Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами урока математики на изучении темы «Уменьшение в несколько раз» (УМК «Перспективная начальная школа»)


Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами урока математики на изучении темы
«Уменьшение в несколько раз»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Выполнила: Шумихина М.А.
МБОУ «СОШ № 36»
Курс № 29/5
Научный руководитель:
Шупик Ж.В.
Новокузнецк, 2013
Введение
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Данная творческая разработка представляет собой конспект урока по математике во 2 классе, планируемого в III четверти в системе уроков «Перспективная начальная школа», одной из задач которого является формирование логического мышления (связь процедуры получения части с процедурами уменьшения и деления)
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………...….2
II. Урок математики по теме «Сложениечисло10»………………………….3-6
III. Заключение…………………………………………………………………….…..7
IV. Литература………………………………………………………………………..8
V. Приложение…………………………………………………………………….....9
Тема: Уменьшение в несколько раз
Цели урока: -расширить представление обучающихся о понятии «деление»:
-формировать умение выполнять уменьшение в несколько раз;
-закреплять умение выполнять разностное сравнение;
- развивать умение анализировать и обобщать.
Учебно-дидактическое обеспечение: Учебник, Рабочая тетрадь, линейка, простой и цветные карандаши,счетные палочки; две полоски, каждая длиной 12 см(полоски разделены на 3 части, последняя часть – красного цвета)

Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация.
- Ребята, вспомните о чем мы говорили на прошлом уроке?
(Научились делить число 10 на равные части)
- Деление числа 10 на две равные части уменьшает его или увеличивает? И во сколько раз?
(Уменьшает число 10 в 2 раза)
- А если разделить число 10 на 5?
(Разделив число 10 на 5, мы уменьшаем число в 5 раз)
- Что нового мы узнали на прошлом уроке?
(Действие деление связано с уменьшением числа в несколько раз)
- Кто может привести пример уменьшения числа в 2 раза посредством действия деления?
Записываем на доске примеры, которые приводят дети
8:2=410:2=5….
- Сегодня на уроке мы узнаем, как выполнять уменьшение в несколько раз. А как вы думаете, зачем нам это знать?
Задание 1 (У. с.103)
Учитель читает задачу вслух, обучающиеся следят по учебнику.
Ребятам дается время на решение задачи. Записываем на доске:
9•2=18 (сол.)
Ответ: 18 солдатиков.
Начинаем объяснение: Миша пересчитал всех солдатиков (18) и решил половину другу. Каким способом мы посоветуем Мише вновь разделить всех солдатиков на 2 равных набора?
(Можно раскладывать солдатиков по одному – в каждую из двух коробок)
- Сколько будет солдатиков в одной такой части? (9 солдатиков)
- Можно ли считать один набор половиной всех солдатиков? (да, один набор – это половина всех солдатиков)
-Один набор солдатиков Миша подарил другу. У Миши из двух равных частей осталась одна часть.Что можно сказать о количестве солдатиков? (Количество солдатиков у Миши уменьшилось в 2 раза)
- Каким математическим действием можно вычислить количество солдатиков, оставшихся у Миши? (делением, т.е. 18:2=9)
На что указывает число 18? (Сколько было у Миши солдатиков) А число 2?(Количество частей, на которые разделили всех солдатиков.) А число 9? (Количество солдатиков в одной части)
Задание № 3 (У. с.104)
У учеников на столах заранее заготовленные полоски (длина каждой полоски – 12 см). Одна из полосок разделена черточками на три равные части.
- Ребята сравните полоски. Что можно сказать об их длине? (одинакова)
- Отрежьте от полоски, разделенной на 3 части, две части и оставьте себе одну часть. Что теперь можно сказать о длин полоски? (Длина полоски стала меньше).
- Кто может сказать во сколько раз?
-Теперь оставшуюся часть полоски наложите на вторую полоску (ее длина равна длине разрезанной полоски), выясните сколько раз оставшуюся часть полоски можно уложить в целой? (3 раза)
- Какой вывод можно сделать? (Длина оставшейся полоски в 3 раза меньше длины прежней полоски)
- Как математически оформить наш вывод?
12 см : 3 = 4 см
- Разделив полоску на 3 части, что мы с ней сделали? (уменьшили ее длину в 3 раза)
III. Постановка учебной задачи.
Работа в тетради. Запись даты.
