Урок чтения на тему Басни И.А. Крылова. Работа над басней Лебедь, Щука и Рак (4 класс)

Урок чтения в 4 классе.

Ирина Артуровна Очеретько
Учитель начальных классов высшей категории,
учитель-методист, заместитель директора по УВР
Донецкой ощеобразовательной школы
·-
·
·
· ступеней № 30.



Тема Басни И.А. Крылова.
Работа над басней «Лебедь, Щука и Рак»


Цели: - закреплять знания учащихся о таком жанре, как басня, учить раскрывать аллегорию басни, разбирать речевые обороты, устанавливать главную мысль, выделять части басни, в которых заключена мораль, подбирать аналогию из жизни;
- развивать речь, мышление, воображение;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: - портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, схема на доске.
Эпиграф на доске: «Смеясь, говорить правду».
План
I. Рефлексия.
- Дети, посмотрите внимательно мне в глаза.
Из моих глаз идут лучи. Вы должны их увидеть. Вы их видите?
Они несут вам знания, доброту, мудрость.
Поймайте эти лучи своими глазками. Сумели?
Ваша задача – удержать эти лучи и суметь получить всё то, что они несут.
II. Сообщение темы и целей.
- Сегодня мы продолжим разговор о баснях, послушаем выразительное чтение наизусть представителями каждой группы.
III. Актуализация знаний.
- Закройте глаза и представьте себе, как плещется море, кричат чайки, тихо переговариваются деревья. Я предлагаю вам на крыльях времени перенестись в Древнюю Грецию.

Чтение стихотворения учителем.
Волшебный край, где речка Танаис,
Где ивняков рассыпанные косы
Бегут на месте по теченью вниз,
Глаза хмельного солнца чуть раскосы.
Стеклянный шар над берегом навис,
И тяжелеют мёдом абрикосы.
Здесь каждый тополь мудростью высок,
Целебны травы, бархатист песок
И перломутровы скорлупки мидий.
Гуляли здесь Гомер, Эзоп, Овидий.
Здесь хорошо читается в тени,
Когда душе поэзия сродни.
- Так писал о Древней Греции поэт Леонард Лавлинский. Здесь каждый камень может рассказать таинственные легенды и истории. Этот край называют колыбелью мировой культуры. Именно туда, в далёкую Грецию, своими корнями уходит жанр басни, которой мы посвящаем сегодняшний урок. А первым баснописцем считают великого Эзопа, который высмеивал всех и всё, говорил людям правду, но делал это в аллегорической манере.

- Что такое аллегория? – сообщения учащихся – перспективное домашнее задание одной из групп.

Слово учителя.
- У этого жанра в разные времена и в разных странах появилось много последователей и поклонников. Мы уже знаем с вами Глебова, Толстова, Крылова.
На прошлом уроке мы познакомились с басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Именно её сегодня мы будем слушать наизусть в вашем исполнении, но вначале давайте послушаем об авторе.

Сообщения учащихся – перспективное домашнее задание.

Анализ схемы на доске.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Беседа по басне.
- Кто персонажи басни?
- Какие у них черты характера?
- Чем поучительна эта история?
- Какая основная мысль басни?
- Сформулируйте мораль фразой из басни.
- Приведите ситуацию из жизни.
Работа над выразительностью.
- Произнесите следующие фразы с интонацией (фразы написаны на доске).
- Ой, что это? – с удивлением.
- Ой, как красиво! – с восторгом.
- Ой, как больно! – с больно.
- Эта встреча мне запомнится надолго! – с радостью, с иронией, с неприятными эмоциями.

IV. Слушание басни наизусть (представителями разных групп).

V. Сравнение с украинскими произведениями.
Сообщения учащихся о басне Глебова, об украинской народной сказке. Слушание сказки и басни в исполнении детей.
Басня Л. Глібова.
У товаристві лад – усяк тому радіє,
Дурне безладдя лихо діє
Так Лебідь рветься підлетіть,
Рак упирається, а Щука тягне в воду.
Хто винен з них, хто ні – судить не нам,
Так тільки хура й досі там.

- В чём сходство этих произведений?
- Одинакова ли главная мысль?

VI. Продолжение слушания басни наизусть.

VII. Знакомство с другими баснями Крылова.
- Крылов написал множество басен. Знакомство с ними – это тема следующего урока внеклассного чтения, но уже сегодня некоторые дети подготовили нам басни для прослушивания (обзор иллюстраций на доске, слушание басен в исполнении детей – 2,3, коллективное определение морали каждой басни).
Анализ персонажей басен.
- Какие черты характера можно передать, какими животными (высказывания учащихся)?
- Хитрость – лиса,
легкомыслие – бабочка, стрекоза,
глупость – волк, медведь, обезьяна, осёл,
жадность – кабан, волк,
трусость – заяц, ягнёнок.

VIII. Итог.
- Чем отличается басня от других жанров?
- На что следует обращать внимание, читая басню? (На поучение, мораль).
Перспективное домашнее задание на урок внеклассного чтения – каждая группа готовит 2-3 басни Крылова.

IX. Рефлексия.
- Вы молодцы, ребята, что смогли удержать мои лучи на протяжении всего урока и получить от них все те знания, доброту, которые я старалась вам передать.
Вы можете отпустить мои лучи. Пусть ваши глазки и головы отдыхают.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Предосте-режение.

Стихот-ворение.

Портрет
И.А. Крылова.

Поучительная история.

Басня.

Мораль.

Язык: меткий, образный, яркий.