшего школьника, создать условия для его физического, интеллектуального, творческого развития и роста, а одним из способов достижения конечной цели может служить коммуникативная компетентность младшего школьника, реализуемая им во всех предметных областях, в том числе средствами развития речи.
(сл. 25) Благодарю за внимание, готова выслушать ваши вопросы!