Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами метода ролевой игры «Шесть шляп мышления».


Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами метода ролевой игры «Шесть шляп мышления».
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные педагогические технологии, можно справиться с этой задачей и научить ученика мыслить.
Как известно, мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. В способности думать заключена основа человеческой деятельности.
Независимо от уровня развития данной способности в каждом отдельном человеке, все люди регулярно испытывают неудовольствие оттого, что не всю информацию удалось учесть при принятии какого – либо решения, не все аргументы удалось найти и высказать в процессе презентации своей идеи.
Передо мной, как учителем начальных классов, всегда стоял вопрос, какие методы и приёмы работы использовать, чтобы совершенствовать УУД учащихся. Сегодня очень актуальной является проблема использования и создания новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.
Но можно ли научиться мыслить более продуктивно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Среди инновационных методов, позволяющих добиваться позитивных результатов в формировании УУД младших школьников, меня заинтересовал метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением.
Метод «Шесть шляп мышления» создан Эдвардом де Боно, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автором 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.
Ценность данного метода – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). Ребёнка нужно научить мыслить самостоятельно, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. А это и есть универсальные учебные действия.
Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».
«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы».
В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов
Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? –На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д.
После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? –
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную – только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.
Когда дети научаются выделять + и – в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют, а как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты, вводится символ зеленой шляпы.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Знакомство с другими шляпами происходит символично, а более конкретная работа проводится уже в начальной школе.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы, вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Использование шляп.
Надеть шляпу. Группа использует шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.
Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет эффективно перестраивать ход мыслительного процесса. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
Опыт показал, что такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексии. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.
Данная методика успешно применяется во внеклассной работе и в дистанционном обучении.
Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:
обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от занятий в начальной школе до подготовки к ЕГЭ;
шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора;это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.
ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА : МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ.
Тип: сообщение и усвоение новых знаний.
Форма: практическое занятие.
Цель:
Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де БоноЗадачи:
Показать участникам возможности использования резервов группового мышления;
Воспитывать культуру обмена мнениями;
Способствовать развитию эффективного творческого мышления;
Актуализация знаний
ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Участники   в белой шляпе будут искать   только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
 В красной шляпе – проанализируют метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при изучении.
Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
Участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с позиции оптимиста.
Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Ну а братом в синей шляпе и дирижёром оркестра буду я.
На выполнение работы даётся 5 минут
в качестве тренировки предлагаю разобрать с позиции каждой шляпы известные сказки (Репка, Колобок, Курочка Ряба,Теремок,Лиса и Журавль).
Выступление коллег от каждой группы. 1-2 минуты на каждую группу.
Ведущий. А теперь послушайте окончание притчи.
 
Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
 
Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.
Сказки и «Шесть шляп».
Красна шляпа- Какие эмоции у вас вызывает каждый герой, сказка в целом?
Белая шляпа - Нужно рассказать о героях сказки интересную информацию (шляпа передается и каждый может рассказать что-нибудь о своем герое);
Черная шляпа помогает вычленить, что в сказке не правильно, так не должно быть!;
Желтая шляпа - это положительное в сказке;
Зеленая шляпа- новые идеи. А как по-другому могла бы закончиться сказка?
ВСЕМ СОВЕТУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДАННУЮ ТЕХНОЛОГИЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. ЭТА УНИКАЛЬНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТАЕТ
-11430093980 " ПО-НОВОМУ, И ЗАСТАВЛЯЕТ ДУМАТЬ ТВОРЧЕСКИ! "