Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ текста (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Кирсанова Тамбовской области



Рассмотрена на заседании педагогического совета школы от 28.08.2015 г. протокол №1

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Управляющим советом от 28.08.2015 г, протокол №4

Утверждена приказом по школе от 31.08.2015 г, №185







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Комплексный анализ текста»
для 9-в класса
на 2015-2016 учебный год






Составила учитель русского языка и литературы
Кувшинова Галина Владимировна











г. Кирсанов


2015


Пояснительная записка

Образовательный процесс по русскому языку в 9 классе осуществляется по образовательной программе, разработанной в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
приказом МБОУ СОШ от 30.08.2013 г №124 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов в МБОУ СОШ №1 города Кирсанова Тамбовской области»
Элективный курс по русскому языку и литературе «Комплексный анализ текста» предметно-ориентированный.
Цель курса:
побудить обучающихся к осознанному, творческому чтению текстов разного стиля;
привить навыки грамотного использования русского литературного языка при создании устных и письменных высказываний;
воспитывать интерес к изучению русского языка на лучших образцах текстов.
Формы организации работы различны. Курс «Комплексный анализ текста» - естественное продолжение системы работы, проводимой в базовом звене. Поэтому на первых занятиях возможны лекционные приемы работы как способ сообщения теоретических сведений, беседы, выступления обучающихся, их самостоятельная деятельность.
Принципы построения программы курса.
Курс посвящен работе с текстом, комплексному его анализу, использованию разнообразных грамматических форм и синтаксических конструкций. Практическая работа с текстом, внимательное его чтение позволят понять, что в языке все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. Поэтому комплексная работа с разными текстами будет развивать речь обучающихся и углублять их знания о русском языке, повысит их речевую культуру.
Теоретическая и практическая значимость курса.
Теоретические сведения, полученные при изучении данного курса, найдут применение в практических упражнениях. Обучающиеся должны понимать замысел автора, тему, основные мысли текста, уметь сопоставлять тексты разного стиля, охарактеризовать средства выразительности и др.
Виды ученической деятельности могут быть самыми разнообразными (работа со словарем, редактирование предлагаемого текста, составление текста из данных предложений, различные виды разбора по орфографии и пунктуации, создание собственного текста на основе прочитанного).
Желаемые результаты пробы.
В результате обучающиеся должны овладеть определенными навыками комплексного анализа текста, использовать в своей речи самые выразительные и уместные синтаксические конструкции. Кроме того, занятия данного курса помогут подготовиться к экзамену: к сочинению, изложению, ГИА (9 кл.), ЕГЭ.


Содержание рабочей программы

Курс «Комплексный анализ текста» рассчитан как на повторение разделов школьной программы, так и на открытие новых аспектов в изучении родной речи.
Уроки «Комплексный анализ текста» посвящены разным видам работы с текстом:
- признаки текста, стилистическая принадлежность текста (художественный, публицистический, научно-популярный), абзац,
- типы речи (повествование, описание, рассуждение),
- сжатие текста, план,
- рецензия.
Они учат обучающихся понимать замысел автора, основные мысли текста, его тему.
Уроки «Слово в тексте» посвящены работе с выразительными средствами языка, со стилистически окрашенными словами:
- синонимы, антонимы и их роль в тексте,
- тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, перифразы, сравнения, фразеологизмы, гиперболы, лексические повторы),
- стилистические фигуры (анафора, антитеза, градация, инверсия, синтаксический параллелизм, риторический вопрос и риторическое обращение).
Уроки «От предложений к тексту» учат обучающихся самостоятельно составлять текст и работать с ним:
- составление плана, работа с ключевыми словами как подготовка к рассуждению – основному виду работы на итоговой аттестации,
- микротемы, умение выделять их.
Уроки «Проверяем себя» - это контроль за полученными знаниями:
- умение писать сочинение, изложение,
- выполнять задания по тексту.






Учебно-тематический план

1. Вводный урок. Что такое комплексный анализ текста? Алгоритм работы с текстом (1ч.).
2. Работа с текстом художественного стиля (3ч.).
3. Особенности текста публицистического стиля (3ч.).
4. От теории к практике. Комплексный анализ текста (7ч.).
5. Практическая работа с текстами разного стиля. Основы редактирования (2ч.).
6. Подведение итогов (1ч.)



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны овладеть определенными навыками комплексного анализа текста, знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения), уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, использовать в своей речи самые выразительные и уместные синтаксические конструкции для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. Кроме того, занятия данного курса помогут подготовиться к экзамену: к сочинению, изложению, ГИА (9 кл.), ЕГЭ.

Литература и средства обучения

1. Т.М. Пахнова «Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку». Москва. «Просвещение». 2002 г.
2. М. Пахнова «Русский язык. Комплексная работа с текстом». Москва. «Айрис Пресс». 2006 г.
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов.- М.: Вербум-М, 2003.
ГИА-2016. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.
Русский язык. 9 класс. Тесты: В 2 ч. / М.П. Книгина. - 2-е изд,., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2006.
Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2016: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион-М, 2016.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Всероссийский общеобразовательный портал. - Электронный ресурс. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека русской литературы. Тексты произведений русских классиков. Биографии. – Электронный ресурс. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кабинет русского языка и литературы. – Электронный ресурс. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский язык и литература. – Электронный ресурс. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Календарно-тематический план учителя

№ уро-ка
Название раздела. Тема урока.
Кол-во уро-ков
Дата проведения
по плану
Дата проведения
фактически

1.
Вводное занятие. Что такое комплексный анализ текста? Алгоритм работы с текстом.
1



2.
Работа с текстом художественного стиля.
1



3.
Слово в тексте. От теории к практике.
1



4.
Комплексная работа с текстом. Проверяем себя.
1



5.
Особенности текста публицистического стиля.
1



6.
От теории к практике. Комплексный анализ текста.
1



7.
Слово в тексте. Анализ текста публицистического стиля
1



8.
Составление текста из данных предложений и его анализ.
1



9.
Упражнение на составление текста, комплексный его анализ.
1



10.
От предложения к тексту.
1



11.
Комплексная работа с текстом и основы редактирования
1



12.
Проверяем себя.
1



13.
Слово в тексте. Комплексный анализ текста.
1



14.
Практическая работа с текстами разного стиля.
1



15.
Комплексный анализ текста.
1



16.
Самостоятельная работа по составлению текста и заданий к нему для комплексного анализа.
1



17.
Подводим итоги.
1










Заголовок 115