Решение задач по теме: «Фотоэффект»


1 ФИО Липовая Надежда Анатольевна
2 Место работы ГБОУ СОШ с. Красное Поселение Елховский район
3 Должность учитель
4 Предмет физика
5 Класс 11
6 Учебник «ФИЗИКА-11», авторы: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Изд-во «Просвещение», 2010 г.
7 Программа Г.Я.Мякишева (Программа общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 -11 кл. – М.: Просвещение, 2008),Тема: Решение задач по теме: «Фотоэффект» Тип урока: комбинированный (урок формирования практических умений и навыков, закрепления и обобщения пройденного материала, учета и контроля знаний).
Цели урока:
Выделить основные структурные элементы знаний по теме: «Фотоэффект».
Продолжить формирование приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, систематизации.
Закрепить ранее изученный материал и решать задачи.
Сформировать умение решать задачи с использованием уравнения Эйнштейна и представлений о квантах света
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Фотоэффект».
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно ставить цели, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Воспитательная: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: Метапредметные: Личностные:
уметь устанавливать взаимосвязь по разным темам,
уметь применять теоретические знания в практической деятельности. осуществлять учебное сотрудничество,
работать с источниками информации,
уметь грамотно строить устное монологическое высказывание,
осуществлять самооценку и взаимооценку. осознавать практическую значимость учебного материала,
мотивировать свою деятельность,
понимать осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
Межпредметные связи: математика.
Ресурсы урока:
Оборудование: интерактивная доска; ученические ноутбуки
Презентация
Раздаточный материал:
- печатные тексты для регистрации количества полученных за ответы   баллов.  
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационно-мотивационный - Организует начало учебной деятельности;
- Проверяет готовность обучающихся к уроку;
- Создает эмоциональный настрой на совместную работу; - Готовятся к уроку;
- Погружаются в благоприятную атмосферу;
2. Актуализация знаний.
Применение знаний на практике.
3.Закрепление Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
Сегодняшний урок мы начнем с проверки теоретической части вашего домашнего задания. Сделаем это в виде диктанта
Ответы: 
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9
В Б Б Б А АВ АВ Б В
Поставьте себе оценки:
1 – 4 оценка«2»
5 – 6 оценка«3»
7 – 8 оценка«4»
9 оценка«5»
Давайте теперь постараемся применить наши знания для решения следующих задач. Чертежи  делать четко, приводить подробное решение, так как  все ваши записи вам пригодятся для решения сегодняшней работы, которая будет у вас на уроке. Если вы решаете задачи  раньше тех, кто это делает у доски, то тоже получаете баллы.
Задача 1.
 Работа выхода электрона из золота 4,76 эВ. Найти красную границу фотоэффекта  
Задача 2.
Наибольшая длина волны света, при которой еще может наблюдаться фотоэффект на калии, равна 450 нм. Найдите скорость фотоэлектронов, выбитых из калия светом с длиной волны 300нм.
Задача 3.
Для полной задержки фотоэлектронов, выбитых из некоторого металла излучением с длиной волны 210 нм, требуется напряжение 2,7 В. Чему равна работа выхода для этого вещества?
Решаем вместе:
Задача 4.
В опытах по фотоэффекту было найдено, что для света с длиной волны λ1 = 300 нм запирающий потенциал (Uз)1 = 3,0 В, для λ2 = 400 нм (Uз)2 = 2,0 В. Определите из этих данных значение постоянной Планка h.
Решение:
Согласно уравнению Эйнштейна для фотоэффекта,
134556522669521565226339
Решим систему из этих двух уравнений и выразим постоянную Планка:


255524078740Выразим частоту через длину волны:

