План-конспект урока по литературе по теме И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях Ворона и лисица, Свинья под дубом


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Елаурская средняя школа Сенгилеевского района Ульяновской области
План-конспект урока литературы в 5 классе
по теме « И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
Краснова Зинаида Алексеевна
с.Елаур -2015
Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в басне.Понятие об аллегории и морали.
Цели : способствовать развитию в учениках способности размышлять, правильно , с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров , обучение работе в группе; формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи :
- расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; выявить её жанровые признаки;
-развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти;
- формирование навыков исследовательской и поисковой работы;
-формирование метапредметных умений у обучающихся через развитие навыков работы с текстом художественной литературы;
- развитие рефлексивных умений
-развитие речи и эстетического вкуса как показателей интеллектуального и общего развития ученика;
- воспитание коммуникативных качеств у школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке;
-воспитывать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежам.
Тип урока – урок формирования новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг, иллюстраций, тесты, маски и реквизит для инсценировки; компьютер, проектор, экран.План – конспект урока
1этап.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока.
Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, сотрудничество с учителем, сверстниками;Регулятивные: саморегуляция;
Психологический настрой детей на урок.
Цель: Создание благоприятной эмоциональной обстановки, психологический настрой на урок, подготовка учащихся к работе
Учитель: Доброе утро! Посмотрите, как ярко вам сегодня светит солнышко! А сейчас повернитесь к своей соседке по парте, улыбнитесь еще раз. Как вы себя чувствуете?  Вот с таким прекрасным настроением мы будем с вами получать новые знания. Итак, мы начинаем урок.
2 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Познавательные УУД: Выбор критериев для сравнения и классификации материала;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные УУД: уважительное отношение к русской литературе;
Регулятивное УУД: целеполагание;
1.Мотивация к учебной деятельности.
Работа с эпиграфом
— А. С. Грибоедов — известный русский драматург, автор комедии «Горе от ума». Ему принадлежат слова: «Ох, басни — смерть моя! Насмешки вечные над львами, над орлами!»
 Как, по вашему мнению, относится поэт к басне?
 Какие особенности басни подчеркивает Грибоедов в своем высказывании? (Аллегоричность — львы, орлы, воплощающие в себе определенные черты человеческих характеров; сатира — «насмешки вечные»)
2).Актуализация знаний., формирование темы урока.
1. Демонстрация презентации по басне Крылова «Ворона и Лисица»
2.Организация фронтальной беседы по вопросам.
а) Понравилась ли презентация? Чем?(поподробнее)
б) Какое литературное произведение положено в основу презентации? (басня)
в) Знаете ли вы кто автор этого произведения? (Крылов)
-Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.А. Крылова.
Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные, познакомиться с новой басней, чтобы увидеть их значение и поучительность.
Запишите тему в тетрадь.
-сообщение об И.А. Крылове.
3 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование текста с целью выявления общих законов, анализ, умение доказывать;Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдать правила общения, формирование навыков развёрнутого анализа;
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, ценностное отношение к человеку;
1) Выборочная проверка домашнего задания
Беседа по таблице , составленной по статье учебника " Биография И.А. Крылова"
Вопросы: Где началасьтрудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? Какие события предшествовали этому? Как он получил образование? С написания каких произведений началась его писательская деятельность? и т.д.)
2) Игра на внимательность «Копилка крылатых слов и выражений»
Задание на слайде
-Ребята, соотнесите цитаты с названиями басен.
Название какой басни осталось лишним?
-С какой же басней мы будем знакомиться?
3) Повторение теории
-Какое художественное произведение называется басней?
-Кто является действующими лицами в баснях?
-Что такое мораль?
-Какова основная цель басни?(посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей).
Физминутка
4 этап. Практикум. Аналитическая работа с текстом.
Проектная работа с закреплением во внешней речи. Открытие новых знаний путём знакомства с басней «Свинья под Дубом».
Познавательные УУД: поиск информации, умение строить высказывание, выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации, умение адекватно передавать содержание текста;
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении , умение полно выражать свои мысли, умелое разрешение конфликто;
Личностные УУД: выработка смыслообразования,выделение нравственного аспекта поведения;
Отчёт групп о проделанной работе.
1 группа
Инсценирование басни
Работа с текстом
–Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой действия? Прочитайте.
- Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.
-Прочитайте развязку действия.
-Почему Свинья не понимает сути упрёков?
2 группа
-Кто является действующими лицами басни «Свинья под Дубом»?
-Какова мораль басни? (прочитать)
3 группа
Невежда
Словарная работа
Невежа
- Какое из этих слов характеризует Свинью? (глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (жёлуди), они ему приятны.Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). НЕ понимает, что науки должны развиваться
-Какие ещё слова использует автор для её описания?
-Какие чувства у вас вызывает Свинья?
-Чему учит эта басня?
-Актуальна ли она в наше время?
5 этап. Подведение итогов.
Познавательные УУД:овладение логическими действиями сравнения, обобщения,, активность в решении творческой задачи ;
Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Личностные УУД: соотносить свою часть работы свою часть работы с общим замыслом;
Регулятивные УУД: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность;
1) Обобщение.
-И.А. Крылов умер на 70-ом году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке.
-Узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера он высмеивает?
Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность.
-В чём же секрет басен Крылова? (Они написаны простым языком, интересны, не хочется быть похожими на героев его басен)
-Надеюсь, что его произведения станут для вас умной и нужной книгой (обратить внимание на выставку книг)
2) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Вспомним слова индийского поэта: «Взгляни на этот день! Ведь в нём заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдём всё: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения.»
-Получилось ли у нас достичь чего-то на уроке?
-Довольны ли вы своей работой?
-Как бы вы оценили свою работу?
Кто работал в полную силу?Хорошо?Мог бы работать ещё лучше?
3) Выставление оценок.
4) Домашнее задание.
Выучить или выразительно прочитать одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).
По желанию:
-подготовить иллюстрацию к басне;
-написать собственную басню.
Список использованной литературы:
Андреева, М.С., Короткова, М.П. Иван Андреевич Крылов: к 240-летию со дня рождения. Выставка в школьной библиотеке. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – Прилож. К журналу «Школьная библиотека».
Архипов, В.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: Моск. Рабочий, 1974.
Десницкий, А.В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 143с. – (Биография писателя).
Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – Москва: «ВАКО», 2010.
Иванов, В.М. Ларец мудреца: Повесть. – Л.: Лениздат, 1973.
Крылов, И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. – М.: Школа-Пресс,
1996. – 704с. – («Круг чтения: школьная программа»).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич httpHYPERLINK "http://www.krilov.ru/"://HYPERLINK "http://www.krilov.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.krilov.ru/".HYPERLINK "http://www.krilov.ru/"krilovHYPERLINK "http://www.krilov.ru/".HYPERLINK "http://www.krilov.ru/"ruHYPERLINK "http://www.krilov.ru/"/