Презентация к докладу на научно-практической конференции по теме: Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы)


ДокладТема:Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности(из опыта работы)Выполнила:Рыбкина Ольга Васильевнаучитель начальных классовМОУ ССОШп.СеверныйТалдомский районМосковская область АКТУАЛЬНОСТЬ:Все начинается с детства... Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным. ЗАДАЧАФормирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.ВОПРОСКак можно и нужно развивать универсальные учебные действия? ОТВЕТПроектно-исследовательская деятельность способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Формирует умения:регулятивные,познавательные,личностныекоммуникативные.Позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,научиться применять полученные знания. Проблема: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;неспособность детей внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями;низкая учебная и познавательная мотивация.Важно:Проектно-исследовательский метод совместим с существующими системами обучения и программами в начальном звене.2. Вести целенаправленную работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности. 1 КЛАСС Подготовительный этап 1. Формирование коммуникативных умений: слушать, получать информацию; обмениваться информацией; управлять голосом;адресовывать свое высказывание;выражать свою точку зрения;договариваться, находить компромисс. 2. Формирование специальных проектных умений. представлять конечный продукт;анализировать имеющиеся возможности для выполнения деятельности;составлять план своей работы и следовать ему;искать необходимую информацию в различных источниках. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:Задание «Посмотрите на мир чужими глазами»;Экскурсии в природу и тематические прогулки;Игры: «Следопыт», «Третий глаз», «С какой ветки эти детки?», «Загадочная картина»;Загадки с ошибками;Экспресс-исследования;Задания на сравнение, классификацию и обобщение. 2 КЛАССВторой этап ориентирован на :приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы,оформлять результаты исследования;поддержание самостоятельности школьников. Методы и способы деятельности:Урочная деятельность: учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;Внеурочная деятельность:экскурсии, составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности. Исследовательская работа по «Окружающему миру» 2 класс Тема:"Живая и неживая природа". Цель: экспериментально доказать свойства объектов живой природы (рождение, развитие, питание, дыхание, размножение и гибель) на примере горошины и свойств объектов неживой природы на примере камушка. 3 и 4 КЛАССЫТретий этап - обогащение исследовательского опыта школьников через: дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.Отличие: увеличение сложности учебно-исследовательских задач, переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, Развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов. Методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.Важно:обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений Исследовательская работа 3 класса по теме: "Кашу есть - здоровым быть!"Цель: определить важность и полезность каши в рационе питания учащихся начальных классов.Гипотеза: мы предположили, что польза зерновой каши – в богатом содержании в ней витаминов и минералов, необходимых растущему детскому организму. Вывод: действительно все исследуемые каши богаты витаминами и минералами, необходимые полноценному росту и развитию школьников. Самыми полезными кашами являются – гречневая, овсяная и пшённая. 2 место в Третьей открытой региональной научно-практической конференции «Исследователь 21 века» в 2012 году. 1 место в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса "Таланты России" в 2014 году. Исследовательский проект уч-ся 4 класса по теме: "Как сохранить жизнь срезанным цветам?«Цель : определить, какие факторы влияют на продолжительность жизни срезанных роз.Гипотеза: продолжительность жизни срезанных роз зависит от соблюдения правил по уходу за цветами и добавления в воду эффективных добавок. Мы установили, что долговечность и свежесть роз обеспечивают добавки, дезинфицирующие воду. Лучшим оказался активированный уголь. 1 место в Четвёртой открытой региональной научно-практической конференции «Исследователь 21 века» в 2014 году 1 место в рамках 9-го всероссийского дистанционного конкурса "Таланты России" в 2014 году. используются в урочное время, по продолжительности они кратковременны, по форме - коллективные и групповые,носят предметный характер, направлены, на освоение программного материала и на более глубокое его изучение.Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:Использование на внеклассных занятиях по предметам;Домашние индивидуальные исследования школьников.ВАЖНО:Работа сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Участники переносят своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность. Исследовательский проект уч-ся 4 класса "Письмо в Вечную Память...« Цель: узнать о погибшем прадедушке и написать ему "Письмо в вечную Память". Была проведена большая работа: Во-первых, мы исследовали и оформили альбом "Боевой путь 158 стрелковой дивизии"; Ваня с бабушкой и родителями посетил Братскую могилу в с.Холмец Оленинского района. С ребятами из школьного музея "Боевой славы« этого села вёл переписку и обменивался материалами. В ходе исследования мы:1. обнаружили ошибку в "Книге Памяти Кимрского района" о прадедушке учащегося, где он до сих пор числится пропавшим без вести.2. Мы связались с начальником Военного комиссариата по г.Кимры Базаровым Михаилом Сергеевичем. 3. Он письменно уведомил нас о том, что изменения будут внесены до конца 2016 года. Реализация программы внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» (2ч.в нед.)Девиз:«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Применение целиком зависит от творчества и желания учителя. Значит, выбор за нами, дорогие коллеги!Форм и методов организации исследовательской деятельности достаточно много. Доклад окончен.Спасибо за внимание! ЛИТЕРАТУРА1. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.83. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.4. Разагатова Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.2046. Семенова Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: -Томск: Изд-во ТГПУ.-2004. – С. 275-278.