Ответ: 6,4 · 10- 34 Дж·сПервичная проверка усвоения материала ЭОР Тестовое задание: 10 задач различной сложности. Максимальное количество баллов за тест - 100.Контролирует выполнение заданий.
Тест 2-го уровня
http://www.afportal.ru/physics/test/online/optics6Тесты 1-го уровня
http://www.afportal.ru/physics/test/easy/22http://www.afportal.ru/physics/test/easy/23http://www.afportal.ru/physics/test/easy/24Выполнение теста 1-го уровня оценка «3»
Выполнение теста 2-го уровня оценка «4,5»
 Тест по теме "Фотоэффект"
1. Какие из перечисленных явлений служат доказательством квантовой природы света. Выберите правильный ответ.
1 - интерференция
2 - поляризация
3 - дифракция
4 - фотоэффект
А-1, 2, 3; Б-3 и 4; В- 4
2. Какое из приведенных ниже выражений наиболее точно определяет понятие фотоэффекта? Укажете правильный ответ.
А. Испускание электронов веществом в результате его нагревания.
Б. Вырывание электронов из вещества под действием света.
В. Увеличение электрической проводимости вещества под действием света.
3. Кто из этих ученых сформулировал законы фотоэффекта. Выберите правильный ответ.
А-1; Б-2; В-3
4. От каких параметров зависит максимальная кинетическая энергия электронов, вырываемых с металла светом?
А- от интенсивности света; Б- от частоты;
В- от работы выхода; Г - от частоты и работы выхода.
5. Какое из приведенных ниже выражений точно определяет понятие работы выхода? Укажите правильный ответ.
А. Энергия необходимая для отрыва электрона от атома.
Б. Кинетическая энергия свободного электрона в веществе.
В. Энергия, необходимая свободному электрону для вылета из вещества.
6. Какое из приведенных выражений позволяет рассчитать энергию кванта излучения? Укажите правильные ответы.
А. Авых+ Ек Б. hv - Eк В. Авых+ mv2/2
7. При каком условии возможен фотоэффект? Укажите правильные ответы.
А. hv > Aвых Б. hv  Aвых В. hv < Aвых8. Чему равна максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов вырываемых из металла под действием фотонов с энергией 8*10-19 Дж, если работа выхода 2*10-19 Дж? Укажите правильные ответы.
А. 10*10-19 Дж; Б. 6*10-19 Дж; В. 5*10-19 Дж
9. укажите вещество, для которого возможен фотоэффект под действием фотонов с энергией 4,8*10-19 Дж. Укажите все правильные ответы.
А. Платина(Авых=8,5*10-19 Дж);
Б. Серебро (Авых=6,9*10-19 Дж);
В. Литий (Авых=3,8*10-19 ДжВыставляют себе оценки.
Решают задачи у доски и самостоятельно в тетради.
Решение:
4,76 эВ = 4,76 · 1,6 · 10- 19 Дж = 7, 616 · 10- 19 Дж
Авых=hγкр=hcλкр; λкр=hcАвых= 6,34 · 10- 34 ∙ 3 ∙ 1087, 616 · 10- 19=2,6 ∙ 10-7м
Решение:
λкр = 4,5 ∙ 10-7м, λ = 3 ∙ 10-7м hcλ=hcλкр+mv22; mv22=hc 1λ-1λкр; v=2hcλкр-λmλкрλ≈7∙105м/сРешение:
mv22= U3e; Авых= hcλ- mv22= hcλ-U3e= 6,34 · 10- 34∙3∙108 2,1∙ 10-7-2,7∙1,6· 10- 19=4,74· 10- 19 Дж Выполняют задание

Проверяют свои результаты
Заполняют: ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Ф.И. учащегося Задание Оценка
тест решение задач тест итоговая оценка 4. Рефлексия - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;
- Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
- Проводят самооценку;
- Оценивают работу одноклассников;
5. Домашнее задание - Инструктирует учащихся по выполнению
домашнего задания и подготовке к следующему уроку:
Домашнее задание.
Сборник задач Степановой №1710, 1713.
- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;
- Записывают домашнее задание в дневник;