-Предлагаю найти значения суммы:
5+3 1+7
6+2 4+5
10+3 10+4
У доски работают 2 ученика. Остальные – в тетрадях.
-Вы смогли решить все примеры? (Нет) В чём трудность?(К числу 10 прибавить числа 3 и 4 не можем).
-Значит, какую тайну мы сегодня откроем? (Будем учиться к числу 10 прибавлять числа)
-Сформулируйте тему урока.(…)
-Какую цель поставим себе на урок?
IV. «Открытие» детьми нового знания.
Работа по учебнику. С. 32, №1.
При выполнении этого задания дети вспоминают, что числа второго десятка получаются из 1 десятка и некоторого числа единиц.
-Открыть тайну нам сегодня помогут Миша и Маша. Прочитайте рассуждение Миши. Сами сформулируйте правило. (Ответы детей.)
-А теперь найдите правило в учебнике и сравните с нашим выводом. Совпадает ли правило с нашим?
-Решите примеры:
10+2= 10+6=
10+5= 10+8=
Один ученик решает на доске.
-Сравните своё решение с решением на доске. Если всё правильно, поставьте себе «+».
- У кого решение не совпало? Поставьте себе «?». Почему у вас не всё получилось? Нужно потренироваться?
V. ФизминуткаИгра «Живые числа»
У уч-ся карточки с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17
-На какие две группы вы можете разделиться? (однозначные и двузначные)
-А ну-ка, числа, разделитесь. Дети выходят к доске и выполняют задание, перечисляют числа своей группы.
У остальных детей на парте карточки с примерами 10-6, 1+4, 6+0, 5+2, 3+5, 10-1, 10+2, 10+3, 10+4, 10+5, 10+6, 10+7
-Примеры, встаньте к своим числам-значениям.
Каждая пара читает свой пример и садится на место.
-Какие из примеров были посложнее?
VI. Первичное закрепление
-Все ли из вас легко решают? Надо ли ещё потренироваться?
1. Работа по учебнику. Задание №2. Самостоятельная работа.
- Как называются данные математические записи? (Суммы).
-Как называются числа при сложении? (Слагаемые).
-Запишите в тетрадь все суммы, в которых первое слагаемое -10, а второе-
однозначное число.
-Вычислите значения этих сумм.
-Проверьте по образцу на доске. Если правильно выполнили – поставьте «+»
Если допустили ошибки – поставьте «?».
Дети выписали и решили 10+1, 10+7, 10+9.
-У кого возникли затруднения?
-А какие ещё похожие на эти примеры есть в этом задании? (2+10, 5+10)
-Как будете рассуждать, если надо будет найти значение суммы, в которой
первое слагаемое однозначное число, а второе- 10? (Будем использовать закон перестановки слагаемых)
Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях: 2+10=10+2=12
5+10=10+5=15
2. Работа в парах. Выполните задание №3.
-Составьте и запишите 3 суммы, в которых одно слагаемое 10, а другое -
однозначное число.
Один ученик в паре составляет суммы, а другой – находит их значения. Взаимопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний.
-Предлагаю вам поработать с карточками. У вас на партах карточки с заданиями двух уровней: А- легче, В- сложнее. Подумайте и определите, какое задание вы будете выполнять.
Задание А.
6+3= 8+2=
3+10= 10+5=
10+1= 10+4=
Задание В.
Вставь пропуски.
…+5=15 10+…=17
…+6=16 10+…=12
10+…=19 …+1=11
Проверка по образцу. Кто решил задание А? Оцените себя: «+» или «?».Кто решил задание В? Оцените себя: «+» или «?».
VIII. Рефлексия
-Вернёмся к девизу урока.
-Какую тайну математики открыли? Над какой темой урока работали?
-Какую учебную задачу ставили? Чему научились?(…)
-Какие трудности испытывали?
-Надо ещё потренироваться? Оцените свою работу при помощи игры
«Дистанция»
Дети встают возле своих мест. Чем успешнее и активнее они были на уроке (по их мнению), тем ближе каждый ребёнок подходит к доске.
-Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок? (Да)
Постарались всё понять? (Да)
Учились тайны открывать? (Да)