Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР: Пересказ рассказа «Маша-растеряша» (по Л. Ф. Воронковой) с элементами драматизации.


Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе ОНР (1-й год обучения).
Вид занятия: Развитие речи.
Годовая задача: Ознакомление с художественной литературой.
Лексический цикл: «Одежда».
Тема: «Пересказ рассказа «Маша-растеряша» (по Л. Ф. Воронковой) с элементами драматизации».
Цель: учить пересказывать рассказ, содержащий диалогическую форму речи.
Образовательные области, реализуемые в процессе занятия: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, музыка, физическая культура, социализация.Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнение, актуализация и систематизация словаря по теме «Одежда»;
- развитие навыков слогового анализа и синтеза;
- закрепление навыков образования относительных прилагательных;
- развитие навыков анализа предложений;
- закрепление представлений о словах-предметах, словах-признаках и словах-действиях;
- закрепление в речи правильного употребления предлогов «на» и «под»;
- развитие навыков пересказа рассказа циклической структуры по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие слуховой долговременной памяти;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование навыков сочетания речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формирование умения слушать собеседника, высказываться поочерёдно;
- формирование умения оценивать положительные и отрицательные поступки;
- формирование культуры самообслуживания и самоорганизованности.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Закончите мои предложения:
Если мёрзнут руки, дети надевают … (перчатки, варежки).
Логопед выставляет на доске соответствующую картинку.
- Если мёрзнет шея, дети надевают … (шарф).
- Если готовятся ко сну, дети надевают …. (пижаму, сорочку).
- Каким одним словом мы можем назвать варежки, шарф и пижаму? (одежда)
- Завершая наши беседы об одежде, мы сегодня познакомимся с рассказом Любови Фёдоровны Воронковой «Маша-растеряша».
Прослушивание рассказа «Маша-растеряша» (по Л. Воронковой).
Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама: – Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора! Маша проснулась, открыла глаза: – Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.
Мама опять:
- Маша, поднимайся, Маша, одевайся!
Нечего делать – надо подниматься, надо колготы надевать. Оглянулась Маша – а колготок-то нет! Их на стуле нет, И под стулом нет.А кошка мурлычет-приговаривает: - Надо вещи убирать — Не придётся их искать. И воробьи за окном Машу поддразнивают: – Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Смотрит Маша, да вот же колготы – у куклы в кроватке!
Мама спрашивает:
- Маша, ты скоро?
А Маша отвечает: – Вот надену платье И пойду гулять я! А платья тоже нет нигде! И на столе нет, И под столом нет… А кошка всё своё мурлычет-приговаривает: - Надо вещи убирать — Не придётся их искать…
И воробьи чирикают:
- Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Да вот же платье – у куклы в кроватке.Мама спрашивает: - Маша, ты скоро?А Маша отвечает: - Курточку одеваю.
А куртки нет.И на кресле нет,
И под креслом нет.А кошка ходит, всё своё мурлычет-приговаривает: - Надо вещи убирать — Не придётся их искать.
И воробьи чирикают:
- Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Да вот она – тоже у куклы в кроватке.
Бежит Маша в детский сад, торопится. А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали: – Опоздала, Маша, Маша-растеряша!
Составление опорной схемы рассказа по вопросам логопеда:
По результатам ответов детей логопед выставляет на доске опорные картинки для составления пересказа.
- Ребята, в какое время суток мама пришла будить Машу?
- Что мама говорила Маше? (повторяем хором: «Маша, просыпайся, Маша, одевайся»)- Что Маша стала искать?
- Где Маша искала колготки?
- Давайте встанем, потянемся кверху и скажем «Их на стуле нет».
- А теперь сядем на корточки, ручки вниз «И под стулом нет».
- Кто дразнил Машу?
- Как дразнила Машу кошка? «Надо вещи убирать, не придётся их искать» - хором)- Как дразнили воробушки? («опоздаешь, Маша, - Маша-растеряша» - хором)
- Где Маша нашла колготы?
- Что Маша искала потом?
- Где Маша искала платье?
- Давайте встанем, потянемся кверху и скажем «На столе нет».
- А теперь сядем на корточки, ручки вниз «Под столом нет».
- Как дразнила Машу кошка?
- Как дразнили воробушки?
- Где Маша нашла платье?
- Что Маша искала после платья?
- Где Маша искала курточку?
- Давайте встанем, потянемся кверху и скажем «На кресле нет».
- А теперь сядем на корточки, ручки вниз «Под креслом нет».
- Как дразнила Машу кошка?
- Как дразнили воробушки?
- Где Маша нашла курточку?
- Что увидела Маша, когда прибежала в детский садик?
- Что сказали Маше ребята в детском садике?
- Почему Маша опоздала?
4. Слоговой анализ слов.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Какую осеннюю одежду можно надевать на прогулку?
Дети называют и выставляют соответствующие картинки.
Куртка, перчатки, брюки, свитер, носки, юбка.
- Слова рассыпались на части. Буду называть части, какое слово получится?
«Кур», а потом «тка»; «сви», а потом – «тер».
Аналогично: брю – ки, юб – ка, нос – ки, пер-чат-ки.
- А теперь слова рассыпались на части, а эти части поменялись местами. Буду называть части, соберите слова правильно:
Тер - сви, ки – брю….
Аналогично с остальными словами.
Образование относительных прилагательных.
Ребята, из каких тканей могло быть Машино платье?
Логопед демонстрирует и называет ткани, дети составляют соответствующие словосочетания.
Если платье сшито из ситца, то оно какое – ситцевое…
Из шёлка –
Из атласа –
Из шерсти –
Из кожи –
Из меха –
Из трикотажа –
Составление предложений с опорой на схему.
А) Составление 3-словных предложений.
На доске выставлена схема: ______ ______ ______ .- Будем составлять предложения о Маше.
- Сколько слов в предложении? (Три).
- Что означает первый символ в схеме? (слова-предметы)
- На какие вопросы отвечают слова-предметы? (Кто? Что?)- Почему у первого символа вверх поднята мачта? (Это первое слово в предложении, начинается с большой буквы)
- Что означает 2-е слово в предложении? (слово-действие))- На какие вопросы отвечают слова-действия? (что делать? Что делают?)- Что ставим в конце предложения? (Точку)
- Почему? (Это конец предложения).
- Маша одевается. Составьте свои предложения о Маше.
3215640194945Маша надевает комбинезон. И т.д.
451985278248397764088265Б) Составление 4-словных предложений: ______ _____ _____ .- В нашей схеме появился ещё один символ.
- Какие слова мы обозначаем этим символом? (слова-признаки)
- На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Какой? Какая? Какие?)- Придумайте предложения о Машиной одежде.
Маша надевает трикотажное платье.
ФКМ: «Воробушки», «Котята» (аудиопособие Е.Железновой).
- Какие герои торопили Машу? (воробушки и кошка)
Выполняем упражнение «Воробушки», а затем «Котята».
Повторное прослушивание рассказа.
Распределение ролей и инсценировка.
Итог: - Ребята, что нужно делать, чтобы ваша одежда не терялась, чтобы вы никуда не опаздывали?